Автор: Дмитриева Надежда Владиславовна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, январь 2013)

Библиографическое описание:

Дмитриева Н. В. Реализация межпредметных связей на уроках рисунка [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 110-112.

XXI век стал для России эпохой перемен, в том числе и в социокультурной жизни страны. Перемены произошли и в образовательной системе. Изменились цели образования, разрабатываются новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центре внимания работников образования остается результативность обучения. В повышении качества образования межпредметные связи играют важную роль. Они способствуют повышению практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения. Межпредметные связи формируют целостное восприятие окружающего мира.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Если рассматривать их в узком (предметном) смысле слова, то межпредметные связи — это принцип дидактики, выполняющий интегративную и дифференцированную функции в процессе преподавания конкретного предмета и выступающий в качестве средства объединения предметных знаний в целостную систему, расширяющую пределы данного предмета без потери его качественных особенностей.

Целью художественного образования является формирование восприятия целостной картины мира. Учебные дисциплины (рисунок, живопись, композиция и др.) взаимосвязаны между собой и «работают» друг на друга.

Рисунок тесно связана с такими предметами как «перспектива», «композиция», «пластическая анатомия». На старших курсах связь с пластической анатомией особенно возрастает, так как студенты начинают глубоко и всесторонне изучать фигуру человека. С теоретическими вопросами они сталкиваются еще на 2 курсе, при изучении дисциплины «пластическая анатомия», а вот с проблемами применения теоретических знаний на практике — при рисовании фигуры человека.

Фигура человека очень сложна для изображения. Видимые очертания ее форм постоянно меняются в зависимости от положения фигуры в пространстве или от производимого человеком движения. Вследствие этого возникает проблема осознанного рисования, построения фигуры студентами. Знание пластической анатомии помогает решить эту задачу.

Пластическая анатомия — неотъемлемая часть рисунка, она базируется на принципах сознательного построения и изучения особенностей модели, на знании законов светотени и тона. Пластическая анатомия дает возможность изучить двигательный аппарат человеческого тела, строение скелета, соединений костей и мышечной системы. Помогает научно обоснованно построить фигуру, найти связь отдельных частей друг с другом, правильно передать внешнюю пластическую форму тела человека. Но часто теоретические знания так и остаются теоретическими, и студенты затрудняются применять их на практике. В этом вопросе как нельзя лучше поможет применение анатомического рисования на уроках рисунка.

Анатомическое рисование помогает постигать закономерности строения человеческого тела. Студенты учатся анализировать, делать выводы и начинают размышлять о строении формы иее пластике.Можно выделить основные затруднения, с которыми сталкиваются студенты в работе.

Основная проблема при рисовании фигуры человека является постановка фигуры на плоскость. Для грамотного изображения человека и убедительной постановки очень важно уметь правильно определить центр тяжести, его местоположение, в зависимости от положения, которое занимает фигура. Мы предлагаем проводить задания, которые направлены на определение центра тяжести различных статичных и динамичных положений, занимаемых фигурами. Студентам раздаются карточки с изображением человека в простом движении с опорой на одну ногу (часто встречающееся движение в учебном рисунке). Часть изображений правильная (фигура стоит устойчиво), а в некоторых допущены ошибки (фигура не устойчиво поставлена на плоскость). Учащимся предлагается определить центр тяжести у предлагаемых фигур и найти «неправильные изображения». Постепенно можно усложнять задания — предлагать находить центр тяжести у фигур, изображенных в более сложных движениях (сидящие, бегущие, поднимающие тяжести, идущие в гору и др.). Это несомненно разовьет «глазомер» студента и облегчит рисование по представлению на уроках композиции.

Примеры готовых схем (из книги Н.Ли).


Часто работы студентов отличаются поверхностным изображением как фигуры в целом, так и отдельных ее частей. Чтобы избежать «срисовывания», при рисовании фигуры человека необходимо постоянно анализировать форму той или иной части тела, ее конструкции. Добиться осознанного рисования помогает стилизация, упрощение части тела до схематичного изображения, отображающего ее конструкцию, внутреннее строение, взаимосвязь с другими частями тела. Поэтому мы предлагаем такой вид задания: студентам выдаются готовые схемы отдельных частей тела (стопы, кисти и др.); пользуясь схемами,студент изображает интересующий его узел в том ракурсе, который представлен у него на работе. Это помогает лучше понять форму и строение той или иной части тела, узла, которые наиболее часто вызывают затруднения. Изначально предлагаются готовые схемы. В дальнейшем студент может предлагать и пользоваться своими схемами.

Примеры готовых схем (из книги Г. Бамеса).

Рисование по представлению — один из важных и самых трудных видов заданий. Студент обобщает накопленные знания и опыт и реализует их на практике. Но тем не менее необходимо постоянно развивать это умение у студентов. Предлагаемое задание направлено на это. Учащимся предлагаются карточки с изображением головы человека в различных ракурсах. По опорным точкам (кости черепа, выходящие на поверхность головы: носовые, скуловые кости, лобные бугры и т. д.) им необходимо нарисовать череп по представлению в том ракурсе, в котором представлена изображенная голова. Начать выполнять такие задания можно с головы, так как студенты имеют больше практического опыта в изображении именно нее.

Постепенно можно добавлять и другие части тела.

Примеры карточек с изображением головы человека в различных ракурсах (работы студентов РАХЖВиЗ).

Анатомический диктант — еще один вид рисования по представлению. Студентам предлагаются схемы костного аппарата, на который послойно они рисуют мышцы.

Примеры схем костного аппарата (из книги Г. Бамеса)

Выполняя эти виды заданий студенты обобщают накопленные знания и опыт и реализуют их на практике. В результате систематического выполнения заданий, вырабатывается более осознанный подход к рисованию. Студенты избегают внешнего срисовывания, развивают свое пространственное мышление.


Литература:

  1. Манашеров Г. И. «Пластическая анатомия и рисунок»; «Юный художник» 1988 г. № 1, № 2.

  2. Манашеров Г. И. «Фигура в движении»; «Учебный рисунок» РАХ Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи,скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, кафедра рисунка 2001.

  3. Механик Н. С. «Основы пластической анатомии»; Издание репринтное. Печатается по оригиналу 1958 г. Отпечатано в типографии «На страже Родины», 2006.

  4. Н. Ли. «Основы учебного академического рисунка». –М.: Издательство Эксмо, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle