Библиографическое описание:

Логинова Н. В. Проблемы и перспективы развития образования [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 42-44.

Одной из наиболее важных стратегических задач, стоящих перед Россией, безусловно, является задача построения в стране инновационной экономики. Инновационная экономика, с одной стороны, является отражением происходящих в стране кардинальных изменений, а с другой стороны, сама является источником перемен. При этом экономика инновационного типа не может быть создана чисто технологически, так как этапы ее конструирования еще не обоснованы. И зарубежный опыт далеко не всегда адекватен российской действительности.

Инновационная экономика основана на генерации избыточного потока инноваций, постоянном задании новых ориентиров, в технологическом соревновании [2, с. 7]. Таким образом, важно обеспечить непрерывное возникновение инноваций, то есть таких нововведений в экономике, которые привели бы к повышению эффективности системы в целом. Политическая задача построения инновационной экономики требует формирования инновационно-ориентированной системы образования [4, с. 180], что приобретает особую актуальность в настоящее время.

Цель данной статьи — рассмотреть основные проблемы и перспективы развития образования в условиях инновационных процессов.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию [2, с. 17]. Образование же является инновационно-ориентированным лишь в том случае, когда одной из основных компетенций, которые приобретают люди, является умение создавать новое [4, с. 180]. Это, безусловно, является частью учебно-познавательной компетенции, включающей в себя владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности, эвристическими методами решения проблем, способностью к деятельности в условиях неопределенности.

К числу важных, с точки зрения инновационно-ориентированного образования, компетенций следует добавить информационную (способность самостоятельно находить, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию) и коммуникативную (владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями).

Невозможно заранее подготовить студента к известному и понятному будущему. Невозможно дать ему гарантии трудоустройства по той специальности, которую он получит в образовательном учреждении. Возможности точного прогнозирования рынка труда, востребованности профессий, ранней профессиональной ориентации с каждым годом падают. В информационном обществе любые прогнозы носят весьма неопределенный и альтернативный характер, так как число конкурентных трендов постоянно растет, вероятность осуществиться для каждого отдельного взятого — снижается. Поэтому чрезвычайно важно готовить будущего выпускника техникума к любым переменам, какими бы немыслимыми и неожиданными они не были. Такого рода подготовка обеспечивает возможность хотя бы удержаться «на плаву» в потоке изменений, а в лучшем случае научит понимать и усваивать новые смыслы, разрабатывать оригинальные технологии.

Современная российская система образования пока слабо ориентирована на работу по внедрению инновационных компетенций. Это становится очевидным при рассмотрении следующих проблем:

  • Образовательные стандарты и рабочие программы. Образовательные стандарты — это нормы, достаточно жестко регламентирующие как содержание, так и форму учебного процесса. Они состоят из огромного перечня фактов в разнообразных областях знания, которые студент должен усвоить, и набора техник по их освоению. Безусловно, это необходимо. В отсутствии базовых знаний и навыков человеку невозможно ориентироваться в мире, выполнять профессиональные обязанности. Но сейчас в условиях инновационных процессов необходимо развитие творческого потенциала обучающихся, умения неординарно мыслить в нестандартных ситуациях. А во многих ли образовательных учреждениях на уроках используются такие технологии, как теория решения исследовательских задач (ТРИЗ) или технология развития критического мышления (ТРКМ)?

  • Система оценки знаний. Вся система оценки, по сути дела, работает по такой схеме: сначала обучающиеся запоминают информацию, потом экзаменаторы проверяют полноту усвоения материала. А сейчас необходимо давать обучающимся больше возможностей самостоятельно, творчески подойти к закреплению материла, подготовить проект, написать эссе или сочинение.

  • Организация учебного процесса. Достаточно заглянуть в типичную аудиторию образовательного учреждения, увидеть, как там устроено учебное пространство — и сделать выводы. Есть зона для преподавателя, в которой он представляет материал (со всеми атрибутами вплоть до электронной доски) — и ряды парт, за которыми по двое сидят обучающиеся. Из такой организации пространства следует линейная двусторонняя коммуникация — информация поступает от преподавателя к обучающимся и обратно. Групповая работа затруднена, а индивидуальная работа преподавателя со студентом — тем более. Типовая схема урока выглядит следующим образом: «проверка домашнего задания — сообщение нового материала — закрепление». По ней проходит большая часть занятий. Работа же с новым и деятельность в условиях неопределенности предполагает развитие способностей к рефлексии, анализу личностной динамики обучающегося. Сколько времени отводится индивидуальной рефлексии студента и преподавателя на уроке? Обладают ли все преподаватели необходимыми компетенциями для ее организации? Между тем, рефлексия — это техника, которую необходимо осваивать целенаправленно. Форматом, позволяющим организовать это, является например, тьюторство. В скольких образовательных учреждениях оно введено?

  • Устройство самой системы образования. Одним из необходимых условий того, чтобы система образования стала инновационно-ориентированной, является способность самой системы воспринимать инновации, меняться, гибко реагировать на изменения окружающего мира. Однако, российская система весьма консервативна. Обратная связь от двух потребителей — обучающихся и работодателей, налажена слабо. Проблема усугубляется тем, что образование — услуга, качество которой очень сложно оценить. Обучающийся может так и никогда не понять, как повлияло на его судьбу полученное образование в каком-то образовательном учреждении. Кроме того, для абитуриентов, студентов и их родителей рейтинг образовательного учреждения в большей степени означает престиж, а не качество образования. Что же необходимо сделать, чтобы улучшить качество образования, развить «инновационное мышление» у обучающихся и, как результат, модернизировать систему образования в целом?

Обозначим некоторые очевидные перспективы разрешения такой модернизации образовательной системы [4, с. 188]:

  • Необходимо усилить дифференциацию обучающихся. Например, в систему может быть заложен принцип ранжирования обучающихся с целью разделения их на две категории — получающих базовое образование и получающих образование «инновационное». Мотивация попадания в «инновационную» категорию — более высокое качество образования, получение грантов, поступление в престижное образовательное учреждение, как следствие, устройство в перспективе на более высокооплачиваемую работу. Отнесение к той или иной категории — решение не окончательное. Теряя или набирая рейтинг, обучающийся до какого-то момента может перемещаться из категории в категорию. Разделение на категории может выражаться во времени (часть учебных часов в обязательном порядке занимает базовый уровень, часть — повышенный), в финансировании (базовый уровень гарантированно финансирует государство, инновационный — государство совместно с бизнесом и физическими лицами).

  • Готовить новые кадры для образовательной системы, направлять специалистов на стажировки, обучение, профессиональную переподготовку, повышение квалификации, обеспечивающее включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования.

  • Разрабатывать и реализовывать эффективные формы дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

  • Проводить исследования для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методике преподавания дисциплин в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования.

  • Введение нового перечня профессий, направлений подготовки (специальностей) в сфере среднего профессионального образования и соответствующих ФГОС, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности.

  • Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Подводя некоторый итог предложенным подходам к построению инновационно-ориентированного образования в России, можно увидеть, что они сводятся к двум идеям:

  1. выстраиванию четкой системы ранжирования обучающихся, преподавателей, образовательных заведений;

  2. принципиальному разделению образования на две сферы — «базовую», гарантированную государством, и «инновационную», функционирующую в рыночных условиях.


Литература:

  1. Брегг, Э. Новые идеи, которые разрушают шаблоны [Текст]: учеб. пособие / Э. Брегг. — М.: Инфра-М, 2008. — 272 с.

  2. Кузнецова, С. А. Инновации: от идеи до проекта [Текст]: учеб. пособие / С. А. Кузнецова, В. Д. Маркова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новосибирск.: Новосиб. гос. ун-т, 2011. — 95 с.

  3. Ривкин, С. Мудрая идея: от замысла к успешным инновациям [Текст]: учеб. пособие / С. Ривкин. — СПб.: Питер, 2003. — 240 с.

  4. Супрун, В. И. Инновации и современность [Текст]: сб. ст. / В. И. Супрун. — Новосибирск.: Тренды, 2010. — 205 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle