Библиографическое описание:

Акимов С. С., Андреева Н. С., Коровина М. А. Возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 153-157.

В настоящее время одним из направлений модернизации развития образования выступает процесс информатизации системы образования, а также процесс внедрения в учебный процесс комплекса разнообразных информационных технологий. Основными задачами информатизации являются обеспечение доступности, качества и эффективности предоставления образовательных услуг в образовательных учреждениях, а также создание условий для поддержки системного внедрения и активного использования информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

В.В. Гриншкун в работе [5] указывает на то, что процесс информатизации предполагает создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально – исследовательскую (опытно - экспериментальную) деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.

Актуальность масштабного внедрения и применения информационных технологий, в частности, в дополнительном образовании детей определяется основными тенденциями развития его развития.

Анализ научной литературы [7, 8, 14] позволяет выделить некоторые общие приоритетные направления (тенденции) развития дополнительного образования детей:

  • Признание права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора себя и для себя.

  • Утверждение единства и целостности образования, где обучение и воспитание есть его составляющие, две подсистемы развития личности.

  • Активное внедрение разнообразных информационных технологий для совершенствования процессов обучения, воспитания, управления, диагностики качества образовательных услуг.

  • Развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса.

  • Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместно продуктивно разделенной деятельности.

  • Непрерывное образование как принцип планирования и организации образовательного развития личности.

  • Осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения.

  • Обеспечение условий для профессионального самоопределения и интеграции личности в новых условиях социума.

  • Аттестация и аккредитация образовательных учреждений дополнительного образования школьников в целях обеспечения эффективности дополнительного образования школьников.

  • Создание в образовательных учреждениях всех типов и видов гуманистических воспитательных систем.

  • Проектирование образовательных программ, как средства развития познавательной мотивации, формирования сторон базовой культуры личности. Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства, региона, города.

  • Совершенствование педагогической организации работы с детьми в дополнительном образовании.

На основе изучения различных документов, таких как: Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020; «Петербургская школа 2020»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. и др., можно сделать вывод о важности модернизации информационной среды образовательного учреждения (совершенствование инфраструктуры учреждения, внедрение современных информационных технологий, формирование виртуальной образовательной среды учреждения; развитие; информатизация образовательного процесса и т.д.).

В работах Вихоревой О. А., Кокоревой Н. В. [4, 11] выделены общие направления деятельности современного учреждения дополнительного образования детей:

  • Переход к образовательным, социально-педагогическим, психологическим программам, к комплексным формам организации деятельности.

  • Переход к современным образовательным технологиям.

  • Широкое применение современных информационных технологий во всех сферах деятельности образовательного учреждения (учебная, воспитательная, методическая, административно-управленческая, мониторинговая и т.д.)

  • Переход к комплексным образовательным и социально-педагогическим результатам.

  • Развитие сетевого взаимодействия учреждения дополнительного образования детей (на уровне целей, содержания, форм).

  • Вариативность освоения содержания внутри образовательных программ дополнительного образования.

  • Вариативность педагогической деятельности.

  • Вариативность дополнительных образовательных программ.

Как отмечается в работе Березиной В.А. [2], обучение в учреждениях дополнительного образования предполагает реализацию образовательных программ, обеспечивающих:

  • повышенный уровень обучения в различных областях;

  • допрофессиональную ориентацию обучающихся, подготовку к успешному освоению программ профессионального образования;

  • организацию творческой, исследовательской деятельности обучающихся в системе областей знаний.

Современное развитие дополнительного образования детей тесно связано с активным внедрением информационных технологий в процесс обучения, что активизирует мотивационный, познавательный, деятельностный компоненты учебной деятельности.

На основе анализа научно-педагогической литературы [9, 12, 15, 16] можно сделать вывод о том, что информационные технологии представляют собой:

  • средства организации познавательной деятельности учащихся.

  • система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.

  • совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённая технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.

Применение современных информационных технологий в дополнительном образовании, возможно в различном виде: 1) применение информационных технологий в учреждении дополнительного образования, 2) применение информационных технологий в отделах дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения, 3) применение информационных технологий при проектировании и проведении культурно-массовых мероприятий, 4) применение информационных технологий в управленческой сфере, 5) применение информационных технологий в повышении профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей и др. [1]

В работах Коваль Т.С., Кокоревой Н.В., Полат Е.С. [10, 11, 12] отмечается, что к современным информационным технологиям, которые целесообразно применять в дополнительном образовании следует отнести:

  • Компьютерные учебники;

  • Предметно-ориентировочные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты);

  • Лабораторные практикумы;

  • Программы-тренажеры;

  • Контролирующие программы;

  • Аудио-, видео- технологии;

  • Интернет - технологии.

К этому еще можно добавить интерактивные среды (микроволновое телевидение, аудиографика, сжатое видео, телеконференции, аудиоконференции) [3].

Применение информационных технологий актуально в процессе подготовки к теоретическому или практическому занятию, экономит время на подготовку к нему. Индивидуальное информационно-образовательное пространство дополнительного образования целостно, пополняемо. Освоение информационных технологий способствует его расширению и многофункциональному применению и актуализации в соответствии с образовательными потребностями.

Ярким примером реализации информационных технологий в дополнительном образовании детей выступает применение электронно-образовательных ресурсов, которые понимаются как образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [6]. В качестве примеров электронно-образовательных ресурсов в дополнительном образовании детей можно указать следующие:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по адресу: http://school-collection.edu.ru/ Содержание единой коллекции представляет интерес для дополнительного образования. В каталоге можно найти доступ к следующим учебным материалам: методическим рекомендациям; инновационным учебным материалам; инструментам учебной деятельности; электронным изданиям.

Есть обширный материал по следующим направлениям: культурно-историческое наследие, музыка (русская классическая музыка, зарубежная классическая музыка), литература (зарубежная художественная литература, аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии), живопись (произведения живописи из собрания Государственной Третьяковской галереи, произведения живописи из собрания Государственного Русского музея и др.).

В тематической коллекции собраны: литературно-музыкальные композиции радиостанции «Орфей»; цикл компьютерных учебных программ «Утраченный Петербург»; От Руси Киевской до Руси Московской; дидактические материалы дистанционного зондирования Земли; история и современные достижения наук о природе и др.

В предметных коллекциях находится материал по астрономии, биологии, географии, математики (видеозаписи лекций, электронная библиотека учебно-методической литературы, геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве, дидактические игры на занятии математики,

Для дополнительных занятий по химии собраны: видеоопыты по неорганической химия и органической химия; трехмерные химические формулы и др.

Так же опубликованы электронные издания: энциклопедия «Кругосвет», журнал «Квант»; журнал «Наука и Жизнь», журнал «Химия и Жизнь».

  • Электронное учебно-методическое пособие «Природа и творчество» (для детей 7-16 лет).

Электронное пособие состоит из семи основных разделов и содержит подробное описание авторской образовательной программы изобразительной студии «Радуга радости», включающей широкий диапазон технических возможностей, различных материалов и приемов работы с ними. Данная программа может служить значительным подспорьем в работе, как для молодых педагогов, так и для тех, кто хотел бы расширить и углубить свои методические познания в изобразительной деятельности.

  • Электронное учебно-методическое пособие «Ступеньки творчества» (Для детей 10-14 лет).

В состав пособия входят: иллюстрированные информационные статьи по истории и развитию бисероплетения в различных странах мира; перечень материалов и инструментов, используемых в данном виде рукоделия; авторская образовательная программа «Ступеньки мастерства» студии бисероплетения «Волшебные бусинки» (три года обучения: учебно-тематические планы, учебные материалы, проектируемые результаты обучения); описание основных материалов и инструментов; описание различных техник работы с бисером; схемы и описания изготовления изделий; цветные иллюстрации старинных изделий и фотогалерея современных украшений из бисера; обширный список литературы для педагога и учащихся; список Интернет-ресурсов по бисероплетению; иллюстрированная инструкция по использованию электронного учебно-методического пособия «Ступеньки мастерства», содержащая перечень и описание всех панелей инструментов, описание и назначение кнопок.

  • Электронное учебно-методическое пособие «Теория и практика ювелирного дела».

Электронная версия образовательной программы «Ювелирное дело» по предметам: «Основы ювелирного мастерства», «Технология художественной обработки металла», «Материаловедение», а также факультативам «Филигрань», «Финифть», «Шрифты и орнаменты», рассчитанная на три года обучения.

Электронные образовательные ресурсы занятиях могут быть использованы:

  • на этапе изучения нового материала – информационные (могут предварять изучение новой темы);

  • на этапе повторения – практические (выполнение учебных заданий);

  • на этапе контроля - контрольные электронные образовательные ресурсы, которые могут использоваться для самоконтроля, что помогает ребенку стать активным участником образовательного процесса. [1]

В работах [1, 11, 13], посвященных различным аспектам применения информационных технологий, в том числе в сфере дополнительного образования детей, сформулированы основные возможности применения информационных технологий в дополнительном образовании детей:

  • расширение содержания изучаемых образовательных программ;

  • обеспечение совершенствования методики обучения в различных творческих объединениях;

  • обеспечение эффективности методики проведения занятий;

  • включение образовательного учреждения в построение единого информационного пространства;

  • формирование у обучающихся мировоззрения открытого информационного общества;

  • развитие творческого, самостоятельного мышления обучающихся;

  • формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

  • развитие познавательной и творческой активности обучающихся;

  • развитие познавательного интереса, мотивации к различным видам деятельности.

  • повышение эффективности, доступности и открытости обучения и воспитания, разнообразных форм работы в дополнительном образовании детей.

  • Обеспечение информационного взаимодействия педагогов, родителей, администрации, обучающихся.

  • Развитие электронных ресурсов образовательного учреждения.

  • Расширение спектра информационных технологий в контексте социально-значимой деятельности.

  • Разнообразие содержательного досуга детей и молодежи.

  • Осуществление индивидуализации и дифференциации в работе с обучающимися и т.д.

Кроме этого, в работе Кокоревой Н.В. [11] отмечается, что занятия для учащихся в учреждении дополнительного образования на базе использования информационных технологий позволяют достичь более быстрого включения обучаемого в учебно-познавательную деятельность за счет:

  • акцентирования на интересы учащихся;

  • создание мотивационно - проблемных ситуаций при практической реализации изучаемой темы;

  • подготовки дидактических материалов с применением информационных технологий.

Большое внимание в литературе [1, 5, 9 12, 13], уделяется вопросам разработки информационных технологий в контексте дополнительного образования детей и оценки эффективности их применения.

Так, в работе Гришкуна В.В. [5] представлены требования к разработке средств информации дополнительного образования детей:

  • Средства информатизации должны строиться на принципах непрерывного и относительно простого способа обновления материалов и форм их организации. Материал содержательного наполнения средств информатизации должен быть направлен на развитие собственной деятельности обучающихся.

  • По содержанию и форме средства информационных технологий должны быть разработаны с учетом дифференциации потребностей обучающихся в рамках дополнительного образования, различных видах деятельности (учебной, познавательной, социально-значимой и др.).

  • Проектирование средств информатизации должно строиться с учетом опыта и практических знаний обучающихся.

  • Средства информатизации должны представлять возможность индивидуально выбирать темп и траекторию деятельности.

  • Полученные результаты образовательных услуг с использованием средств информатизации должны нести личностные «смыслы» для учащихся.

  • Средства информатизации должны способствовать установлению дополнительных связей и межличностных контактов обучающихся.

Применение современных информационных технологий в дополнительном образовании детей первостепенно и с позиции профессиональной деятельности педагога, так как, дает широкие возможности для совершенствования образовательного процесса учреждений дополнительного образования, так как педагоги могут использовать в своей педагогической практике:

  • современные методы и способы представления, обработки информации по дополнительному образованию детей;

  • широкий спектр учебно-программных, учебно-теоретических, учеб­но-справочных, учебно-библиографических и других материалов учебно- методического комплекса педагога дополнительного образования;

  • компьютерные программы, тренажеры различного целевого назначения;

  • информационные ресурсы, социальные сети для образовательных целей и др.

Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий различного назначения в дополнительном образовании детей предоставляют возможности совершенствования целей, со­держания, методов, организационных форм, технологий, средств подготовки обучающихся на этапе перехода к образованию в условиях расширенного доступа к информации, а также выступают одним из показателей профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. При этом важно понимать, что реализация этих технологий в дополнительном образовании детей требует системного изучения опыта оценки эффективности применения информационных технологий, разработки критериев и показателей эффективного применения различных информационных технологий в учреждении дополнительного образования детей (управленческий, образовательный, воспитательный, кадровый и др. аспеты).


Литература:

  1. Акимова, И. В. Использование информационных технологий в образовании: учебное пособие для студентов и учителей / И. В. Акимова, И. А. Баландин. - Пенза, 2010.

  2. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. – М., 2007.

  3. Вихман В. В Оценка и анализ эффективности применения информационных технологий в образовании: дис. к.п.н: 13.00.01 / Вихман Виктория Викторовна – Новосибирск, 2004.

  4. Вихорева, О. А. Дополнительное образование детей: теория и практика: монография / О.А.Вихорева. - Челябинск, 2010.

  5. Гришкун В. В. Применение информационных технологий в образовании. Области эффективного применения информационных технологий в школе / В.В. Гришкун - Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». — М., 2007.

  6. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=7&id=176616, с регистрацией – Дата обновления: 06.06.2011 г.- Текст HTML - Заглавие с экрана.

  7. Дополнительное образование детей: вопросы и ответы: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образовательных учреждений / сост.: Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. – М., 2008.

  8. Иванченко, В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов, классных руководителей, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей институтов повышения квалификации / В.Н.Иванченко. - Ростов-на-Дону, 2011.

  9. Информационные технологии в сфере образования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. НИИ информ. образоват. технологий; [В.П. Кулагин и др.]. – М., – 248 с.

  10. Коваль, Т. С. Информационная культура педагога дополнительного образования как условие его профессионального развития: дис. к.п.н: 13.00.08 / Коваль Тамара Сергеевна – Кемерово, 2007.

  11. Кокорева, Н. В. Педагогическое проектирование среды дополнительного образования как условие самореализации детей: дис. к.п.н: 13.00.01: Саранск, 2004.

  12. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 2-е изд., стереотипное – Москва: Академия, 2008.

  13. Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Международной конференции. – Троицк: МОО фонд новых технологий в образовании «Байтик», Изд-во «Тровант», 2004. – 439 с. Секция 3 Информационные технологии в дополнительном образовании [Электронный ресурс]: Образовательный ресурс, Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/004444//sec3.pdf, с регистрацией – Дата обновления: 06.06.2011 г.- Текст HTML - Заглавие с экрана.

  14. Саранов, A.M., Гузева, Г.И. Модернизация системы дополнительного об­разования детей: Монография. - Волгоград, 2002.

  15. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: (обобщения и рекомендации): учебное пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев; Ун-т информатизации и упр. – 3-е изд. – М., 2008.

  16. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle