Библиографическое описание:

Бокова Т. П., Призова Л. Б., Чикалова С. М. Гражданское и патриотическое воспитание детей, через организацию проектной деятельности в образовательном пространстве дошкольного учреждения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 47-48.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: детям, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости. [1]

Начиная работу по патриотическому воспитанию нами был составлен перспективный план реализации проекта. Проект имеет следующие направления:

  • семья, история семьи, родственники, семейные традиции, родословная;

  • детский сад: дети, взрослые, игры, игрушки, традиции;

  • город, его история, герб, традиции, выдающиеся горожане прошлого и настоящего времени, достопримечательности;

  • область, страна, символика страны, её история, защитники Отечества;

  • родная культура: праздники, традиции, народно-прикладное искусство, устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные игры;

  • объекты живой природы [2].

Осуществление проекта патриотического воспитания строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, инструктором по физическому воспитанию, дефектологами) и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста, которые реализуются в таких формах работы, как тематические занятия (интегрированного характера), экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, выставки. [3]

В группе оформлен центр по патриотическому воспитанию детей. Создана библиотека детской литературы, приобретены новые дидактические игры (лото, пазлы, парные картинки, набор солдатиков российской армии), наглядные пособия (карты, глобус, фотоальбомы, видеоматериалы и др.), а также атрибуты, связанные с государственной символикой.

Отличительной особенностью нашего проекта стало традиционное проведение конкурса «Юных чтецов». Один из таких имел название «Моя любимая Родина». В рамках «Театральной недели» мы проводим театрализованные представления на тему русских народных сказок: «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др., а также народные развлечения — ярмарки, где дети в интересной интегрированной форме приобщаются к народным промыслам. Кроме того, каждой осенью в нашем детском саду проходит выставка «Дары осени», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Озеленим территорию детского сада», «Чистый детский сад», «Покорми птиц зимой».

9 мая, традиционно, в нашем детском саду проводится торжественный праздник, посвящённый этой знаменательной дате. Задача этого праздника — проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём — непосредственные участники тех событий. Многие ребята совместно с родителями создают альбомы и фотогазеты «История моей семьи в истории моей страны». В них они рассказывают о своих близких родственниках, участвовавших в важных событиях истории нашей Родины. Под руководством педагога дополнительного образования дошкольники рисуют портреты ветеранов (своих прадедушек и прабабушек), а также готовят им поздравительные открытки и поделки.

Проектная деятельность по формированию патриотизма идет в тесном сотрудничестве с педагогом дополнительного образования. В разделе Изобразительное искусство предполагаются беседы о народных промыслах, праздниках, беседы о творчестве русских художников с рассматриванием репродукций картин. Полученные знания, дети реализуют в продуктивной деятельности: лепке (из глины, соленого теста и пластилина), декоративном рисовании, тематическом рисовании «Пейзажи родного края», «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», «Любимые места города», конструировании «Мост через реку Томь», «Родной Храм», коллективная работа «Панорама города».

Наш город хоть и небольшой, но богат талантливыми художниками. Их работы часто экспонируются в городском музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока и выставочном зале краеведческого музея. У нас есть уникальная возможность приобщить детей к изобразительному искусству не через репродукции, которые зачастую оставляют желать лучшего, а посредством подлинных картин — работ художников нашего города, монументальной скульптуры. Работы наших художников — это прекрасный материал, с помощью которого можно успешно решать задачи нравственно-патриотического воспитания. На первом этапе работы в данном направлении был собран необходимый материал о художниках и скульптуре города. Определены объекты для экскурсий с детьми: музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока, городской краеведческий музей, детская художественная школа. В план работы также входит знакомство с памятником А. С. Пушкину, посещение Дворца культуры «Победа», Храма Рождества Иоанна Предтечи, Храма 14000 Вифлеемских Младенцев, Мемориального комплекса в память о павших за Родину в годы Великой Отечественной Войны и мемориального комплекса «Три штыка».

На занятиях воспитанники знакомятся с творчеством А. М. Серова, Н. Н. Черкасова, А. И. Кухаря, Е. М. Свиридовой, а также с работами художника реставратора В. Н. Игоренко. Дошкольники с педагогами и родителями посещают выставки их картин и скульптур, слушают рассказы самих авторов о себе и своих работах, беседуют с художниками.

Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектуре города, дети учатся не только выделять образы картин, видеть перспективу, определять цветовую гамму, получают знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формируют умения использовать техники и приемы рисования и лепки, но и узнают историю родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомятся с его жителями. И, конечно же, у детей рождается чувство любви, и гордости за свою малую Родину, так как они реально видят и общаются с талантливыми людьми, в произведениях которых отражена красота родного края.

Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями, формы взаимодействия с которыми также весьма разнообразны: тематические родительские собрания, круглый стол, совместные экскурсии, походы, поездки, праздники, выставки, создание фотоальбомов, плакатов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие. Интересным для детей и родителей стало задание создать Герб своей семьи и генеалогическое древо. Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.

Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.


Литература:

  1. Зукау, Е. Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников. /Е. Ф. Зукау // Педагогика ДОУ. — № 1.- 2011. — с.10–15.

  2. Подрезова, Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание./Т. И. Подрезова. — М.: Айрис-пресс, 2009.-с.15–25.

  3. Комарова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет. Методическое пособие./Н. Г. Комарова, Л. Ф. Грибова. — М.:Педагогическое общество России, 2010.- с.5–25.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle