Библиографическое описание:

Докшина А. А., Мехрякова Т. И. Актуализация вопроса этиологии речевых нарушений у детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 99-101.

В последние годы возросло и продолжает расти число детей-логопатов в целом и, в частности, с тяжелыми нарушениями речи. При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков и родителей, у многих из них речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены. Нарушения устной речи впоследствии вызовут массу других проблем, в том числе и неуспеваемость в школе.

Состояние здоровья детей сегодня вызывает обоснованную озабоченность всех участников медико-психолого-педагогического процесса. Если проанализировать материалы конференций, посвященных проблемам развития и оценить, сколько человек в общеобразовательной школе не справляются с учебной программой, нуждаются в помощи логопеда, психолога, психоневролога и других специалистов, то придется ужаснуться статистике количества речевых нарушений, уровню заболеваемости и сложности поставленных диагнозов.

Проблема коррекции речи является одной из самых актуальных на сегодняшний день, особенно среди детей дошкольного возраста. Это не случайно, так как именно этот возраст сензитивный для формирования правильной речи.

Для того, чтобы проводить необходимые диагностику, коррекцию и принимать требуемые профилактические меры, нам необходимо выявить причины возникновения речевых нарушений.

К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития плода, в процессе родов и в первые годы жизни ребенка.

Специалисты выделяют несколько групп повреждающих факторов, оказывающих влияние на формирующийся плод:

  • биологические (генетические дефекты, биологическая репродуктивная незрелость матери, действие микроорганизмов и вирусов, резус-конфликты);

  • физические (действие проникающей радиации, электромагнитных полей);

  • химические (острые и хронические бытовые и производственные отравления, прием лекарственных препаратов, токсикоз беременных, интоксикации плода на почве различных хронических заболеваний матери);

  • механические (сдавление, ушиб, растяжение, скручивание).

Тяжесть речевой патологии во многом зависит от того, когда произошло поражение мозга плода. Наиболее тяжелое поражение мозга возникает в первые три месяца беременности, когда закладываются все основные элементы нервной системы ребенка, оформляется система кровеносных сосудов головного мозга, плацента, предохраняющая плод от неблагоприятных воздействий, еще не сформировалась. В этот период женщина должна стараться не принимать лекарств, не употреблять алкогольные напитки, не курить. Не стоит увлекаться баней, сауной, допускать переохлаждения или перегрева на солнце, избегать стрессовых ситуаций [6,c.20].

Большое значение специалисты предают недоеданию матери, когда будущие мамы ограничивают себя, чтобы не набрать лишний вес, поэтому даже доношенные дети рождаются у них в состоянии гипотрофии, имеют маленький рост и вес, оказываются слабыми, а потом отстают в нервно-психическом развитии. Такие дети часто бывают не готовы к процессу родов и при родовых нагрузках получают значительные повреждения.

Ребенок, рожденный недоношенным и биологически незрелым, будет также отставать от своих сверстников в нервно-психическом развитии. Таким детям в период новорожденности ставят диагноз: перенатальная энцефалопатия, а позже — синдром гиперактивности и дефицита внимания. Именно у них возникают серьезные проблемы в начальной школе [6,c.21].

К неблагоприятным факторам процесса родов, неизбежно сказывающимся на ребенке, относятся следующие: длительный безводный период, стимуляция родовой деятельности, стремительные роды, кесарево сечение, тугое обвитие плода пуповиной, преждевременные роды, затяжные роды.

Родовые повреждения могут возникнуть и во время родов, проходящих нормально. Интенсивная защита промежности роженицы, вытягивание за головку при выведении плечиков приводят к родовым травмам. Возникает травма шейного отдела позвоночника, а из-за нарушения кровообращения страдает головной мозг. Все это приводит в итоге к возникновению речевой патологии [6,c.22].

В процессе рождения путем кесарева сечения у ребенка возникает ишемический инсульт, поэтому в настоящее время данная операция назначается строго по показаниям. Детей в данном случае необходимо обследовать у неврологов в первые дни жизни.

Даже если роды прошли нормально, родителей должны насторожить в первые дни жизни ребенка следующие показатели:

  • ребенок плохо берет грудь, вяло сосет, быстро устает при сосании, поперхивается, часто срыгивает;

  • у ребенка слабый крик и гнусавый оттенок голоса;

  • при плаче у ребенка дрожит подбородок;

  • при засыпании вздрагивает, сон короткий, прерывистый;

  • ребенок вялый или скован в движениях, ребенок напоминает тряпичную куклу или, наоборот, постоянно в напряжении

  • при повышении температуры у ребенка наблюдались судороги [6,c.23].

К факторам, вызывающим речевую патологию, в первые два года жизни относятся нейроинфекции, травмы головного и спинного мозга, в частности шейного отдела позвоночника. Падения чреваты переломами, ушибами, травмами позвоночника, а значит, нарушением мозгового кровообращения, что неизбежно приведет к возникновению речевой патологии.

К возникновению речевых нарушений могут привести проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди причин задержки речевого развития можно отметить соматическую ослабленность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций.

Американские учёные Марк и Дэвид Гейеры, а также Бойд Хейли выдвинули гипотезу — нарастающая частота нарушений нейропсихического развития у детей, включая аутизм, обусловлена календарной иммунизацией, а именно, вакцинами (АКДС, гепатитная В и гриппозная), содержащими ртутьорганический антисептик (торговые названия: тимеросал, тиомерсал, мертиолят), а также живой вакциной против кори-паратита-краснухи. Воздействие ртути на организм приводит к иммунным, сенсорным, неврологическим, моторным и поведенческим дисфункциям, подобным тем, которые обнаруживаются при аутизме. Следует отметить, что гипотеза ртутного патогенеза аутизма нуждается в дополнительных научных исследованиях [9].

Не последнюю роль играют и социальные причины, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания.

У курящих, пьющих и употребляющих наркотики женщин дети рождаются с низкой массой тела, отстают в психическом и физическом развитии. Эти дети в первую очередь попадают в группу риска и должны с рождения наблюдаться у неонатолога и невропатолога.

Возможна первичная задержка речевого развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями и ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест.

Крайне вредно пребывание ребенка в избыточной информационной речевой среде, когда малыш слышит речь взрослых общающихся между собой, радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значение слову. В таком случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь, а развитие истинной речи будет задерживаться.

В неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие малышей также задерживается.

Есть и экологические причины. Например, на Урале дефицит йода в воде влечёт за собой поражение эндокринной системы и мозга ребёнка. В связи с этим врачи настоятельно рекомендуют всем детям, проживающим на Урале принимать йодсодержащие препараты [1, c.28].

Речевые нарушения появляются при многих наследственных заболеваниях, связанных с обменом веществ. Так специфические речевые нарушения наблюдаются при фенилкетонурии — наследственном заболевании, при котором в печени больного ребёнка не вырабатывается фермент, участвующий в обмене аминокислоты,-фенилаланин. Дети, больные фенилкетонурией, рождаются с нормально сформированным и функционально полноценным головным мозгом. Но сразу после рождения начинают развиваться биохимические нарушения. Повышение уровня фенилаланина и его производных в сыворотке крови является токсичным для клеток мозга. Практически у всех больных детей отмечается задержка речевого развития или общее недоразвитие речи всех уровней, иногда осложненные дизартрией, алалией, заиканием [2,c.25].

На сегодняшний день резко возрастает количество детей имеющих диагноз минимальные мозговые дисфункции. ММД являются последствием ранних органических поражений мозга, возникших в период беременности. В процессе родов и первых лет жизни ребенка и связаны с повреждением или незрелостью определенных мозговых образований. Эта незрелость проявляется недостаточным уровнем сформированности высших психических функций, моторными нарушениями, расторможенностью, различными речевыми расстройствами.

Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола. В исследованиях последних лет показано различие правого и левого полушария головного мозга в зависимости от пола. Левое полушарие в основном осуществляет речевую функцию, а правое — зрительно — пространственный гнозис. У мальчиков быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек, наоборот, быстрее развивается левое полушарие, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки речевого развития. У девочек раньше формируется межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений.

Кроме того, причиной, определяющей преобладание речевых нарушений у лиц мужского пола могут быть интеллектуальные и речевые расстройства, связанные со специфическими изменениями в структуре Х-хромосомы [5,c.38].

Думается, что во главу угла должен быть поставлен вопрос о новом понимании педагогами школьной неуспеваемости ребенка с речевой патологией и в выстраивании перспектив помощи этому ребенку с позиции знания его особенностей.

Только в результате грамотно выстроенной работы участников медико-педагогической коррекционной работы дети могут достигнуть нормального уровня интеллектуального и речевого развития, получить в дальнейшем профессию и найти достойное место в жизни.


Литература:

  1. Белошеева А. А., Голышева В. А.,Неволина Л. Г.,Окунева Г. Ю. Нервно-психические расстройства и речевые нарушения у детей.- Пермь, 1999

  2. Борисенко Т. Н., Бурова Ю. С.,Хисамова Х. А. Дети с фенилкетонурией: особенности психоречевого развития и перспективы комплексной реабилитации // Логопед 2007. № 1.

  3. Бочкова Н. П., Вельтищева Ю. Е. Наследственная патология человека.- М., 1992. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.

  4. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М.: Просвещение, 1991.

  5. Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / Под редакцией Волковой Л. С., Шаховской С. Н.- М., 1999

  6. Нищева Н. В. Если ребёнок плохо говорит.- СПб.,2011.

  7. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  8. Специальная педагогика/ Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  9. http://www.homeoint.ru/vaccines/opinions/haley.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle