Библиографическое описание:

Деревякина А. В. Подготовка бакалавров по туризму как проблема профессионального образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 121-123.

В последние годы происходит значительное развитие туристической отрасли в нашей стране и во всем мире. Несмотря на особенно сложные экономические условия, в 2011 году международный туризм вырос более чем на 4 %, достигнув рекордного результата за все времена — 980 миллионов туристских прибытий. Россия показала замечательные результаты — она занимает 13 место в мире по числу международных прибытий. В 2011 году страна приняла более 22,7 млн. туристов и показала 12 процентный рост [1, c.23]. Исследователи прогнозируют дальнейший рост международных туристских прибытий.

Актуальными тенденциями развития внутреннего и въездного туризма в России являются следующие:

  • активное развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма;

  • развитие наиболее перспективных видов туризма;

  • усиление роли туризма на федеральном и региональном уровне;

  • активизация национального турпродукта на мировом и внутреннем туристских рынках [2, c.2].

Среди перспективных видов туризма исследователи называют медицинский и оздоровительный, гастрономический, этнографический и сельский, паломнический и событийный туризм. И хотя на данном этапе внутренний турпоток характеризуется преобладанием пляжного и культурно-познавательного отдыха, событийный туризм стал наиболее развивающимся в настоящее время.

Под событийным туризмом в большинстве стран мира понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значительными общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран [2, c.2]. Такие события дают мощный импульс развитию не только туристической отрасли, но и всей экономике задействованных регионов. В то же время среди факторов, препятствующих развитию событийного туризма в регионах России, отмечается дефицит квалифицированных кадров [2, c.3].

Необходимость подготовки кадров в области туризма продиктована не только быстрым развитием этой отрасли, но и новыми нормами жизни в постоянно меняющихся условиях, что требует способности решать нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу профессиональной деятельности, что привело к построению и развитию образовательных систем под лозунгом «Образование на протяжении всей жизни». На первый план выходит важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменения потребностей экономики и нового общественного устройства [3, c.57]. Туристическая отрасль России нуждается в грамотных туристских кадрах, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Став участником Болонского соглашения, государство разработало и приняло федеральные стандарты третьего поколения, где результатом образования являются компетенции. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо профессиональных знаний и умений, такие личностные характеристики, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [4, c.14–19].

Новые образовательные стандарты предполагают глубокую ориентированность вузовского обучения на профессиональную подготовку бакалавров по направлению «Туризм», отработку профессиональных умений и навыков, формирование важнейших компетенций будущей деятельности.

Целью профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, готового к профессиональной деятельности в современных условиях. В связи с этим принята основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 100400 «Туризм», которая рассчитана на 4 года, 240 зачетных единиц [5, c.2]. Бакалавр по направлению 100400 «Туризм» готовится к следующим видам деятельности:

  • проектная;

  • производственно-технологическая;

  • организационно-управленческая;

  • сервисная;

  • научно-исследовательская.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение учебных циклов:

  • гуманитарный, социальный и экономический циклы;

  • естественнонаучный цикл;

  • профессиональный цикл;

и разделов:

  • физическая культура;

  • учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

  • итоговая государственная аттестация [5, c.6].

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) устанавливаемую вузом. В результате освоения программы бакалавр должен овладеть общекультурными (14) и профессиональными (16) компетенциями. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий и встречи с представителями российских и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов туриндустрии.

Удельный вес интерактивных форм занятий должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

Большое значение придается «учебной и производственной практике», которая непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся в туристической деятельности.

Одним из гарантов качества подготовки является мониторинг качества, который начинается с разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, охватывает разработку и периодическое рецензирование рабочих программ, разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников, регулярное самообследование и заканчивая информированием общественности о результатах своей деятельности. Следует подчеркнуть необходимость максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к их будущей профессиональной деятельности.

Педагогика высшей школы акцентирует внимание на разработке средств интенсификации профессионального развития личности. Вместе с тем, образовательный результат становления специалиста в логике компетентностного подхода представляется готовностью к профессиональной деятельности [6].

Разные аспекты готовности рассматривали в своих работах Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомский, Б. Ф. Ломов, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович. В педагогике готовность к профессиональной деятельности рассматривается как система компонентов, качеств личности будущего специалиста, которые обеспечивают ему выполнение профессиональных функций. Этому посвящены работы В. А. Сластенина и его научной школы, работы молодых исследователей Вороновой О. В., Гришиной Е. П., Калинкиной С. В., Изория Н. М. и др.

Большинство исследователей выделяют в структуре готовности мотивационный, теоретический или когнитивный и практический компоненты. Однако, рассматривая готовность к различным видам деятельности, выделяют также рефлексивный, эмоционально-волевой, аффективный, деятельностно-поведенческий, коммуникативный и другие компоненты.

Анализ содержания профессиональных компетенций ФГОС-3 по направлению 100400 Туризм позволил определить структуру готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму.

Большинство профессиональных компетенций включают в себя знания теории различных учебных дисциплин, а именно: владение теоретическими основами проектирования (ПК-1); использование базовых знаний математики и информатики (ПК-9); знание современных информационных и коммуникативных технологий (ПК-6); знание нормативных документов по качеству, стандартизации и сертификации в туриндустрии (ПК-10) [5, с.5]. Очевидно, что данные компетенции соответствуют когнитивному компоненту готовности.

Многие профессиональные компетенции, базируясь на знании учебных дисциплин, включают в себя использование, анализ и интерпретацию материала, что относится к рефлексивной деятельности человека. Так, например, способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2); способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13); способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14) [5, с.5]. Данные компетенции отнесем к рефлексивному компоненту готовности.

Анализ таких профессиональных компетенций как способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3), способность к работе в трудовых коллективах предприятий туриндустрии (ПК-7), способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации трудовой деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8) [5, с.5] позволяет выделить такие характеристики личности как самостоятельность, ответственность, толерантность, организованность. Воспитание этих качеств включает в себя личностный компонент готовности к профессиональной деятельности.

Содержание таких профессиональных компетенций как готовность к реализации проектов в туриндустрии (ПК-4); готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5); готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15); готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16) [5, с.5], на наш взгляд, выступают существенными характеристиками понятия готовность, так как оно подразумевает заинтересованность специалиста в выполнении профессиональной деятельности, наличие внешних и внутренних условий, мотивов, побуждающих к деятельности. Следовательно, это позволяет выделить мотивационный компонент готовности к профессиональной деятельности.

Учитывая, что сервисная деятельность является важной составляющей в деятельности бакалавра по туризму, рассмотрим профессиональные компетенции ПК-11 и ПК-12 [5, с.5]. Анализ содержания показывает, что бакалавры должны обладать способностью к эффективному общению и умением организовать процесс обслуживания потребителя. Очевидно, данные компетенции имеют коммуникативную направленность, поэтому коммуникативный компонент, также выступает необходимым элементом готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму.

Таким образом, анализ содержания профессиональных компетенций позволяет структурировать готовность к профессиональной деятельности бакалавров по туризму следующим образом:

  • когнитивный компонент;

  • рефлексивный компонент;

  • мотивационный компонент;

  • личностный компонент;

  • коммуникативный компонент.

Спецификой профессиональной деятельности бакалавров по туризму является общение с людьми, поэтому коммуникативный компонент является доминантным и требует активного развития. В то же время готовность к профессиональной деятельности — это интеграционное свойство личности взаимообусловленное всеми компонентами структуры. Следовательно, подготовка бакалавров по туризму к профессиональной деятельности будет зависеть от развития всех компонентов структуры готовности к профессиональной деятельности.


Литература:

  1. Гаранья И. Тенденции развития международного туризма. // Туризм: право и экономика. 2012. — № 2.

  2. Сирченко А. А. О перспективах развития событийного туризма в Российской Федерации. // Туризм: право и экономика. 2012. — № 2.

  3. Соболь Н. В. Проблемы обучения иностранному языку в условиях расширения коммуникаций в современном мире. // Высшее образование сегодня. 2012. — № 5.

  4. Байденко В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы. // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») от 28 октября 2009г.

  6. Руднева Т. И. Тенденции функционирования гуманитарного пространства. // Перспективы модернизации высшего образования: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Т. И. Рудневой. — Самара: ООО «Офорт», 2011. — С.119–121.


Основные термины (генерируются автоматически): профессиональной деятельности, профессиональной деятельности бакалавров, профессиональных компетенций, видам деятельности, содержания профессиональных компетенций, сферу профессиональной деятельности, туристской деятельности, компетенций будущей деятельности, будущей профессиональной деятельности, перспективных видов туризма, выполнении профессиональной деятельности, Спецификой профессиональной деятельности, туристских прибытий, профессионального образования, компоненту готовности, компонент готовности, следующим видам деятельности, событийного туризма, различным видам деятельности, подготовка бакалавров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle