Библиографическое описание:

Камалова Л. Ф. Методика применения фильмов о композиторах на уроках музыкальной литературы в Детских музыкальных школах [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

Технические средства обучения (ТСО) давно вошли в наши образовательные учреждения и в XXI веке получили широкое распространение. По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит – 25% видимой информации, когда видит и слушает – 65% получаемой информации. Необходимость применения ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна.

ТСО повысят продуктивность учебно-воспитательного процесса только в том случае, если учитель хорошо представляет и понимает психологические основы их применения.

Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации.

Услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А ТСО как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия.

Используя ТСО, необходимо учитывать следующие психологически особенности внимания. Сосредоточенность снимания - удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15-20минут, а потом требуется переключение внимания, краткий отдых. Объём внимания – количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7 + – 2. Распределение внимания - одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому на экране главное изображение выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики.

Полученные с помощью просмотра фильма знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

При подготовке учителя к занятиям с использованием ТСО (видеозаписей) ему необходимо проделать большую работу. Опираясь на учебные планы, программы, методические пособия, определяющие общие рамки процесса обучения, преподаватель конструирует его программу с учетом стоящих перед ним задач, возможностей и интересов учащихся. Использование видеозаписей на уроках требует более тщательного подхода к проектированию системы собственных действий и действий учащихся. Она имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую.

Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному предмету и распределения ТСО (видеозаписей) по темам, т.е. создание системы включения их в изучение материала по всему курсу или большому разделу.

Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения ТСО, которая может быть индивидуальной для каждого преподавателя, но должна базироваться на общих принципах использования ТСО на уроке.

Для учителя очень важны поиски эффективной методики применения аудиовизуальных средств обучения. Урок может быть насыщен самыми современными техническими средствами, но желаемая результативность – возрастание качества знаний, умений и навыков – достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не использовались.

Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:

  1. недостаточная методическая подготовленность учителя;

  2. неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей аудиовизуальных средств их дидактической значимости;

  3. бесплановость, случайность их применения;

  4. перегруженность урока демонстрацией (прослушиванием), превращение его в зрительно-звуковую, литературно-музыкальную композицию.

На таком уроке, по сути, отсутствует учебно-воспитательная работа учителя, нарушаются элементарные дидактические требования, преобладает пассивное восприятие учебной информации учащимися, нерационально тратится учебное время.

Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения – усиливают восприятие учащимися учебной информации, что в значительной степени определяет качество понимания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения знаний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы активно работал ученик. Слово учителя – необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью.

Учитель выделяет основные объекты и явления, раскрывает их сущность, сосредотачивает внимание на содержании видеозаписи, активизирует мыслительную деятельность учащихся, устанавливает связи между содержанием видеофильма и темой урока, подводит учащихся на основе сформированных представлений к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей – формированию понятий.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной видеофильм необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом фильме. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке материала.

От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядности и слова учителя.

Учебный видеофильм характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильное эмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с телеэкрана, управление процессом восприятия, целостность и законченность.

В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей и содержанием процесса обучения реализуются различные дидактические возможности видеофильма на уроке. Это источник новых знаний, средство иллюстрации учебного материала, обобщения и систематизации знаний, зрительная или зрительно-слуховая опора для самостоятельной работы учащихся.

Подавляющее большинство фильмов можно использовать в различных учебных ситуациях, в зависимости от целей и содержания урока. Часто один и тот же фильм в различных учебных ситуациях можно применять для решения разнообразных дидактических задач.

Перед использованием любого видеоматериала учителю необходимо очень внимательно изучить: в какой мере его устраивают объём, качество содержания и характер подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они с тем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель; насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковы дидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средствами наглядности; в какой степени он соответствует возрастным особенностям учеников и уровню их подготовленности.

Если учитель решает, что фильм будет показан полностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобы организовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации – для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение о пофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланировать работу до и после просмотра. Длительность фрагментов не должна превышать 4 – 6 минут, общее количество фрагментов на одном уроке не более 5. Продолжительность фильма на одном уроке 20 – 30 минут.

Прерывать показ фильма следует лишь в крайних случаях, когда изображенное на экране не будет воспринято учащимися без комментария учителя.

Необходимо продумывать время фильма в структуре занятия. При отборе материала фильма целесообразно отметить то, что можно будет использовать на последующих занятиях или в других классах. Отбирая фильм, надо обратить внимание не только на его образовательную, но и на воспитательную ценность.

Важным моментом при подготовке к использованию видеозаписи является установление её связи с другими источниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельной работы учащихся как на уроке, так и вне его.

Независимо от дидактической цели использования фильма на уроке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжительное вступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установить связь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание на определенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболее трудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации надо воздержаться от его комментария; он целесообразен только в случае использования фильма без дикторского текста. Но и этот комментарий должен быть предельно лаконичным, чётким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешать восприятию экранного изображения.

Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:

  • пояснить непонятные места фильма;

  • обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить;

  • подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;

  • теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание;

  • связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.

Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше всего задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного – 2 -3. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полному их воспроизведению после просмотра. С целью развития речи следует ставить вопросы, направляемые на описание картин и т.п.

Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.

Если фильм используется как источник знания и содержит новые для учащихся сведения, то для качественного запоминания необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма.

Учебный видеофильм – эффективное средство обучения, оказывающее большое влияние на учащихся. После его демонстрации ученики ещё некоторое время находятся под впечатлением просмотренных кадров и не могут сразу переключиться на другой вид деятельности. Этот фактор следует учитывать при организации последующей работы над экранным материалом.

Важно учесть ещё и то, что одного только просмотра фильма для усвоения заложенной в нём учебной информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.

После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысль школьников на подтверждение положений урока.

Чаще всего эту работу проводят в форме беседы, в процессе которой учитель воспроизводит в памяти учащихся материал фильма, а увиденное подвергается глубокой логической переработке: анализу, сопоставлениям и т.д. Бывает необходимо посмотреть фильм повторно. При вторичном показе учащиеся с помощью учителя замечают подробности, пропущенные при первом просмотре. Повторный показ можно использовать в целях обобщения и контроля.

Удобны и эффективны для создания проблемных ситуаций видеофрагменты. Они могут быть использованы в качестве вводного материала, предшествующего формированию проблемы.

Подготовленный видеофильм учитель может продемонстрировать на уроке полностью или остановить просмотр, чтобы обратиться к ученикам, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с использованием видеозаписей сохраняется обратная связь между учителем и классом.

Неотъемлемой частью методики преподавания музыкальной литературы является постоянное использование экранно-звуковых средств. Почти ни один урок не проходит без применения звукозаписей (фрагментов музыкальных произведений) и репродукций картин или фрагментов картин известных художников.

С одной стороны, экранно-звуковые средства облегчают работу учителя, с другой – несомненно, усложняют и обогащают её, делая более творческой, интересной, создавая условия для самообразования учителя, его профессионального роста.

Появление компьютерной техники значительно расширило возможности использования видеозаписей в школе. Применение видеозаписей телевизионных передач имеет определенные преимущества по сравнению с прямой трансляцией: учитель получает возможность предварительно ознакомиться с содержанием и последовательностью изложения телепередачи, в любое время использовать её целиком или фрагментарно на уроке или при проведении внеклассного мероприятия, если надо - неоднократно её повторять.

Опыт использования видеозаписей на уроках музыкальной литературы в Детской музыкальной школе позволяет говорить о несомненной целесообразности этой формы работы.

Таким образом, видеозапись можно рассматривать как средство воспитания культуры зрительского восприятия и как средство воспитания общей культуры учащихся.


Литература:

  1. Белов Л.А. Методические рекомендации по использованию видеозаписей в учебно-воспитательном процессе.- М., 1984.

  2. Каджаспарова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. – М., 2001.

  3. Лагутин Л. Методика преподавания музыкальной литературы в ДМШ.- М., 1982.

  4. Лисянская Е. Б, Пособие по музыкальной литературе для ДМШ и школ искусств. – М., 1998.

  5. Титаренко Л. С экрана в класс.//Музыка в школе.- 1988.- № 1.

  6. Трофимова Л. Видеозапись на уроке мировой художественной культуры. //Музыка, которую мы видим.- М., 1990.

  7. Фомичев Ю.К. Технические средства обучения в учебном процессе детских музыкальных школ.- М,, 1974.

  8. http://classic-online.ru

  9. http://www.youtube.com


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle