Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Топор, А. В. Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей / А. В. Топор, А. А. Денисова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь : Меркурий, 2013. — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3228/ (дата обращения: 19.04.2024).

Ключевые слова: экологическое образование, духовные и экологические ценности, устное-народное творчество, фольклорные произведения, экологическая культура.


В настоящее время человечество переживает один из непростых исторических периодов, самая большая опасность в котором — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, искажая представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, в этом и заключается одна из проблем современного образования. Как сохранить в процессе воспитания подрастающего поколения преемственность традиций, передать культурное и духовное наследие, привить нравственные ценности?

Этот вопрос не случаен, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание — в узком смысле слова — это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова — эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру.

Духовно-нравственное, культурное наследие народа ярко проявляется в богатстве его фольклорных произведений. Само слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Именно в устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, легендами народов, проживающих в нашей республике, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр русского народного творчества — кладезь народной мудрости. И в каждом — огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны — именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, — говорил А. М. Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего». Что особенно актуально в сложившейся экологической ситуации.

На фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его психологической базой, встала необходимость формирования новой системы ценностей, адекватной современной ситуации в системе «человек — среда», то есть экологических ценностей, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих, т. е. ценностей народа, его духовного богатства. Важнейшей же характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое в наибольшей степени складывается в процессе формирования субъективного отношения к природе. В этой связи большой интерес представляет изучение сущности и предпосылок субъектного отношения к природе, возможностей целенаправленного формирования экологических ценностей.

Благодаря своему многообразию народное творчество способно послужить формированию духовных и экологических ценностей подрастающего поколения. Большой раздел русского фольклора, названый народной календарной поэзией, включающий в себя песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков, традициями празднования смены времён года, как нельзя лучше, по нашему мнению, подходит для этой цели при работе с младшими школьниками. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов воспитывает у них любовь к Родине, к её бессмертному поэту — русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, приобщает к экологическим ценностям. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красивой веснушкой, лето — тёплым летечком, траву — шёлковой, птиц — пташечками, жавороночками. Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно — ласкательными суффиксами: «берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко». Отмечают, каким тоном читать слова — обращения, слова — пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон.

Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно — обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни — заклинания, песни — просьбы, пожелания.

Приди к нам весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою

Со пшеничкой золотистою,

Со овсом кучерявым,

Со ячменём усатым,

Со просом, со гречихою,

Со калиной — малиною,

С чёрной смородиною,

С грушами, со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой — муравушкой!

Всё, что нужно крестьянину, перечислено в этой веснянке. И обращается он с этой просьбой ни к кому-нибудь, а к «природе — матушке», «земле — кормилице», которые и являются высшими экологическими ценностями.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы, учителя начальных классов используют на уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения. «Пословица» — прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: «век живи, век учись»; «жить — родине служить»; «не красна жизнь днями, а красна делами».

Еще один фольклорный жанр, представляющий интерес для процесса формирования духовных и экологических ценностей младшего школьника, «прибаутка» — небольшое стихотворение из двух — четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, в школе. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:

Ай, качи — качи — качи,

Пекла баба калачи…

* * *

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

— В лесок по мошок:

Избушку лишить,

Чтоб не холодно жить.


Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот, собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид — всё является предметом внимания. Ко всему живому — уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко — мурлышко, курочка — рябушка, гуля — голубок, паучок — тоненькие ножки. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. «Прибаутка» предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет.

Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является работа отражающая следующие аспекты содержания экологического образования: научно-познавательного; ценностного; нормативного; практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними — в фольклорных произведениях представления об особенностях окружающего мира отражены в легендах, описывающих происхождение природных объектов или явлений, приметы, связанные с сезонными изменениями, так же отражают восприятие окружающей действительности.

Ценностный аспект содержания, по мнению, призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно — практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание. Именно фольклорные произведения, отражающие традиции народа в отношения внутри семьи, почитание старших, забота о младших как нельзя лучше способствует формированию и развитию духовных ценностей, соблюдение традиций, позволяет закрепить основу нравственных качеств личности младшего школьника, заложенных в процессе семейного воспитания.

Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т. п. Важность эти качеств подчеркивается во многих произведения народного творчества.

Практически-деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный. Практическая деятельность это конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Данный аспект раскрывается в народных традициях, связанных с празднованием смены времен года: Праздник Осени, Деревенские посиделки, Маланка, Масленица, Встреча Весны (В Молдавии — Мэрцишор), Иван Купала и т. д.

Таким образом, включение фольклорного материала в процесс обучения и воспитания младших школьников позволяет формировать основы систематических знаний; развивать особенности их характера, воли, нравственного облика. Правильно используя различные методы воспитания, в том числе заимствованные в народной педагогике, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность, ответственно относящуюся к окружающей среде.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях, знание его культурного наследия, следование богатым духовным ценностям.


Литература:

  1. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России — М., 2001. — 276с.

  2. Алтарёва С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные праздники: 1–4 классы. — М: ВАКО, 2006. — 368с.

  3. Кульневич С. В., Лакоцетина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. (Выпуск 1 математика, природоведение). — Ростов — н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. — 159с.

  4. Elibrary.ru: научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — М.: Интра — Плюс, 1997. — Режим доступа: http://coolreferat.com/388068, свободный. — Загл. с экрана.

  5. Кифоренко Н. Н., Литвиненко В. И., Рыбицкая А. Д. Литература родного края: Хрестоматия для 2 класс общеобразовательных школ ПМР. — Тирасполь: ГИПК, 2005. — 40 с.

1


Основные термины (генерируются автоматически): ценность, экологическое образование, народное творчество, окружающая среда, окружающий мир, песнь, ребенок, аспект содержания, младший школьник, народная мудрость.

Похожие статьи

Воспитание ценностного отношения к природе у детей...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа. Ключевые слова: младший школьник, проект, экологическая...

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

На примере изучения курса «окружающий мир» с уклоном на экологическое образование реализуются воспитательные задачи. К важнейшим из них относятся: формирование бережного отношения к окружающей среде; пробуждение у учащихся интереса к предмету...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Народное творчество чрезвычайно многогранно.

Ребенок младшего школьного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному аспекту духовно-нравственного

Приобщение младших школьников к духовно-нравственным ценностям родного народа и человечества.

Приобщение младших школьников к народной культуре

Нам бы хотелось, чтобы у наших учеников сформировался свой взгляд на окружающий мир, уважение к труду, оптимистичное

Основные термины (генерируются автоматически): народная культура, ребенок, устное народное творчество, загадка, произведение.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Формирование экологических представлений детей старшего...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

Экологическое образование учащихся младшего школьного возраста имеет.

Проявление творческого потенциала младших школьников на уроках окружающего мира средствами проектной деятельности.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Экологическое образование учащихся младшего школьного возраста имеет возможность реализовываться посредством «экологизации» всех видов деятельности детей, в

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999.

Похожие статьи

Воспитание ценностного отношения к природе у детей...

окружающий мир, природа, школьник, окружающая среда, экологическая культура, экологическая проблема, экологическая деятельность, Белгородская область, экологическое сознание, живая природа. Ключевые слова: младший школьник, проект, экологическая...

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

На примере изучения курса «окружающий мир» с уклоном на экологическое образование реализуются воспитательные задачи. К важнейшим из них относятся: формирование бережного отношения к окружающей среде; пробуждение у учащихся интереса к предмету...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников...

Народное творчество чрезвычайно многогранно.

Ребенок младшего школьного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному аспекту духовно-нравственного

Приобщение младших школьников к духовно-нравственным ценностям родного народа и человечества.

Приобщение младших школьников к народной культуре

Нам бы хотелось, чтобы у наших учеников сформировался свой взгляд на окружающий мир, уважение к труду, оптимистичное

Основные термины (генерируются автоматически): народная культура, ребенок, устное народное творчество, загадка, произведение.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте.

Формирование экологических представлений детей старшего...

экологическая культура, природная среда, окружающая среда, окружающий мир, природа, дошкольник, предмет природы, экологическое образование дошкольников, дошкольное образование, неживая природа.

Особенности воспитания экологической культуры у младших...

Экологическое образование учащихся младшего школьного возраста имеет.

Проявление творческого потенциала младших школьников на уроках окружающего мира средствами проектной деятельности.

Развитие идей экологического образования у детей младшего...

Формирование экологической культуры младших школьников...

Экологическое образование учащихся младшего школьного возраста имеет возможность реализовываться посредством «экологизации» всех видов деятельности детей, в

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир в начальной школе. Беседы с будущим учителем. — М.: Академия, 1999.