Библиографическое описание:

Воеводина А. И., Горшунова С. В., Павлова Г. А. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 67-71.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Дошкольное развитие – начальная ступень образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития сущностных сил каждого человека и общества в целом.

Но до сих пор еще не находят должного освещения вопросы организации инновационного режима в воспитательно-образовательном процессе дошкольных учреждений.

Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности. Стержнем индивидуальности является особенное, которое определяет развитие неповторимых качеств личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и принимая ее, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие [1.6]

Поставлена задача разработки динамической теории психологического развития, основывающегося на характеристике конкретного ребенка, живущего в определенных социальных условиях. Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями. [7.41]

Мы разделяем точку зрения, согласно которой движущей силой развития особенностей детей старшего дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается нами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников. Такая деятельность относится к одному из самых сложных явлений культуры. На наш взгляд она должна включать в себя совокупность разных деятельностей.

Соответствующие проблемы качества дошкольного образования и связанные с этим вопросы его стандартизации уже обсуждаются на самых разных уровнях управления. При этом состояние практики в процессе реализации разных программ в системе дошкольного образования требует решения ряда задач, в том числе:
  • определение объема содержания;

  • соотношение программ и технологий;

  • организация целостности педагогического процесса;

  • преемственность между образовательными ступенями.

Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детское учреждение, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

Мы считаем своевременной актуальность выбора экспериментальной работы по теме «Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированных занятий». В нашем проекте предполагалось реализовать принципы комплексного развития особенностей ребенка старшего дошкольного возраста.

Мы уверены в том, что благодаря реализации проекта по созданию системы интегрированной деятельности, возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей старшего дошкольника.

Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой развивающей деятельности

С другой стороны, основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности [3.3]

Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно - музыкальных композиций.

Интеграция обеспечивает целостность педагогического процесса [2.20]. Отличительной особенностью педагогической технологии реализации воспитательно – образовательной программы интегрированного подхода является направленность на творческий характер ее применения педагогом.

Задача педагога – раскрыть всю палитру интересной разнообразной деятельности старших дошкольников с тем, чтобы в конкретной ситуации дети могли проявить свое творчество, рекомбинируя известное в сугубо индивидуальное сочетание. Педагогическое воздействие воспитателя заключается в переводе воспитанника на позиции субъекта детской деятельности, а в перспективе – и собственной жизни.

В своем исследовании мы:

  1. Проанализировали особенности детей старшего дошкольного возраста;

  2. Рассмотрели различные подходы к организации интегрированной деятельности как условию развития особенностей старших дошкольников;

  3. Разработали программу интегрированных занятий в эстетическом направлении.

Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

Важнейшими задачами мы считаем:

  • развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

  • способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

  • укрепление физического и психического здоровья.

Все содержание программы должно быть центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития его особенностей.

Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Мы считаем, что такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.

Наша программа эстетического воспитания является по своему характеру развивающе – образовательной и направлена на формирование эстетически развитой личности, формирование самооценки и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях интегрированной деятельности.

Для наибольшей результативности мы используем в своей работе личностно-ориентированную педагогическую технологию, т.к. именно она обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом. Именно интеграцию мы определяем как наиболее лучший путь достижения качества воспитательно-образовательного процесса, его обновления и эффективности в развитии особенностей старшего дошкольника, сохранении его здоровья и свободного пространства детства.

Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все, чтобы оправдать это отношение. Известно, что причиной многих трудностей в формировании самооценки и эмоциональной сферы у детей, является недостаток тепла, ласки и уверенности в любви взрослых, испытываемый даже детьми из внешне благополучных семей. Поэтому содержание занятий предусматривает в первую очередь шаг взрослого навстречу ребенку, похвалу, ласку, помогающие детям и дающие им чувства эмоционального комфорта и защиты. Именно педагог выступает инициатором общения с ребенком, который не всегда может подойти и попросить о чем- либо. Это, в первую очередь, относится к тревожным, неуверенным в себе детям, которым такое общение просто необходимо.

В процессе интегрированной деятельности дети старшего дошкольного возраста получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Это обогащает их опыт и образное содержание любой деятельности, способствует развитию мышления и личностных особенностей у детей [6.5].

Большое значение в осуществлении эстетического воспитания старших дошкольников придается именно интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности [3.5]. Мы понимаем интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Занятия охватывают все виды художественно-творческой деятельности: разнообразные игры (дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые); изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную [4. 63].

Серьезную помощь как тревожным, так и агрессивным детям оказывают занятия с элементами рисования и лепкой. В процессе рисования дети подводятся к мысли о том, что в рисунке могут отразиться и их страхи или злость: «А теперь нарисуй свой страх. Попробуй отразить в рисунке все, что тебе не нравится, чего ты боишься». После окончания рисования этот рисунок или прячется, или уничтожается на глазах у ребенка, говоря о том, что вместе с этим рисунком ушло все, что тревожило ребенка. По характеру того или иного изображенного образа или состояния воспринимается музыкальное произведение. В формировании чувства музыкального лада целесообразно опираться на жизненные впечатления ребенка, на его эмоциональную чуткость и опыт. Характеристики мажорного и минорного звучания обосновываются, исходя из конкретных знаний детей о различных состояниях души, настроения, возможных ситуаций и реакций на них [5.8]. В игре «Настроение» определенные понятия (грусть, радость, веселье, мечтательность и т.д.) «озвучиваются» музыкой. Из нескольких предложенных отрывков ребята выбирают тот, который соответствует тому или иному образу художественного произведения или творческого сочинения, или их отношениям.

Интеграция основывается, с одной стороны, на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой детской деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, воображения, эмоционально – положительного отношения к действительности, а также памяти и внимания). С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию эстетического, художественного направления является образ, замысливаемый и передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности.

Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспринимающийся детьми в разных видах деятельности.

Теоретической и методологической основой программы является рассматривание общих закономерностей функционирования и восприятия произведений различных видов искусства как форм отражения материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей.

Программный материал объединяет в проблемные блоки все предусмотренные виды художественной культуры:

  1. Формирование представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусства;

  2. Развитие навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства;

  3. Знакомство с жанровым многообразием искусства;

  4. Формирование навыков анализа произведений искусства через освоение средств художественной выразительности;

  5. Активизация ассоциативного мышления.

Структурное построение программы по горизонтали и вертикали помогает педагогу выделить параллельные связи различных видов искусств с сохранением содержательной преемственности о последовательности в развитии общего эстетического процесса.

В содержание программы на основе художественной культуры разработан цикл непосредственной образовательной деятельности по культуре общения, что формирует чувство эмоционального комфорта детей, их уверенности в себе. Все это создает условия для формирования у детей осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, своей оценки, своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. В этом процессе важно стимулировать рефлексию, что и происходит в процессе игр.

Интегрированная деятельность дает детям возможность понимать и уметь высказываться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

Создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Результатом нашей непосредственной образовательной деятельности является не простое перечисление того, что хорошо или плохо, какое общение и поведение считается культурным, поскольку не только из этого складывается позиция воспитанного человека. Детям в игре предоставляются пробы всех ролей. Педагог помогает детям определить позицию к тем или иным проявлениям человеческой жизни, «вырастить» в себе гибкость, терпимость по отношению к разным людям, понять социокультурные нормы. Все оценочные суждения должны быть корректны, но естественны.

Использование музыкального, фольклорного, художественного материала позволяет делать непосредственную образовательную деятельность очень интересной, содержательной, познавательной. Темы в цикле «Культура общения» систематизированы в виде последовательных сфер, окружающих человека по принципу того, как ребенок открывает для себя мир: ребенок - мир вещей – дом, семья, «я» – соседи, дом, где живешь – улица – магазин, театр и т.д.- детский сад – природа.

Мы можем утверждать, что интегрированная непосредственная образовательная деятельность влияет на особенности развития старших дошкольников и на развитие способностей детей в комплексе. Программа способствует дальнейшему становлению гармоничной личности, умению достойно вести себя в любой обстановке – как правило и обязанность каждого человека.

Интегрированная деятельность эстетического направления показывает, что дети научились активно пользоваться правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их. Понимание смысла данных правил помогает ребенку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях. Дети приобретают знания о культуре, начинают понимать, что культурный человек никогда не опуститься до оскорблений или крика, будет всячески избегать разного рода конфликтов. Кроме того, значительное снижение такого показателя, как недоверие к себе, способствует к научению видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправить, избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных; учит относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявляет нетерпимость к дурным поступкам людей, способствует воспитанию уважительного отношения к окружающим и бережному отношению к родному языку. Все, что достигается как продукт одной из главных целей интегрированной непосредственной образовательной деятельности – дать детям возможность понимать и уметь высказаться, оценив свое поведение и окружающих, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций.

В программе интегрированной непосредственной образовательной деятельности создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки.

Наблюдения во время непосредственной образовательной деятельности показали, что дети лучше чувствуют в человеке примеры «внешнего» и «внутреннего» расхождения, чем мы, взрослые. Содержание непосредственной образовательной деятельности является не просто перечисление того, что хорошо или плохо, какое поведение считается культурным и т.д. дети пробуют все роли, и воспитатель помогает им определить позицию с тем или иным проявлением человеческой жизни, понять социокультурные нормы. Использование музыкального и фольклорного материала позволяет непосредственной образовательной деятельности быть более интересными, содержательными, познавательными, доступными для детей.

При подборе и использовании материала важно, чтобы каждый педагог подошел к нему творчески, учел свои, свойственные только ему, профессиональные навыки и умения в общении с детьми. К такому выводу подталкивает опыт проведенной интегрированной непосредственной образовательной деятельности, результаты которого подчеркивают важность для педагога чувство эмоционального комфорта детей, их уверенности в своих силах, умение ориентироваться в сложном мире взаимоотношений людей. Очень наглядны результаты целей данной непосредственной образовательной деятельности – воспитание индивидуальности, в которой своеобразно сочетаются особенности, отличающие одного ребенка от другого.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность показала активизацию творческого потенциала ребенка, что, как следствие, может и должно проявляться в повышении этического сознания, стремление к общечеловеческим ценностям.

Обогащение эмоционального мира проявляется в стремлении управлять своими чувствами и эмоциями, соотношении различных точек зрения. На основе правил игровых ситуаций стало заметно формироваться произвольное поведение, развитие и закладывание норм и правил, принятых в обществе, стало развиваться воображение: от воссоздающего к творческому. Все это позволяет понимать интеграцию эстетического направления как путь яркого проявления ребенком себя, своих особенностей и своей неповторимости.


Литература:

  1. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. Москва, Новая школа,1996.

  2. Куревина О.А. Синтез искусств. Линка – Пресс, Москва, 2003.

  3. Комарова Т.С. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. Москва,2001.

  4. Пигарев К. Русская литература и изобразительное искусство. – М.,1972.

  5. Полунина В. Искусство и дети. – М., Просвещение, 1982.

  6. Разумный В. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. – М.,1999

  7. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир Москва. Просвещение 1991 г.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle