Библиографическое описание:

Деревякина А. В. Подготовка бакалавров по туризму как проблема профессионального образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 121-123.

В последние годы происходит значительное развитие туристической отрасли в нашей стране и во всем мире. Несмотря на особенно сложные экономические условия, в 2011 году международный туризм вырос более чем на 4 %, достигнув рекордного результата за все времена — 980 миллионов туристских прибытий. Россия показала замечательные результаты — она занимает 13 место в мире по числу международных прибытий. В 2011 году страна приняла более 22,7 млн. туристов и показала 12 процентный рост [1, c.23]. Исследователи прогнозируют дальнейший рост международных туристских прибытий.

Актуальными тенденциями развития внутреннего и въездного туризма в России являются следующие:

  • активное развитие межрегионального сотрудничества в сфере туризма;

  • развитие наиболее перспективных видов туризма;

  • усиление роли туризма на федеральном и региональном уровне;

  • активизация национального турпродукта на мировом и внутреннем туристских рынках [2, c.2].

Среди перспективных видов туризма исследователи называют медицинский и оздоровительный, гастрономический, этнографический и сельский, паломнический и событийный туризм. И хотя на данном этапе внутренний турпоток характеризуется преобладанием пляжного и культурно-познавательного отдыха, событийный туризм стал наиболее развивающимся в настоящее время.

Под событийным туризмом в большинстве стран мира понимается туристская деятельность, связанная с разнообразными значительными общественными событиями, а также редкими природными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран [2, c.2]. Такие события дают мощный импульс развитию не только туристической отрасли, но и всей экономике задействованных регионов. В то же время среди факторов, препятствующих развитию событийного туризма в регионах России, отмечается дефицит квалифицированных кадров [2, c.3].

Необходимость подготовки кадров в области туризма продиктована не только быстрым развитием этой отрасли, но и новыми нормами жизни в постоянно меняющихся условиях, что требует способности решать нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу профессиональной деятельности, что привело к построению и развитию образовательных систем под лозунгом «Образование на протяжении всей жизни». На первый план выходит важнейшая социальная деятельность — обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменения потребностей экономики и нового общественного устройства [3, c.57]. Туристическая отрасль России нуждается в грамотных туристских кадрах, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Став участником Болонского соглашения, государство разработало и приняло федеральные стандарты третьего поколения, где результатом образования являются компетенции. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо профессиональных знаний и умений, такие личностные характеристики, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию [4, c.14–19].

Новые образовательные стандарты предполагают глубокую ориентированность вузовского обучения на профессиональную подготовку бакалавров по направлению «Туризм», отработку профессиональных умений и навыков, формирование важнейших компетенций будущей деятельности.

Целью профессионального образования является подготовка компетентного специалиста, готового к профессиональной деятельности в современных условиях. В связи с этим принята основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 100400 «Туризм», которая рассчитана на 4 года, 240 зачетных единиц [5, c.2]. Бакалавр по направлению 100400 «Туризм» готовится к следующим видам деятельности:

  • проектная;

  • производственно-технологическая;

  • организационно-управленческая;

  • сервисная;

  • научно-исследовательская.

Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение учебных циклов:

  • гуманитарный, социальный и экономический циклы;

  • естественнонаучный цикл;

  • профессиональный цикл;

и разделов:

  • физическая культура;

  • учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;

  • итоговая государственная аттестация [5, c.6].

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) устанавливаемую вузом. В результате освоения программы бакалавр должен овладеть общекультурными (14) и профессиональными (16) компетенциями. Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм занятий и встречи с представителями российских и зарубежных компаний, мастер-классы экспертов и специалистов туриндустрии.

Удельный вес интерактивных форм занятий должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

Большое значение придается «учебной и производственной практике», которая непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся в туристической деятельности.

Одним из гарантов качества подготовки является мониторинг качества, который начинается с разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, охватывает разработку и периодическое рецензирование рабочих программ, разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников, регулярное самообследование и заканчивая информированием общественности о результатах своей деятельности. Следует подчеркнуть необходимость максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к их будущей профессиональной деятельности.

Педагогика высшей школы акцентирует внимание на разработке средств интенсификации профессионального развития личности. Вместе с тем, образовательный результат становления специалиста в логике компетентностного подхода представляется готовностью к профессиональной деятельности [6].

Разные аспекты готовности рассматривали в своих работах Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомский, Б. Ф. Ломов, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович. В педагогике готовность к профессиональной деятельности рассматривается как система компонентов, качеств личности будущего специалиста, которые обеспечивают ему выполнение профессиональных функций. Этому посвящены работы В. А. Сластенина и его научной школы, работы молодых исследователей Вороновой О. В., Гришиной Е. П., Калинкиной С. В., Изория Н. М. и др.

Большинство исследователей выделяют в структуре готовности мотивационный, теоретический или когнитивный и практический компоненты. Однако, рассматривая готовность к различным видам деятельности, выделяют также рефлексивный, эмоционально-волевой, аффективный, деятельностно-поведенческий, коммуникативный и другие компоненты.

Анализ содержания профессиональных компетенций ФГОС-3 по направлению 100400 Туризм позволил определить структуру готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму.

Большинство профессиональных компетенций включают в себя знания теории различных учебных дисциплин, а именно: владение теоретическими основами проектирования (ПК-1); использование базовых знаний математики и информатики (ПК-9); знание современных информационных и коммуникативных технологий (ПК-6); знание нормативных документов по качеству, стандартизации и сертификации в туриндустрии (ПК-10) [5, с.5]. Очевидно, что данные компетенции соответствуют когнитивному компоненту готовности.

Многие профессиональные компетенции, базируясь на знании учебных дисциплин, включают в себя использование, анализ и интерпретацию материала, что относится к рефлексивной деятельности человека. Так, например, способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2); способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристской деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13); способность использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14) [5, с.5]. Данные компетенции отнесем к рефлексивному компоненту готовности.

Анализ таких профессиональных компетенций как способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3), способность к работе в трудовых коллективах предприятий туриндустрии (ПК-7), способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации трудовой деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8) [5, с.5] позволяет выделить такие характеристики личности как самостоятельность, ответственность, толерантность, организованность. Воспитание этих качеств включает в себя личностный компонент готовности к профессиональной деятельности.

Содержание таких профессиональных компетенций как готовность к реализации проектов в туриндустрии (ПК-4); готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5); готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15); готовность к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16) [5, с.5], на наш взгляд, выступают существенными характеристиками понятия готовность, так как оно подразумевает заинтересованность специалиста в выполнении профессиональной деятельности, наличие внешних и внутренних условий, мотивов, побуждающих к деятельности. Следовательно, это позволяет выделить мотивационный компонент готовности к профессиональной деятельности.

Учитывая, что сервисная деятельность является важной составляющей в деятельности бакалавра по туризму, рассмотрим профессиональные компетенции ПК-11 и ПК-12 [5, с.5]. Анализ содержания показывает, что бакалавры должны обладать способностью к эффективному общению и умением организовать процесс обслуживания потребителя. Очевидно, данные компетенции имеют коммуникативную направленность, поэтому коммуникативный компонент, также выступает необходимым элементом готовности к профессиональной деятельности бакалавров по туризму.

Таким образом, анализ содержания профессиональных компетенций позволяет структурировать готовность к профессиональной деятельности бакалавров по туризму следующим образом:

  • когнитивный компонент;

  • рефлексивный компонент;

  • мотивационный компонент;

  • личностный компонент;

  • коммуникативный компонент.

Спецификой профессиональной деятельности бакалавров по туризму является общение с людьми, поэтому коммуникативный компонент является доминантным и требует активного развития. В то же время готовность к профессиональной деятельности — это интеграционное свойство личности взаимообусловленное всеми компонентами структуры. Следовательно, подготовка бакалавров по туризму к профессиональной деятельности будет зависеть от развития всех компонентов структуры готовности к профессиональной деятельности.


Литература:

  1. Гаранья И. Тенденции развития международного туризма. // Туризм: право и экономика. 2012. — № 2.

  2. Сирченко А. А. О перспективах развития событийного туризма в Российской Федерации. // Туризм: право и экономика. 2012. — № 2.

  3. Соболь Н. В. Проблемы обучения иностранному языку в условиях расширения коммуникаций в современном мире. // Высшее образование сегодня. 2012. — № 5.

  4. Байденко В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы. // Высшее образование сегодня. 2004. — № 2.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр») от 28 октября 2009г.

  6. Руднева Т. И. Тенденции функционирования гуманитарного пространства. // Перспективы модернизации высшего образования: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Т. И. Рудневой. — Самара: ООО «Офорт», 2011. — С.119–121.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle