Библиографическое описание:

Тимашева А. А. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Особенности восприятия детьми социального мира» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 59-61.

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенности развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений, понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать необходимо.

Вот некоторые особенности восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые внимания не обратили бы. Ребенок заметит, что муравей тащит веточку «задом наперед. Что «электричка пищит, а паровоз гудит», что маму кто-то обидел… Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда. Главным образом (и потом воспроизводят в играх) интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способствовать наблюдать окружающий мир — очень важное преимущество детства, это помогает познанию, проникновению в мир. Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы: «Что это?», то в четыре года уже появляется» Почему, зачем?», а уж потом важные для развития «Как это происходит, как действует?» Правда, сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети 70-х годов. Это можно объяснить тем, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники; с другой стороны — к сожалению, тем, что молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждаем малышей спрашивать о непонятном.

Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда ошибочны. Проявляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Адекватные оценки — это когда, к примеру, положительное явление оценивается положительно, а отрицательное — отрицательно. Разного рода оценки событий формируют представления о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера. Вред неадекватных оценок как раз состоит в том, что дети понимают явления и факты с точки зрения близких людей, чье мнение для них единственно правильное. «И все же, как говорил психолог — Д. Б. Эльконин дети «создают собственную картину мира». Присущая им особенность — устанавливать связи и зависимости — важное приобретение детства, существенный этап в интеллектуальном развитии «Осень всегда бывает после лета. Потому что на солнышке листья загорают и становятся красными, коричневыми, вот и осень» Замечая разные явления и факты, дети как мы видим приведенные выше высказывания дошкольника, далеко не всегда способны проникнуть в сущность, глубину явления.

На характер восприятия социального мира определенное влияние оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и тоже явление, событие по-разному его видят, разное в нем запоминают.

Наблюдая окружающую жизнь, дети отражают свои впечатления в играх, в изобразительной деятельности. Не все что увидел ребенок, он начинает рисовать. Лишь то, что в наибольшей степени произвело на него воздействие, затронуло чувство и интересы, становится темой игр, рисунков, обсуждений.

Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Малыш к примеру, не знает взрослого человека, то есть он еще не знает хорош тот или плох, но посмотрев на него, сразу тянется к нему или отворачивается. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления.

При организации педагогического процесса, направленного на ознакомление с социальной действительностью, педагогу важно запомнить, что процесс этот сложен, противоречив и носит комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности решаются во взаимосвязи, и отделить один от других невозможно. Когда мы обучаем детей математике, настроение педагога в момент занятия, если он владеет методикой, мало отразится на процесс усвоения знаний детьми. Но если с плохим и безразличным настроением воспитатель будет рассказывать детям о добрых поступках, о красоте окружающего мира — вряд ли он сможет вызывать у них ответные нужные чувства и отношения. Приобщение к социальному миру требует от педагога не только мастерства, знания ребенка, но и собственного переживания, явно выраженного отношения. Они порой сильнее слов воздействуют на душу малыша. В этом проявляется и большая ответственность взрослого перед ребенком.

Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Очень полезно проанализировать их с точки зрения разнообразия, потенциальных возможностей для решения педагогических задач и специфики использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Самым объемным и значимым средством является социальная действительность.

Она не только объект изучения, но средство, воздействующее на ребенка, питающее ум и душу.

Социальная действительность содержит все, что необходимо для конкретизации детских представлений и воспитании чувств. Главная нагрузка, которая возлагается на это средство, показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя.

Социальная действительность сама по себе является не только средством воспитания, но и обучения детей дошкольного возраста. Таковыми она становится в том случае, когда субъекты, объекты, факты, события с которыми встречается ребенок, понятны, доступны, личностно значимы для него. Например, годовалый малыш может находиться в гуще социальных событий, острых взаимоотношений, ярких фактов. Является ли этот социальный мир средством воспитания данного ребенка? Оказывается ли он существенное влияние на социализацию личности? Может быть, только через опосредованное воздействие, через близких людей, через их эмоциональное состояние. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение, направленное на него непосредственно. Весь остальной мир для него как бы и не существует, а значит, и использовать его в качестве средства воспитания невозможно.

С возрастом ребенок расширяет для себя социальный мир. По мере его психического развития углубляются познавательные интересы, он начинает понимать причинные связи и зависимости, осознаннее делает проявление чувств. Все это приводит к тому, что большее количество объектов, фактов воздействуют на ребенка, следовательно, социальная действительность в большей мере становится средством воспитания.

Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та часть, которая может быть понятна, и воспринята ребенком определенного возраста, определенного уровня развития и при условии адекватной ему методики. Поэтому, важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, который несет в себе развивающийся потенциал и может стать средством приобщения к социальному миру.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут стать предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического прогресса. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающего мира разнообразны по свойствам, качествам, функциям, назначению. Предметный мир существенно влияет на формирование потребности маленького человека, является своеобразной опорой в общении с другими людьми.

Особое место в предметном мире занимает игрушка. Это необходимое средство ознакомления с социальным миром. Народная игрушка помогает приблизиться к национальным корням, к собственному народу, что также значимо для социализации личности. Исключительное место в этом плане занимает кукла, так как она наиболее других игрушек стимулирует развитие социальных чувств.

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств ребенка. Как можно раньше надо приобщать детей к литературе, при этом не использовать ее как средство сопровождения других каких либо действий ребенка. Для этого подойдут народные песенки, потешки. Художественная литература самоценна. «Крайне важно писал — В.Брюсов,- чтобы дети с ранних лет привыкали видеть в литературе нечто достойного уважения, благородное, возвышенное» Литература становится незаменимым средством приобщения к социальному миру, если она отобрана с учетом ее высокой информативности и влияния на эмоциональную сферу ребенка.

Уточняет и расширяет представления детей о социальном мире изобразительное искусство. Когда речь идет об изобразительном искусстве, как о средстве познания социального мира, имеется в виду именно искусство, а не картинки и картины, которые использует педагог в дидактических играх. Произведения больших художников затрагивают душу ребенка. К сожалению, взрослые часто недооценивают способность дошкольника проникать высокими чувствами, прикасаться к «подлинному, человеческому» Так же как и в литературе, отбор произведений должен осуществляться с учетом возраста ребенка, его интересов, уровня восприятия изобразительного творчества, но обязательной перспективой дальнейшего развития. Это могут быть картины В.Васнецова, А.Куинджи, И.Иванова. В.Перова.

Мы выяснили, что ребенок знакомится с социальным миром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся главным источником познания мира, но только при определенных условиях, а именно — при доступности восприятию, соответствию возрастным возможностям, эмоциональной насыщенности.

Рассматривая средства познания как источник получения информации о мире, необходимо определить позицию педагога. Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятия детьми? С этой целью точки зрения, все средства познания можно разделить на три группы.

Первая группа — источники, получения информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (скорее всего это сам взрослый, грамотно и достоверно передающий детям информацию о мире).

Вторая группа — это источники, поддающиеся частично управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого — педагога или родителя — на сам источник, как правило, отсутствует, то есть мы диктуем писателю или художнику, о чем и как писать. Производится лишь отбор средств с позиции их педагогической целесообразности.

К третьей группе относятся те источники, которыми взрослый управлять практически не может (случайная информация, которую дети могут получить из общения со сверстниками, старшими братьями, из собственных наблюдений.)

Задача педагога — сделать так, чтобы большую часть достоверной информации, дети получали из двух первых источников, и при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из третьей группы. При этом важно чтобы у педагога с ребенком были доверительные отношения. Иначе ребенок не раскроется, не посвятит взрослого в свои тайны.

Целенаправленная, продуманная педагогическая работа под руководством разумного взрослого будет способствовать обогащению ребенка новыми знаниями, научит его самого анализировать, раздумывать размышлять над тем, что он узнает. При этом такая работа окажет благоприятное воздействие на развитие человеческих, социальных чувств.


Литература:

  1. Виноградова.Н.Ф., Куликова.Т. А. Дети и взрослые и мир вокруг нас. — М.Просвещение, 1993.

  2. Гриценко.З.А.«Пришли мне чтения доброго…» — М.:Мегатрон, 1999.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle