Библиографическое описание:

Топор А. В., Денисова А. А. Фольклорные произведения как средство формирования у младших школьников духовных и экологических ценностей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 30-32.

Ключевые слова: экологическое образование, духовные и экологические ценности, устное-народное творчество, фольклорные произведения, экологическая культура.


В настоящее время человечество переживает один из непростых исторических периодов, самая большая опасность в котором — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, искажая представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, в этом и заключается одна из проблем современного образования. Как сохранить в процессе воспитания подрастающего поколения преемственность традиций, передать культурное и духовное наследие, привить нравственные ценности?

Этот вопрос не случаен, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание — в узком смысле слова — это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова — эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру.

Духовно-нравственное, культурное наследие народа ярко проявляется в богатстве его фольклорных произведений. Само слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Именно в устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, легендами народов, проживающих в нашей республике, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, — словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр русского народного творчества — кладезь народной мудрости. И в каждом — огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны — именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

«Собирайте наш фольклор, учитесь на нём, обрабатывайте его, — говорил А. М. Горький. Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего». Что особенно актуально в сложившейся экологической ситуации.

На фоне осознания того, что экологический кризис невозможно преодолеть без изменения господствующего экологического сознания, являющегося его психологической базой, встала необходимость формирования новой системы ценностей, адекватной современной ситуации в системе «человек — среда», то есть экологических ценностей, являющихся структурной составляющей ценностей общечеловеческих, т. е. ценностей народа, его духовного богатства. Важнейшей же характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое в наибольшей степени складывается в процессе формирования субъективного отношения к природе. В этой связи большой интерес представляет изучение сущности и предпосылок субъектного отношения к природе, возможностей целенаправленного формирования экологических ценностей.

Благодаря своему многообразию народное творчество способно послужить формированию духовных и экологических ценностей подрастающего поколения. Большой раздел русского фольклора, названый народной календарной поэзией, включающий в себя песни, обряды, верования, которые тесно связаны с земледелием наших предков, традициями празднования смены времён года, как нельзя лучше, по нашему мнению, подходит для этой цели при работе с младшими школьниками. Приобщая детей к нашему русскому эпосу, учитель начальных классов воспитывает у них любовь к Родине, к её бессмертному поэту — русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся, приобщает к экологическим ценностям. Важную роль в этом процессе играют уроки чтения. Раздел народного творчества в начальной школе начинается с изучения песенного жанра. В календарных песнях человек обращался с призывом, просьбами, надеждами, задавал ей вопросы. Разговоры эти были ласковыми и приветливыми: крестьянин называл весну красивой веснушкой, лето — тёплым летечком, траву — шёлковой, птиц — пташечками, жавороночками. Учитель начальных классов обращает внимание на порядок слов песни: весна красная, лён высокий, корень глубокий, хлеб обильный, которые придают певучесть, напевность. В русских народных песнях употребляются слова с уменьшительно — ласкательными суффиксами: «берёзонька, рябинушка, долинушка, солнышко». Отмечают, каким тоном читать слова — обращения, слова — пожелания. Повторы слов в песнях помогают ребятам ощущать их музыкальность и мелодичность звучания, уловить их светлый и радостный тон.

Каждый песенный вид имел свои особенности, свои формулы. Но смысл всех календарно — обрядовых песен, как уже сказано, один. Это песни — заклинания, песни — просьбы, пожелания.

Приди к нам весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Со рожью зернистою

Со пшеничкой золотистою,

Со овсом кучерявым,

Со ячменём усатым,

Со просом, со гречихою,

Со калиной — малиною,

С чёрной смородиною,

С грушами, со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой — муравушкой!

Всё, что нужно крестьянину, перечислено в этой веснянке. И обращается он с этой просьбой ни к кому-нибудь, а к «природе — матушке», «земле — кормилице», которые и являются высшими экологическими ценностями.

Очень важно влияние пословиц на воспитание и развитие учащихся начальных классов моральных и эстетических чувств. Пословицы, учителя начальных классов используют на уроках чтения, русского языка, природоведения, трудового обучения. «Пословица» — прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: «век живи, век учись»; «жить — родине служить»; «не красна жизнь днями, а красна делами».

Еще один фольклорный жанр, представляющий интерес для процесса формирования духовных и экологических ценностей младшего школьника, «прибаутка» — небольшое стихотворение из двух — четырёх, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребёнка: всё то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, в школе. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах:

Ай, качи — качи — качи,

Пекла баба калачи…

* * *

Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

— В лесок по мошок:

Избушку лишить,

Чтоб не холодно жить.


Домашние животные и птицы (петух, курица, утки, гуси, козёл, коза, кот, собака). Даже насекомые (комары, мухи и тараканы), их повадки, внешний вид — всё является предметом внимания. Ко всему живому — уважительное отношение, ласковое слово, доброе прозвище; котишко — мурлышко, курочка — рябушка, гуля — голубок, паучок — тоненькие ножки. Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передаёт звук, движение, цвет, объем и даже вкус. «Прибаутка» предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, стишков и песенок. При этом прибаутка сохраняет серьёзную интонацию, предоставляя возможность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет.

Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является работа отражающая следующие аспекты содержания экологического образования: научно-познавательного; ценностного; нормативного; практически-деятельностного.

Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними — в фольклорных произведениях представления об особенностях окружающего мира отражены в легендах, описывающих происхождение природных объектов или явлений, приметы, связанные с сезонными изменениями, так же отражают восприятие окружающей действительности.

Ценностный аспект содержания, по мнению, призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно — практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание. Именно фольклорные произведения, отражающие традиции народа в отношения внутри семьи, почитание старших, забота о младших как нельзя лучше способствует формированию и развитию духовных ценностей, соблюдение традиций, позволяет закрепить основу нравственных качеств личности младшего школьника, заложенных в процессе семейного воспитания.

Нормативный аспект содержания экологического образования это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т. п. Важность эти качеств подчеркивается во многих произведения народного творчества.

Практически-деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный. Практическая деятельность это конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Данный аспект раскрывается в народных традициях, связанных с празднованием смены времен года: Праздник Осени, Деревенские посиделки, Маланка, Масленица, Встреча Весны (В Молдавии — Мэрцишор), Иван Купала и т. д.

Таким образом, включение фольклорного материала в процесс обучения и воспитания младших школьников позволяет формировать основы систематических знаний; развивать особенности их характера, воли, нравственного облика. Правильно используя различные методы воспитания, в том числе заимствованные в народной педагогике, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность, ответственно относящуюся к окружающей среде.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях, знание его культурного наследия, следование богатым духовным ценностям.


Литература:

  1. Кузина Т. Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России — М., 2001. — 276с.

  2. Алтарёва С. Г., Храмова М. А., Орлова Н. А., Жогло Н. К. Календарные, фольклорные праздники: 1–4 классы. — М: ВАКО, 2006. — 368с.

  3. Кульневич С. В., Лакоцетина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. (Выпуск 1 математика, природоведение). — Ростов — н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. — 159с.

  4. Elibrary.ru: научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. — М.: Интра — Плюс, 1997. — Режим доступа: http://coolreferat.com/388068, свободный. — Загл. с экрана.

  5. Кифоренко Н. Н., Литвиненко В. И., Рыбицкая А. Д. Литература родного края: Хрестоматия для 2 класс общеобразовательных школ ПМР. — Тирасполь: ГИПК, 2005. — 40 с.

1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle