Библиографическое описание:

Абакумова Е. Б. Самообразовательная деятельность современного учителя [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 133-135.

Врезка1

«Трудно переоценить роль личности педагога, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика», — писал В. А. Сухомлинский. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер [6].

Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно [7].

Решение новых социальных задач, которые выдвигает общество, современная образовательная ситуация объективно требуют от учителя осознания необходимости собственного самопознания, самовоспитания, самообразования.
Самообразование каждого члена общества способствует повышению его деловой квалификации и, следовательно, общественному прогрессу, поэтому образовательная система всегда заинтересована в массовом самообразовании и участвует в организации самообразовательной деятельности с различной степенью активности в зависимости от конкретной социальной ситуации.
Теоретические основы для разработки проблем самообразовательной деятельности учителя были заложены в работах Е. Н. Волконского, Н. Н. Иорданского, M.II. Скаткина, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого. К. Д. Ушинский высказал мысль о непрерывном самообразовании учителя: «учиться всю жизнь», а также впервые провел идею связи самообразования учителя с его профессиональными запросами [7].
Много интересных мыслей об организации самообразования высказал Н. А. Рубакин, составив за свою жизнь 15000 индивидуальных программ и более 20 руководств по самообразованию. Он различал самообразование общее и специальное, подчеркивая их диалектическую взаимосвязь: «без общего образования человек не может достигнуть должного понимания какого бы то ни было явления, а значит — он не может быть хорошим специалистом» [4]. Особенно актуальны эти мысли Н. А. Рубакина для учителей: «... специальное образование должно не заглушать, а дополнять общее. Одно для другого необходимо; одно без другого немыслимо». Он подчеркивал важность органической связи самообразования с практикой. «Первое и главное правило: надо начинать самообразование не с книги, а с жизни» [4]. Это особенно важно для педагогического самообразования, которое превращается в формальность без глубокого педагогического самоанализа.
Группа ученых (Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, О. И. Ганченко и др.) в отношении целей и направленности самообразования учителя в современных условиях развития образования, которые, исходя из общей цели образования — целостного развития личности, становления ее индивидуальности, самобытности, основными задачами самообразования специалиста-педагога считают следующие:
  • формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию — сотворить себя;
  • развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира;
  • активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности;
  • совершенствование личностных качеств.

Целью профессионально-педагогического самообразования, как считает Г. М.. Каджаспирова, является личное и профессиональное самосовершенствование, что позволяет достичь профессиональной компетентности, высокого общекультурного уровня, повышения результативности педагогической деятельности, проявляющейся в качественных изменениях развития личности школьника, то есть достижения высокою уровня педагогического мастерства и творческого отношения к делу [3].
В других определениях акцент делается на то, что самообразование для педагога не самоцель, а возможность совершенствования педагогической деятельности ради продвижения обучаемых. Под педагогическим самообразованием понимается целенаправленная самостоятельная деятельность учителя по усовершенствованию имеющихся и приобретению новых психолого-педагогических и методических знаний и их творческое использование в соответствии с характером выполняемой работы [5].
С. П. Иванова относит самообразование педагога к одному из видов познавательной деятельности, не называя других необходимых признаков: самообразование педагога определяется как вид профессионально ориентированной информативно-коммуникативной познавательной деятельности [2].
О. И. Ганченко считает, что целесообразнее пользоваться термином «профессиональное педагогическое самообразование». Профессиональное самообразование включает в себя все перечисленные понятия и касается более широкого аспекта проблем профессионального становления и совершенствования педагога. Профессиональное самообразование шире, чем профессиональное педагогическое, так как самообразованием занимаются в любой сфере человеческой деятельности. Педагогическое самообразование, психолого-педагогическое самообразование только из контекста понимается как общее профессиональное самообразование. Вне контекста сами понятия больше ориентируют на одну сторону самообразования педагога — психолого-педагогическую, которая не может исчерпать все содержание самообразовательной деятельности в сфере педагогического труда. Самообразование учителя и профессиональное педагогическое самообразование — синонимические словообразовании и могут использоваться равноценно.
Таким образом, профессиональное самообразование педагога — многокомпонентная деятельность, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга. Оно выполняет следующие функции:
  1. Дополняет, уточняет, углубляет, расширяет базовое общее и профессиональное образование.
  2. Компенсирует недостатки базового образования или является средством его приобретения.
  3. Способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности.
  4. Помогает осмыслению передового опыта работы и собственной самостоятельной деятельности.
  5. Является средством самопознания и самосовершенствования.

Последняя функция связана с тем, что в процессе самообразования человек постоянно выявляет свое мнение о незнании. Этот вид знания был осознан в свое время Сократом в процессе исследования самого себя и других людей: «Я знаю, что я ничего не знаю», — говорил человек, «превыше всех своею мудростью» в Элладе. Знание о незнании вносит в сознание личности неудовлетворенность собой, заставляет сомневаться в полноте и непогрешимости имеющихся знаний. Этот вид знания выступает как источник саморазвития [1].

Самообразование педагога — сложное явление в том плане, что практически вся окружающая его среда является постоянным источником самообразовательной деятельности.
О. И. Ганченко считает, что есть два вида педагогического самообразования: в широком смысле, то есть когда педагог совершенствует свои знания и умения в самых различных областях действительности, и самообразование, преследующее цель развития и совершенствования специальных знаний и умений педагога, его деятельность и мастерство. Оба вида самообразования диалектически связаны между собой, дополняют друг друга. Более узко педагогическое самообразование понимается как самостоятельная деятельность по овладению теорией и передовым педагогическим опытом [1].
Разработка проблемы профессионально-педагогического самообразования обогатилась в последние десятилетия большим числом исследований и практических рекомендаций, в которых определены содержание, принципы, формы и методы самообразовательной деятельности.
Самообразование учителя зависит от умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Исследования Н. В. Кузьминой показали, что учителя начинают интенсивно заниматься самообразованием, когда внутри школы организуется научно-практическая и научно-исследовательская деятельность всего педагогического коллектива, сами практические методы становятся стимулятором в области самообразования.
Самообразование охватывает широкий круг вопросов, однако направленность педагогического самообразования должна быть обращена к изучению таких проблем, тех предметов, которые для современной школы являются актуальными. В числе таких проблем, составляющих основу педагогического самообразования, могут быть проблемы педагогического общения, новые педагогические технологии, введение Федеральных государственных стандартов второго поколения. Важным представляется блок проблем, связанных с формированием научного мировоззрения учащихся, их духовной культуры, с гражданским воспитанием и др.
В исследовании В. Б. Шароновой самообразовательная деятельность учителя рассматривается как система знаний, включающая в себя следующие основные компоненты.
  1. Образовательный — знания, выраженные в понятиях или образах, восприятий и представлений, включающая обучающую и развивающую цели, оперирование умениями и методическими приемами и технологиями по преподаваемому предмету.
  2. Научно-методический — анализ научных исследований, изучение методик и технологий, передового педагогического зарубежного и российского опыта и личного опыта профессиональной деятельности.
  3. Научно-исследовательский — овладение новыми знаниями, способами решения педагогических задач, новыми педагогическими технологиями, создание собственных методов и способов профессионально-творческой самообразовательной деятельности. Самообразование является мощным каналом воздействия на личность учителя с целью развития его способности к саморегуляции [8].
На основании анализа теории данного вопроса мы сделали выводы о принципах организации самообразования, которые реализуются на практике:
  • системный подход в планировании и организации самообразования;

  • последовательность и непрерывность в формировании умений самообразования;
  • связь самообразования с практической деятельностью, сочетание научно-теоретической подготовки с овладением умениями и навыками, необходимыми для педагогической деятельности;
  • добровольный характер самообразования и целенаправленное управление этим процессом, то есть соответствие содержания самообразования уровню подготовки учителя, его интересам и склонностям.
В заключении отметим, что современный учитель — это учитель, у которого ценностной установкой является профессиональное педагогическое самообразование, способствующее постоянному развитию и совершенствованию профессиональных, личностных качеств, необходимых для решения всё новых и новых задач.

Литература:
  1. Ганченко И. О. Развитие личности педагога в системе непрерывного профессионального. Дис. д-ра пед. наук:-М., РГЕ, 2005.
  2. Иванова С. П. Психологический анализ использования профессионально- педагогических знаний в деятельности учителя: Автореф. дис.... канд. психолог, наук. — JL, 1982.

  3. Каджаспирова Г. М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. — М., 1993.

  4. Рубакин Н. А. Письма к читателям о самообразовании. — СПб., 1913.

  5. Сухобская Г. С. Психологические проблемы самообразования учителя. -М., 1996.

  6. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.

  7. Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы. //Пед. соч. — М., 1959, Т.10.

  8. Шаронова В. Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности: Дис. канд. пед. наук.-М.,РГБ, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle