Библиографическое описание:

Акопян А. В. Проблема формирования и развития профессионально-педагогической культуры в работах И.Ф. Исаева [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 1-4.

Возрастающие требования к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников учебных заведений, смена образовательных парадигм, фиксирующих переход от массово-репродуктивных форм, методов преподавания к индивидуально-творческим, подготовка будущих специалистов к профессиональному вхождению в рынок труда с потребностями в постоянном самообразовании и самореализации обусловливают необходимость повышения профессионально-педагогической культуры преподавателя. В этой связи интерес представляют имеющиеся в отечественной педагогической науке разработки теории профессионально-педагогической культуры, в частности, труды И. Ф. Исаева, посвященные проблеме формирования и развития профессионально-педагогической культуры.

Для исследования проблем профессионально-педагогической культуры И. Ф. Исаев использовал культурологический подход, представляющий собой «совокупность теоретико-методологических положений и организационно-педагогических мер, направленных на создание условий по освоению и трансляции педагогических ценностей и технологий, обеспечивающих творческую самореализацию личности учителя в профессиональной деятельности» [1, c. 3]. Использование данного подхода позволило И. Ф. Исаеву установить, что системообразующим фактором становления и развития личности педагога является формирование его профессионально-педагогической культуры. В основу разработки содержания, методологии, организационных форм педагогического образования И. Ф. Исаевым положена концепция формирования профессионально-педагогической культуры. По его мнению, данный подход обусловлен тем, что в современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности педагога является общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной педагогической деятельности, способность создавать и передавать педагогические ценности, активное включение в процесс инновационной педагогической деятельности.

Проводя исследование онтологических характеристик профессионально-педагогической культуры, И. Ф. Исаев рассмотрел культуру и механизм ее функционирования на четырех уровнях: «На первом уровне культура выступает как диалектическое единство материальной и духовной культуры; на втором — как проявление профессиональной культуры отдельных групп людей; на третьем — как педагогическая культура, носителями которой являются люди, занимающиеся воспитательной практикой как на профессиональном, так и на непрофессиональном уровнях; на четвертом — как профессионально-педагогическая культура, т. е. конкретная педагогическая деятельность на профессиональном уровне» [1, c.31]

И. Ф. Исаев установил, что профессионально-педагогическая культура как системное образование представляет собой единство педагогических ценностей, технологий, сущностных сил личности, направленных на творческую реализацию в разнообразных видах педагогической деятельности. Он рассмотрел профессионально-педагогическую культуру в предметной, функциональной, исторической плоскостях. Предметная плоскость позволила дать представление о состоянии компонентов и характере связей между ними; функциональная плоскость раскрыла систему и ее компоненты со стороны функционального содержания как автономные подсистемы в структуре более общих систем; историческая плоскость анализа обеспечила единство технологий творческого и исторического, феноменологического и генетического подходов в раскрытии этапов прошлого, настоящего и будущего.

Систему профессионально-педагогической культуры И. Ф. Исаев рассмотрел в единстве взаимодействующих структурных и функциональных компонентов. Структурными компонентами, по И. Ф. Исаеву, являются аксиологический, технологический и личностно-творческий, которые являются относительно самостоятельными системами, обладающими структурой и логикой. Анализируя в аксиологическом аспекте профессионально-педагогическую культуру, ученый отметил, что источником личностно-смысловой активности педагога являются специфические для его профессионально-педагогической деятельности потребности: постоянное профессиональное самосовершенствование и оказание помощи обучающимся в их развитии. Означенные потребности включают в себя две тенденции: тенденцию адаптации и тенденцию развития.

Тенденцию адаптации к общечеловеческим и профессиональным ценностям И. Ф. Исаев характеризовал как обращенность преподавателя, студента и процесса их взаимодействия в прошлое и настоящее человечества, страны, профессии, себя. Преподаватель, являясь носителем общей и профессиональной культуры, осуществляет профессиональную деятельность и создает условия для овладения студентом будущей профессией.

Тенденция развития, по И. Ф. Исаеву, состоит в обращенности преподавателя, студента и процесса их взаимодействия в будущее человечества, страны, профессии, себя как профессионала. В таком случае преподаватель, ориентируясь на перспективы развития общества соответственно на более высокий уровень требований к своей деятельности и к деятельности будущего специалиста, творчески реализуя собственные сущностные силы, становится субъектом профессионально-педагогической культуры и создает условия для перехода личности студента с уровня «носитель культуры» на уровень «субъект культуры».

И. Ф. Исаев установил, что педагогические ценности составляют основу содержания профессионально-педагогической культуры, представлены в виде норм, регламентирующих профессиональную деятельность педагога, выступающих как познавательно-действующая система, определяющая отношения между сложившимися взглядами на проблемы образования и профессиональной деятельностью педагога. Ученый утверждал, что педагогические ценности объективны, так как «складываются исторически в ходе развития общества, системы образования и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде идей, концепций, теорий» [1, c. 42]. Педагог, овладевая педагогическими ценностями в процессе подготовки и осуществления педагогической деятельности, субъективирует их. Педагогическим ценностям, с одной стороны, свойственно преобразование и переоценка в соответствии с изменением условий социально-педагогической деятельности, развитием потребностей общества, школы, личности. С другой стороны, педагогические ценности являются относительно устойчивыми ориентирами, с которыми педагоги соотносят свою жизнь и педагогическую деятельность.

Степень присвоения личностью педагогических ценностей, по И. Ф. Исаеву, определяет активность педагогического сознания. Профессионально-педагогическое сознание выполняет регулятивную функцию: «структурирует вокруг личностного «ядра» все многообразие способов учебной, методической, воспитательной, научной, общественно-педагогической деятельности» [1, c. 34].

Учитывая, что педагогические ценности являются условием и результатом деятельности педагога, И. Ф. Исаев предложил деление педагогических ценностей на следующие группы: общественно-политические, профессионально-групповые, индивидуально-личностные. Он писал: «Общественно-педагогические ценности функционируют в масштабе общества и концентрируются в сознании в форме морали, религии, философии. Профессионально-групповые ценности представляют собой совокупность идей, концепций, норм, регулирующих профессионально-педагогическую деятельность определенных групп специалистов. Индивидуально-личностные ценности — это система ценностной ориентации личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность» [1, c. 45].

На основании устойчивых структур общественного бытия и форм сознания и деятельности И. Ф. Исаев разделил педагогические ценности на следующие группы: ценности — цели, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности; ценности — средства, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности; ценности — отношения, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования целостной педагогической деятельности; ценности — знания, раскрывающие значение и смысл психолого-педагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности; ценности — качества, раскрывающие значение и смысл качеств личности педагога [2, c. 53]. Представленные группы педагогических ценностей образуют взаимосвязанную систему, являющуюся содержательной основой профессионально-педагогической культуры.

И. Ф. Исаев выявил, что развитие общественных отношений вызывает необходимость поиска новых технологий обучения и воспитания, способствуя приобщению преподавателей к педагогическим ценностям, к их созданию и трансляции. В данном случае субъектом потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании выступают реальные условия, тенденции развития общества в целом и педагогического сообщества в частности. Таким образом, компонентом профессионально-педагогической культуры, по И. Ф. Исаеву, является технология педагогической деятельности. По определению ученого, педагогическая технология представляет собой целостный интегративный процесс организации деятельности обучающих и обучаемых, направленный на совместное решение образовательных задач, осуществляемый с помощью разнообразных педагогических средств и способов. Технология педагогической деятельности предполагает построение модели, основанной на идеях целостного подхода, понимании педагогической деятельности как процесса решения педагогических задач. Предметом педагогической задачи могут быть материальные и идеальные объекты. Ученый определил, что педагогическая задача выражает единство цели субъекта деятельности и условий, в которых она решается; она должна отвечать ряду требований, для реализации которых осуществляются педагогические действия.

С учетом особенностей педагогической деятельности, логики и последовательности ее этапов И. Ф. Исаев выделил следующие группы педагогических задач: аналитико-рефлексивные, конструктивно-прогностические, организационно-деятельностные, оценочно-информационные, коррекционно-регулирующие. Данные группы задач предполагают творческое, индивидуально-личностное решение в конкретной ситуации, поэтому ученый выделил в качестве компонента профессионально-педагогической деятельности педагогическое творчество.

Для развития педагогического творчества необходимы объективные и субъективные условия. Объективными условиями развития педагогического творчества ученый считал влияние социокультурной, педагогической реальности, конкретного культурно-исторического контекста, в котором творит педагог; положительный эмоционально-психологический климат в коллективе кафедр, факультетов и вузов; необходимый уровень развития научного знания в психолого-педагогической и специальной сферах; наличие адекватных средств обучения и воспитания; научная обоснованность методических рекомендаций и установок, материально-техническая оснащенность педагогического процесса; наличие общественно необходимого времени. Субъективными условиями развития педагогического творчества являются: знание основных закономерностей и принципов целостного учебно-воспитательного процесса; высокий уровень общекультурной подготовки преподавателя; владение преподавателем современными концепциями подготовки специалиста с высшим образованием; стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия; педагогический опыт и интуиция; умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях; проблемное видение, антиципация, владение педагогической технологией.

И. Ф. Исаев определил особенности педагогического творчества: сочетание научного и педагогического творчества; невозможность сразу оценить результаты творческих поисков педагога; необходимость сотворчества педагога с обучающимися, коллегами в педагогическом процессе, основанного на единстве цели профессиональной деятельности; зависимость творческого потенциала учителя от методического, технического оснащения образовательного процесса; умение управлять своим эмоционально-психологическим состоянием, организовывать общение с обучающимися в виде творческого процесса, создавать условия для творческого самовыражения и самореализации учащихся.

Ученым установлено, что педагог вступает во взаимодействие с педагогической культурой следующими способами: когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; действуя в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; создавая и развивая профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества.

Технологический аспект исследования позволил И. Ф. Исаеву установить, что любой существенный результат педагогической деятельности влияет на становление и развитие профессиональной культуры педагога. В процессе педагогической деятельности обновляются ценности, совершенствуются образцы культуры педагога, изменяются ее качественные и количественные характеристики. Владение системой способов и приемов, составляющих технологию педагогической деятельности, является показателем сформированности педагогической культуры. Ученый утверждал, что познавая педагогическую реальность с помощью знаний, умений и навыков педагог одновременно создает новые формы и способы деятельности. Опыт, полученный в индивидуальной деятельности, перерабатывается, обобщается в групповой деятельности и приобретает новую форму.

Рассматривая личностно-творческий компонент профессионально-педагогической деятельности, И. Ф. Исаев отметил: «Творческий характер педагогической деятельности мобилизует все психические сферы (познавательную, эмоциональную, волевую и мотивационную) личности педагога. Потребность творить воплощается в специфических способностях, одной из которых является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Она помогает преподавателю активно преобразовывать педагогическую информацию, выходить за границы временных параметров педагогической реальности» [2, c. 89].

Суть профессионально-педагогической культуры, по мнению И. Ф. Исаева, составляет мера личностной самореализации творческих возможностей, рассматриваемая как условие проявления сущностных сил профессионала. Результативность самореализации определяется характером цели и мерой ее личного понимания и приятия. Общественно значимые цели профессиональной деятельности педагога, по И. Ф. Исаеву, должны приниматься полностью или частично, становясь личностно значимыми, субъективными. Он писал: «Осознание целей своей профессиональной деятельности, активно-положительное эмоционально-ценностное отношение к ней способствуют актуализации личностных профессионально-педагогических качеств преподавателя, создают условия для самопознания и самооценки, саморефлексии, саморазвития, самоутверждения как механизмов творческой самореализации» [2, c.13].

Рассматривая профессионально-педагогическую культуру в личностно-творческом аспекте, И. Ф. Исаев установил, что, существуя объективно и имея относительную автономность, профессионально-педагогическая культура функционирует через субъективный мир отдельного педагога, пространство которого составляют образ мира как образ педагогической реальности, образ Я-профессиональное. Ученый доказал, что результатом педагогического творчества выступает профессионально-педагогическая культура. Взаимосвязь творчества и педагогической культуры объяснятся тем, что реализация педагогической деятельности невозможна без творчества. Формы, способы и сферы проявления творчества в работе педагога связаны с формированием профессионально-педагогической культуры, а развитие профессионально-педагогической культуры обусловливается мерой творческого подхода личности к собственной деятельности.

«Творческая активность преподавателя есть свойство и результат высокого уровня развития его профессионально-педагогической культуры, предполагающей наличие профессиональных знаний, осознание целей и общественной значимости деятельности, чувство ответственности за ее последствия, потребность в познании педагогической реальности и себя как профессионала», — утверждал ученый. Исходя из этого можно утверждать, что существование профессионально-педагогической культуры возможно лишь в соотнесенности с творческой самореализацией педагога.

И. Ф. Исаев выделил и проанализировал основные противоречия формирования и развития профессионально-педагогической культуры, возникающие при появлении новых фактов, которые не совпадают с известными педагогическими теориями и положениями. Противоречия формирования и развития профессионально-педагогической культуры он разделил на три группы: социокультурные, общепедагогические и личностно-творческие. Социокультурные противоречия свидетельствует о наличии несоответствия между условиями окружающей социальной реальности, социокультурными процессами и развитием профессионально-педагогической культуры педагога, разрешение которых способствует выработке идеала учителя. Ученым выделены 3 социокультурных противоречия: между необходимостью развития научно-педагогического потенциала учебного заведения и отсутствием достаточных условий для его оптимального использования; между объективно существующими общекультурными традициями и опытом и их недостаточным учетом в профессиональной деятельности; между стремительно накапливающейся социокультурной, профессионально-ориентированной информацией и физической ограниченностью преподавателя в ее усвоении, переработке и использовании.

Общепедагогические противоречия, по И. Ф. Исаеву, отражают особенности образовательного процесса и характер педагогического взаимодействия педагогов и воспитанников. В числе общепедагогических противоречий ученый назвал: противоречие между многообразием ценностей педагогической культуры и степенью их освоенности педагогом; между эмпирическим представлением о педагогической культуре как о показателе образованности, интеллигентности и описанием феномена профессионально-педагогической культуры как многоаспектного социально-педагогического явления, включающего в себя систему взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов; между богатым уникальным опытом, традициями учебных заведений, педагогов и изолированностью, отсутствием изученности, обобщенности подобного опыта.

Личностно-творческие противоречия связаны с творческой самореализацией личности учителя в процессе его педагогической деятельности. Личностно-творческими противоречиями являются: противоречие между общественной формой существования профессионально-педагогической культуры и индивидуально-творческой формой ее присвоения и развития; противоречие между педагогическими стереотипами, дидактическими клише и необходимостью их преодоления в процессе педагогической деятельности; противоречие между научной и педагогической деятельностью учителя; противоречие между педагогической информированностью, осведомленностью и отсутствием глубоких и прочных научных психолого-педагогических знаний; противоречия между потребностью в творческой самореализации и возможностями ее удовлетворения.

Выделенные И. Ф. Исаевым противоречия взаимосвязаны и являются движущими силами развития профессионально-педагогической культуры педагога. Они позволяют исследовать условия функционирования и тенденции развития профессионально-педагогической культуры.

Таким образом, в результате теоретико-методологического исследования содержания и структуры профессионально-педагогической культуры И. Ф. Исаевым было установлено, что профессионально-педагогическая культура представляет собой меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей, технологий и способностей личности. В качестве видового понятия выступает профессиональная культура, педагогическая культура, в качестве родового понятия — культура педагогической деятельности, культура педагогического общения, культура личности преподавателя.


Литература:

  1. Исаев И. Ф. и др. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры в условиях непрерывного образования: Коллективная монография / Под ред. Исаева И. Ф. — Белгород — Ст. Оскол — СОФ БелГУ. — 2008.

  2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М., 2004.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle