Библиографическое описание:

Бокова Т. П., Призова Л. Б., Чикалова С. М. Гражданское и патриотическое воспитание детей, через организацию проектной деятельности в образовательном пространстве дошкольного учреждения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 47-48.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они дошкольникам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: детям, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является метод проектной деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости. [1]

Начиная работу по патриотическому воспитанию нами был составлен перспективный план реализации проекта. Проект имеет следующие направления:

  • семья, история семьи, родственники, семейные традиции, родословная;

  • детский сад: дети, взрослые, игры, игрушки, традиции;

  • город, его история, герб, традиции, выдающиеся горожане прошлого и настоящего времени, достопримечательности;

  • область, страна, символика страны, её история, защитники Отечества;

  • родная культура: праздники, традиции, народно-прикладное искусство, устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные игры;

  • объекты живой природы [2].

Осуществление проекта патриотического воспитания строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, инструктором по физическому воспитанию, дефектологами) и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста, которые реализуются в таких формах работы, как тематические занятия (интегрированного характера), экскурсии, целевые прогулки, развлечения, праздники, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность, выставки. [3]

В группе оформлен центр по патриотическому воспитанию детей. Создана библиотека детской литературы, приобретены новые дидактические игры (лото, пазлы, парные картинки, набор солдатиков российской армии), наглядные пособия (карты, глобус, фотоальбомы, видеоматериалы и др.), а также атрибуты, связанные с государственной символикой.

Отличительной особенностью нашего проекта стало традиционное проведение конкурса «Юных чтецов». Один из таких имел название «Моя любимая Родина». В рамках «Театральной недели» мы проводим театрализованные представления на тему русских народных сказок: «Теремок», «Три медведя», «Гуси-лебеди» и др., а также народные развлечения — ярмарки, где дети в интересной интегрированной форме приобщаются к народным промыслам. Кроме того, каждой осенью в нашем детском саду проходит выставка «Дары осени», а весной — выставка пасхальных сувениров и яиц. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Формирование таких чувств, как любовь к природе родного края, желание беречь её и защищать осуществляется в таких формах деятельности, как акции «Озеленим территорию детского сада», «Чистый детский сад», «Покорми птиц зимой».

9 мая, традиционно, в нашем детском саду проводится торжественный праздник, посвящённый этой знаменательной дате. Задача этого праздника — проследить связь поколений, и поэтому почётные гости на нём — непосредственные участники тех событий. Многие ребята совместно с родителями создают альбомы и фотогазеты «История моей семьи в истории моей страны». В них они рассказывают о своих близких родственниках, участвовавших в важных событиях истории нашей Родины. Под руководством педагога дополнительного образования дошкольники рисуют портреты ветеранов (своих прадедушек и прабабушек), а также готовят им поздравительные открытки и поделки.

Проектная деятельность по формированию патриотизма идет в тесном сотрудничестве с педагогом дополнительного образования. В разделе Изобразительное искусство предполагаются беседы о народных промыслах, праздниках, беседы о творчестве русских художников с рассматриванием репродукций картин. Полученные знания, дети реализуют в продуктивной деятельности: лепке (из глины, соленого теста и пластилина), декоративном рисовании, тематическом рисовании «Пейзажи родного края», «Дом, в котором мы живем», «Моя улица», «Любимые места города», конструировании «Мост через реку Томь», «Родной Храм», коллективная работа «Панорама города».

Наш город хоть и небольшой, но богат талантливыми художниками. Их работы часто экспонируются в городском музее детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока и выставочном зале краеведческого музея. У нас есть уникальная возможность приобщить детей к изобразительному искусству не через репродукции, которые зачастую оставляют желать лучшего, а посредством подлинных картин — работ художников нашего города, монументальной скульптуры. Работы наших художников — это прекрасный материал, с помощью которого можно успешно решать задачи нравственно-патриотического воспитания. На первом этапе работы в данном направлении был собран необходимый материал о художниках и скульптуре города. Определены объекты для экскурсий с детьми: музей детского изобразительного искусства народов Сибири и Дальнего Востока, городской краеведческий музей, детская художественная школа. В план работы также входит знакомство с памятником А. С. Пушкину, посещение Дворца культуры «Победа», Храма Рождества Иоанна Предтечи, Храма 14000 Вифлеемских Младенцев, Мемориального комплекса в память о павших за Родину в годы Великой Отечественной Войны и мемориального комплекса «Три штыка».

На занятиях воспитанники знакомятся с творчеством А. М. Серова, Н. Н. Черкасова, А. И. Кухаря, Е. М. Свиридовой, а также с работами художника реставратора В. Н. Игоренко. Дошкольники с педагогами и родителями посещают выставки их картин и скульптур, слушают рассказы самих авторов о себе и своих работах, беседуют с художниками.

Приобщаясь к изобразительному искусству и архитектуре города, дети учатся не только выделять образы картин, видеть перспективу, определять цветовую гамму, получают знания о жанрах и видах изобразительного искусства, формируют умения использовать техники и приемы рисования и лепки, но и узнают историю родного города, особенности его природы и архитектуры, знакомятся с его жителями. И, конечно же, у детей рождается чувство любви, и гордости за свою малую Родину, так как они реально видят и общаются с талантливыми людьми, в произведениях которых отражена красота родного края.

Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями, формы взаимодействия с которыми также весьма разнообразны: тематические родительские собрания, круглый стол, совместные экскурсии, походы, поездки, праздники, выставки, создание фотоальбомов, плакатов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие. Интересным для детей и родителей стало задание создать Герб своей семьи и генеалогическое древо. Всё это способствовало развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.

Таким образом, воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности детей. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.


Литература:

  1. Зукау, Е. Ф. Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников. /Е. Ф. Зукау // Педагогика ДОУ. — № 1.- 2011. — с.10–15.

  2. Подрезова, Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание./Т. И. Подрезова. — М.: Айрис-пресс, 2009.-с.15–25.

  3. Комарова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет. Методическое пособие./Н. Г. Комарова, Л. Ф. Грибова. — М.:Педагогическое общество России, 2010.- с.5–25.


Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, педагогом дополнительного образования, детского изобразительного искусства, искусства народов Сибири, изобразительного искусства народов, воспитание детей, Патриотическое воспитание, патриотических чувств, патриотическому воспитанию, родного края, проектной деятельности, деятельности детей, патриотическое воспитание детей, воспитание детей дошкольного, детском саду, изобразительному искусству, тесном сотрудничестве, детей старшего дошкольного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle