Библиографическое описание:

Кучина Е. А. Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 210-212.

Каждый ребенок мечтает как можно быстрее вырасти, чтобы оказаться на месте взрослого человека. Ведь иногда так хочется представить себя на месте родителя, учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он отлично знает, что ему нужно, а что нет, умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому–то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.

Каждый из нас, взрослых людей, воспитывая детей, часто вспоминает в той или иной ситуации события, связанные со школьной жизнью. В памяти остаются воспоминания о тех педагогах, которые доставили нам радостные минуты общения, которые смогли помочь решить проблему ненавязчиво, тактично и правильно, которые были интересными личностями. Их манеры общения с учениками, их любовь к людям, самоотдача остается в подсознании на всю жизнь, и, как мне кажется, становится эталоном общения, построения человеческих отношений в будущем. Умный, добрый отзывчивый, понимающий, тактичный взрослый человек в школьной жизни любого ученика – это образец правильного поведения взрослого человека в социуме, это уроки общения для подрастающего поколения. Чаще всего таким образцом становится классный руководитель. Он является самым близким человеком к учащемуся в школьной иерархии.

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Классный руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе? С какими трудностями приходится сталкиваться в воспитательной и деятельности как преодолевать эти трудности?

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

На первый план выходит приоритет получения знаний, как вознаграждения, при этом не замечая и попирая чувства и достоинство окружающих. Чаще всего дети и их родители слышат только себя и воспитание отклоняется в сторону «мои права», а не «мои обязанности». Диктат со стороны родителей входит в двери школы.

Очень сложным становится проведение воспитательной политики и построение воспитательной системы в школе. Принцип обязанностей перед коллективом, в частности, и обществом, в целом, потерялся. Остался принцип индивидуализма. Поэтому основная задача воспитания ложится на плечи классного руководителя еще более тяжким грузом, нежели ранее. Поскольку классный руководитель является самым важным связующим звеном в «любовном треугольнике» «родитель – ученик – школа».

Родители все чаще перекладывают свои воспитательные функции на школу, соответственно предъявляя свои требования, не понимая и не признавая своих обязанностей, которые возлагаются на них с момента появления ребенка в семье. Инфантильность родителей в вопросах воспитания своих чад, превращение своих детей в мега – звезд цвета индиго с четко направленным воспитанным индивидуализмом, ложится уже на плечи начальной школы.

Многие родители, которые привели детей в первый класс, четко распланировали будущее своего ребенка. Становится очевидным, что отклонения влево или вправо от выбранной ими стратегии недопустимы. Воспитательная работа может проводиться со стороны школы лишь в том случае, если это не навредит и не противоречит интересам и мечтам семьи ли родителя, при этом дети часто обделены простым родительским вниманием и пониманием.

В таких условиях учитель начинает формировать детский коллектив, в котором учащиеся должны научиться строить взаимоотношения в социуме на основе существующих норм.

Какие методы использует начальная школа? Прежде всего, направленные на привлечение родителей к диалогу о воспитании детей, непосредственное участие в воспитательных мероприятиях школы. Это соревнования дети –родители, образовательные поездки, коллективные творческие дела с участием родительского коллектива класса.

Нашему учебному заведению свойственна ранняя профилизация учащихся в силу того, что школа является общеобразовательным заведением с углубленным изучением математики. Поэтому уже в 5-6 классе начинается пропедевтика математики. Большинство учащихся переходят из начальной школы уже сложившимся коллективом, но ежегодно появляется класс детей, перешедших в школу для углубленного изучения математики в будущем.

В таких классах необходима филигранная работа классного руководителя. Очевидно, в классе, где собираются амбициозные дети и характерной чертой родительского коллектива является большое желание помочь своим чадам, видя в своем ребенке особенность, одаренность и чаще всего поддерживая эту «звездность».

Современные пятиклассники и шестиклассники умело копируя своих родителей, хорошо ориентируются в своих правах и некоторые из учащихся знают, на какие законы можно сослаться, предъявляя свои требования. Но в силу возраста и того, что дети слышат и наблюдают вокруг, они забывают о том, что у любого человека есть обязанности, которые необходимо неукоснительно соблюдать, согласно тех же законов. Поэтому формирование правовой культуры современного ученика является важной задачей классного руководителя на любой ступени школьного образования. Воспитание толерантности, совести, доброты и гуманности становится очень важным в пору, где безразличие и жестокость становиться нормой человеческих отношений.

После шестого класса дети проходят через отбор в классы с углубленным и профильным изучением математики, что способствует с одной стороны ранней профилизации, а с другой стороны отстраненности от дел школы и класса и расслоению учащихся. Поэтому в 7-9 классах важна работа не только в классном коллективе, но и взаимодействие между классами в параллели, а также участие педагогов – предметников в воспитательной работе школы. Поэтому наши учителя практикуют проведение интегрированных уроков, совместных с родителями собраний, вечеров, подготовку силами педагогов дополнительного образования, учителей – предметников и родителей театрализованных представлений и тематических вечеров: «Вечер романса», «Французский шансон», «Математика – Царица наук» и т. п.

В 7-ом классе ставится цель создать первоначальное представление о юридической ответственности, раскрыть причины негативного отношения общества к людям, преступающим закон. Учащиеся должны отличать правонарушения от нарушений норм морали, иметь представление о вине как обязательном составе преступления, и наказании как результате наступления юридической ответственности. Необходимо разъяснять ошибочность представлений подростков о возможности избежать наказания, формировать ответственное отношение к своим поступкам и поведению.

В 8-ом классе рассматриваются основные отличия человека от других живых существ: способность к творчеству, потребности духовные и материальные, способности ординарные и выдающиеся.

В 9-11 - ом классе подробно изучить вопросы: «Личность и мораль», «Гражданин, государство, право», «Права человека и гражданина». Определить роль морали в анализе и оценке наших поступков, роль обязанности и ответственности гражданина перед обществом, взаимосвязь любви и морали, юридическую и моральную основы брака, соотношение права и закона. Изучить сущность и признаки понятий «гражданин», «частная и духовная жизнь», «гуманизм».

Еще одним из важных направлений в воспитательной и познавательной работе классного руководителя и учителя – предметника с детьми любых возрастов является образовательный туризм. В поездках ребята не только получают знания в отличной от привычных уроков форме, но имеют возможность развития навыков общения вне школы, поведения в социуме. У ребят появляется возможность взглянуть друг на друга вне школы и попробовать строить отношения уже с учетом новых представлений о своих товарищах.

Таким образом, классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. Из всего выше сказанного следует, что на плечи классного руководителя ложится тяжкий груз проблем, которые диктует современное общество. И то, каким ребенок будет в будущем, на сколько учащийся будет готов к борьбе с трудностями, зависит в том числе и от работы классного руководителя. Завершить свою работу хочу словами Гете: “Учатся у тех, кого любят”. Чтобы изменять других, их надо любить. Классный руководитель – это «человек – любящий». Именно в этом случае цель будет достигнута.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle