Библиографическое описание:

Алиомаров Л. М., Малахмаева С. Р. Труд как воспитательный элемент современного общества [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 68-69.

Ключевые слова: политехнический, производственный, проектирование, развивающий, технико-технологический, экономический, познавательный, агротехнологии.


Система образования сегодня в стране очень трудно обновляется: во многих школах нет единой трудовой подготовки школьников, забыта система образования советской школы, которая занималась политехническим, производственным, общественно полезным трудом.

Соединение обучения с общественно полезным трудом носила несколько аспектов трудовой подготовки школьников таких как: воспитательный, развивающий, технико-технологический, экономический, познавательный и др. На практике все они должны были бы выступать как единое целое. Но в общеобразовательных школах мало уделяют внимания на трудовое воспитание учащихся, только берутся отельные разделы или модули по образовательной области «Технология».

В работе по воспитанию учащихся «нельзя забывать, что созидательная деятельность — это прежде всего средство формирования личности, нравственно-психологической готовности к труду как первой жизненной потребности» [1].

Мало внимания уделяется технологии социального воспитания, где осуществляется важнейшая функция общества — подготовка подрастающего поколения к общественной жизни.

В нынешних условиях, к сожалению, слабо осуществляется и нравственное воспитание, распространены такие негативные явления как: наркомания, алкоголизм, правонарушения. Налицо тенденция отчуждения учащихся от труда, почти ни в одной школе дети не занимаются агротехнологией (сельскохозяйственным трудом), школьные участки заросли бурьяном. Нельзя забывать, что в пост советское время, вовлекая учащихся в общественно полезный труд на пришкольных участках и на промышленных предприятиях, давали возможность позволяли овладеть какой-либо профессией. А ведь именно труд, организованный правильно, имея педагогический и экономический подход, мог бы в значительной мере помочь в преодолении отрицательных поступков и привычек. Учебный труд на пришкольных участках становится совершенно необходимой частью жизнедеятельности учащихся, позволяет достичь положительных результатов в воспитании и развитии в сфере сельского хозяйства. Готовить школьников к труду в сфере материального производства, предпринимательской, потребительской и экономической деятельности необходимо как в процессе учебы, так и во внеурочное, внешкольное время в процессе дополнительной работы с учащимися. Внеурочная трудовая деятельность школьников — это преобразовательная деятельность, где учащихся включают в разнообразные трудовые отношения с обществом по усвоению учащимися общей технологической культуры труда.

Сегодня система «учитель→ученик, ученик→учитель» должна работать в любом виде деятельности, видеть в труде высокие нравственные ценности, дальнейшую жизненную перспективу, осознать полезность их труда в обществе. Содержание и формы внеурочной трудовой деятельности могут стать действенным ориентиром в воспитательной работе со школьниками, в подготовке их к трудовой жизни. Организация различных форм трудовой деятельности учащихся необходимо превратить в систему, на основе формирования у учащихся технологического и экономического мышления, самостоятельности и предприимчивости, что позволить повысит статус профессиональной подготовки.

Итак технология трудового воспитания и обучения включает: трудовое воспитание, трудовое обучение, производительный труд, политехническое образование и воспитание, профессиональная ориентация, профессиональное образование и технологическое образование.

Технологическое образование — это новый этап в развитии трудового воспитания в школе: учебный предмет «Трудовое обучение» заменен предметом «Технология» как отрасль научного знания, который сочетает в себе следующие составляющие: объект, знание, процесс и субъект.

Как образовательная область «Технология» в его основе лежит процесс труда на преобразовательной деятельности, нацеленный на решение проблем труда учащихся на основе использование различных материалов, где учат учащихся решать проблемы, используя знания, умения и навыки проектирования и изготовления изделий, которые способствует приобретению и применению экономических знаний.

Основной метод обучения технологии — это активное включение учащихся в процесс проектирования и изготовления чего-либо посредством проектов, т. е. создание собственного продукта. На таком фундаменте школьники, проявившие повышенный интерес и желание к технологии, техники, экономики и т. п.

Одним из распространенных и перспективных видов внешкольной трудовой деятельности были учебно-производственные комбинаты (УПК). Основная функция УПК — это формирование профессиональных намерений школьников, стимулирование их профессионального самоопределения. Одновременно процесс обучения предполагал формирование у учащихся навыков культуры труда, умение планировать свою трудовую деятельность, рациональную организацию рабочего места как основа любого труда

Необходимо решительнее преодолевать единообразие учебных программ и методик по технологическому и профессиональному обучению, расширить количество вариантов предлагаемых общеобразовательным школам, оказать методическую помощь учителям в создании авторских программ, учебно-методических комплексов, в том числе для сельских школ. Если раньше «под технологией понимали технологический процесс в сфере производства, то теперь — всю совокупность методов и средств воздействия на материальный мир и его преобразование» [2].

Анализ ситуаций в области технологической подготовки школьников особенно в сельских школах позволяют сделать вывод о необходимости усиления учебного предмета технология, обучающего общим способам взаимодействия человека с технологической средой, обучения ремесленным навыкам привести технологическую подготовку в соответствии с требованиями общества.

Учащиеся должны понимать влияние информационной технологии на уровень современного общества, уметь ее использовать для коммуникации и передачи информации, для проектирования, исследования и оценки реальных ситуаций современного общества в целом.


Литература:

  1. Поляков В. А. В.И. Ленин и проблемы перестройки трудового воспитания школьников //Школа и производство. — 1990. — № 4. — С. 8–12.

  2. Трудовая подготовка школьников: прошлое, настоящее, будущее. Часть 2. Под ред. П. Р. Атутова. — М.: Редакционно-издательский центр МГОПУ, 1999. — 130 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle