Библиографическое описание:

Захарова А. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 53-56.

Современные результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья Российской академии медицинских наук показывают, что хроническая заболеваемость у детей на начальном этапе обучения находится на крайне высоком уровне, причем частота заболеваний с возрастом увеличивается.

В перечне причин, негативно влияющих на здоровье детей, называются снижение общего уровня жизни, экологическая напряженность, безграмотность родителей в вопросах формирования и охраны здоровья, низкий уровень медицинского обеспечения, направленного, как правило, только на оказание экстренной медицинской помощи, недостаточное финансирование образовательных учреждений и многие другие.

Однако нельзя не отметить, что основные причины снижения показателей здоровья детей в образовательных учреждениях связаны со значительным увеличением интеллектуальной и психоэмоциональной перегрузки (М. К. Акимова, В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, Т. С. Грядкина, Т. А. Овечкина, С. О. Филиппова и др.) и низким уровнем компетентности педагогов в вопросах, связанных с сохранением и укреплением здоровья (Э. М. Казин, В. В. Колбанов, М. Г. Колесникова, Л. М. Митина, Л. Г. Татарникова и др.)

В условиях модернизации образования с введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ за № 655 от 23 ноября 2009 года) одной из главных и основных задач является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их воспитания и развития. В требованиях к условиям (приказ Министерства образования и науки РФ № 2151 от 20.07.2011) интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.

В соответствии с данным документом, изменяются требования к кадровому обеспечению, педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие.

Таким образом, проблема подготовки педагогических кадров, владеющих теоретическими и практическими аспектами создания и реализации здоровьесохраняющей системы работы ДОУ в контексте Федеральных государственных требований к структуре ООП дошкольного образования становится актуальной.

Особая роль в организации педагогического процесса здоровьесберегающей направленности в дошкольном образовательном учреждении принадлежит педагогу как носителю определенных качеств личности, культуры и профессионализма. Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на здоровый образ жизни, осознания здоровья как ценности, стереотипы здоровьесберегающего поведения.

Важным компонентом личности является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств педагога, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений (А. К. Маркова).

Проблема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования рассмотрена в трудах: А. М. Бородич, Р. С. Буре, А. И. Васильевой, Е. А. Гребенщиковой, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Е. А. Панько, В. А. Петровского, Л. В. Поздняка, Л. Г. Семушиной, В. И. Ядэшко и др.).

Педагогический коллектив МБДОУ «ЦРР — д/с «Чуораанчык» с. Чурапча» определяет сохранение и укрепление здоровья воспитанников как стратегический приоритет воспитательно-образовательного процесса. Детский сад располагает для этого достаточной материально-технической базой. Однако эффективность, да и сам факт реализации принципов здоровьесберегающего (здоровьеформирующего) дошкольного образования зависят, прежде всего, от ежедневной деятельности каждого члена педагогического коллектива.

Действия коллектива направлены на формирование такой образовательной системы, которая основывается на разумном приоритете ценностей здоровья и здорового образа жизни при организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и их семьями. Здоровьесбережение воспитанников в работе детского сада предполагает обязательное научно-методическое сопровождение, своевременное совершенствование профессиональной компетентности педагогов.

Нами коллективно были выработаны следующие направления работы:

  1. Организация образовательной среды, отвечающей всем требованиям педагогики здоровьесбережения, с учетом закономерностей психического развития, показателей здоровья, психофизиологических и коммуникативных особенностей, уровня общего и речевого развития, а также показателей эмоционально-потребностной сферы.

  2. Рациональная организация воспитательно-образовательного процесса — использование гибкого режима дня, обеспечение необходимой двигательной активности детей. Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю, работает секция ОФП «Бэргэн», цирковая студия «Имигэсчээн», танцевальный кружок «Тугутчаан». Стало традицией ежегодно проводить внутрисадовскую спартакиаду «Дьулуур» и Личное первенство «Кулунчук» среди детей 6 лет детских садов Чурапчинского улуса, спартакиады для детей ДОУ улуса.

  3. Создание благоприятного психологического микроклимата, воспитание культуры общения на основе сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки (доверительные отношения между воспитателями, воспитанниками и родителями предполагают, прежде всего, учет интересов ребенка, соблюдение его прав, проявление уважения к его личности);

  4. Владение важнейшей информацией о нормативно-правовых основах здоровьесбережения и программах развития этого направления в системе образования (разработка и внедрение в практику внутрисадовских локальных актов, целевых программ и т. п.).

  5. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс оздоровительных технологий (практически все педагоги владеют данными технологиями и используют в своей деятельности).

  6. Использование результатов мониторинга здоровья воспитанников для грамотного построения системы управления воспитательно-образовательным процессом (своевременное информирование педагогов о результатах всех диагностик, которые систематически проводятся в детском саду, свободный доступ педагогов к педагогически интерпретированной социологической информации в методкабинете).

  7. Активное участие педагогов в разработке, обсуждении и реализации программ здоровьесберагающей деятельности детского сада (каждый педагог знает, что, когда, где он будет делать, при этом его место и роль с соблюдением принципов добровольности и сознательности, что обеспечивает не только активность, ответственность, но и творческий поход).

  8. Проведение научно-методических семинаров с педагогическим коллективом по изучению теоретических аспектов для развития креативного потенциала дошкольников в процессе оздоровительной деятельности, совершенствования у педагогов навыков и умений самостоятельной работы над литературой и педагогической документацией, повышения уровня самооценочной, аналитико-прогностической деятельности и рефлексивной культуры. Как результат, владение основными приемами оценки и самооценки эффективности здоровьесберегающих воздействий в воспитательно-образовательном процессе, воспитания здорового образа жизни у воспитанников.

  9. Организация взаимодействия педагогов с психологом, родителями, коллегами с целью формирования и развития культуры здоровья (отношения в педагогическом коллективе — модель взаимодействия в социуме, которую дети воспринимают как опыт, которым они смогут воспользоваться в своей жизни).

По методике «Оценка качества дошкольного образования», предложенной Всемирным Банком, была проведена внутренняя оценка деятельности по всем образовательным областям.

Результаты оценки обработки индикаторов по образовательной области «здоровье» составляют 17,75 из 18,0. (приняли участие 16 педагогов детского сада), что говорит о её высокой эффективности.

Так, анализируя данные по образовательной области «здоровье», можно сделать следующие выводы. Педагоги способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни; помогают детям осознавать необходимость бережного отношения к своему организму; уделяют специальное внимание развитию у детей элементарных представлений о строении и функциях своего тела (дыхании, питании, кровообращении и пр.); обращают внимание на его сложность и совершенство; способствуют развитию у детей навыков сохранения своего здоровья; прививают навыки личной гигиены; развивают навыки соблюдения режима дня и правильного питания; развивают навыки поведения, связанные с индивидуальными запретами и ограничениями по состоянию здоровья ребенка; проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей; ведется систематическая работа по диагностике и мониторингу состояния здоровья каждого ребенка, используются разнообразные виды профилактики заболеваемости детей; ведется систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми; питание детей организовано в соответствии с медицинскими требованиями; сотрудники и администрация обеспечивают согласованность и преемственность в оздоровлении детей в семье и ДОУ.

Анализируя заболеваемость детей ОРЗ и ОРВИ по группам, необходимо отметить высокий результат оздоровительной работы педагогов, так заболеваемость ОРВИ в 2009 году составила 183 случая, в 2012 году уменьшилась до 86 случаев, пропуск дней одним ребенком по заболеваемости в год с 7 дней в 2009 году снизился до 5 дней в 2012 г., выполнение плана детодней с 71 % в 2008 году повысилось до 114 % в 2012 году, наблюдается снижение частоты заболеваний на одного ребенка, протекание заболеваний без осложнений в более легкой форме.

Оценивая успешность работы педагогического коллектива в сфере укрепления здоровья детей важным мы считаем использование показателей психологического здоровья детей. Во всех группах адаптацию к условиям детского сада все вновь поступившие дети (100 %) прошли успешно.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешная адаптация к условиям детского сада свидетельствует о высокой квалификации педагогического персонала детского сада и успешной методической работе, которая направлена на обеспечение формирования профессиональной компетентности педагогов.

Диагностика профессиональной компетентности педагогов как основы выстраивания методической работы в детском саду представлена блоками:

  • личная готовность педагога к профессиональной деятельности (интересы, потребности, ценности) (методика «Цветовые метафоры» Л. И. Соломина). По результатам диагностики проведенной среди педагогов МБДОУ «ЦРР — детский сад «Чуораанчык» с. Чурапча для 64 % педагогов актуальными потребностями являются «моя работа», «заработок», «мое увлечение», «карьера», «мое настоящее», что означает высокую увлеченность своей работой большинства педагогов [5].

  • профессиональная компетентность педагогов была выявлена по методике «Ориентация» Л. И. Соломина. 81 % педагогов выбрали область «человек-человек», что свидетельствует о правильном выборе профессии, связанной с работой с людьми [5].

  • владение психолого-педагогическими техниками и образовательными технологиями было выявлено интервьюированием педагогов, 100 % педагогов ответили, что в совершенстве владеют психолого-педагогическими техниками и технологиями.

  • общая культура — кругозор, эрудированность определена по «тесту Вандерлика» и тесту «культурно-ценностной ориентации». По «тесту Вандерлика» 12 % педагогов имеют уровень «выше среднего», они могут освоить любую профессию и решить любую профессиональную задачу; «средний уровень» имеют 88 %, это означает, что при достаточной подготовке, затратах, времени и сил педагоги могут освоить большинство профессий, в том числе, профессий творческого класса, а также в состоянии решать широкий круг стандартных профессиональных задач [5]. Тест «культурно-ценностной ориентации» показал следующий результат: 42 % педагогов ориентированы на настоящее, на современные им события. Люди стараются жить в гармонии с природой, беречь ее, интересуются экологическими вопросами. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке и его правах, призвании, развитии его способностей, самореализации и самоактуализации. 31 % педагогов ориентированы на прошлое, приверженность традициям, интересам к истории своей страны. 27 % педагогов динамически ориентированы на будущее, на достижение быстрых, значительных результатов, для людей данной культуры «время-деньги» [6].

Коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат, в работе с детьми используются: авторская программа «Здоровый ребенок» старшей медицинской сестры Платоновой А. Я. по оздоровлению дошкольников, программа «Сотрудничество семьи и ДОУ» старшего воспитателя Оконешниковой О. Г., «Имигэсчээн о5о саас» педагога дополнительного образования Пестряковой А. С., методическая разработка по развивающей игре «Колпачки» и методическое пособие «Хантан, хайдах са5аламмыта» Эверстовой М. М., методическое пособие «Оhуор-бичик, ойуу-дьар5аа», «Кыырпахчаан» Лебедевой М. Н., методическое пособие «Бумагопластика» Ивановой Л. П., методическое пособие «Математика для дошкольников», «Дьикти хонуулар» Собакиной А. Д., дидактический комплект «Предметные вкладки» Захаровой А. А., Ивановой Л. П., дидактические игры «Дор5оон дойдута», «Аптаах диискэлэр» Кузьминой Е. В. и др.

МБДОУ «ЦРР-д/с «Чуораанчык» с. Чурапча» с 2006 года является федеральной, республиканской экспериментальной площадкой по теме «Чемпион своей судьбы» (Педагогическое обеспечение интеграции детского сада и школы по интеллектуальному, физическому развитию детей). С 2010 года реализуется проект Всемирного банка «Оценка качества дошкольного образования». С 2011 года является пилотным детским садом ФИРО по внедрению новых форм дошкольного образования.

Детский сад — победитель Всероссийского конкурса «Детские сады — детям», в номинации «Лучший сельский детский сад», 2010 г.; обладатель Гранта Министерства образования РС (Я) в области физической культуры и детского спорта, 2009 г.; Захарова А. А., заведующая, победитель Всероссийского конкурса педагогического творчества, в номинации «педагогические идеи и технологии», 2012 г.; Лебедева М. Н., воспитатель, обладатель Гранта Президента РС (Я), 2009 г.; Пестрякова А. С., инструктор по физкультуре, призер республиканского конкурса «Учитель физической культуры».

В заключении, хочется отметить, что главным результатом оздоровительной работы является сплочение семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, существенный рост профессионального мастерства педагогов и, как следствие, повышение качества образования.


Литература:

  1. Народное образование Якутии. ООО «СМИК-Мастер.Полиграфия». № 2(78), 2011г. с.40.

  2. Е. А. Чекунова. Г. П. Колодяжная. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. Учебно-методическое пособие. М.:УЦ «Перспектива», 2010 г. С. 24.

  3. Полетаева Н. М. Валеологическая воспитательная система образовательного учреждения: монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. -190 с.

  4. Т. И. Шамова. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. М.:УЦ «Перспектива», 2008 г. С. 142.

  5. Л. И. Соломин. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. С-Пб:Речь, 2006. С.98, 152, 117.

  6. В. А. Чикер. 18 программ, тренингов. С-Пб: Речь. 2008. С. 309.

  7. Марков Л. С. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. -М.: Академия, 2001. — 320 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle