Библиографическое описание:

Абрамовских К. И. Из истории развития ценностей социальной работы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

Особенности формирования и реализации профессиональной деятельности студента обуславливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими, возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности. В процессе своей деятельности студенты овладевают соответствующими идеями и концепциями, приобретают знания и умения. Имеющие в настоящее время большую значимость для общества и отдельной профессии знания, идеи, концепции и выступают в качестве ценностей профессиональной деятельности.

Система компонентов профессиональных ценностных ориентаций в социальной деятельности имеет глубокие исторические корни в общественном укладе жизни, системе церковной и общественной благотворительности, государственной политике призрения и социального обеспечения. Становление и развитие системы ценностей связано с идеологическими основаниями жизни общества, которые отразились в философских, религиозных, педагогических трудах.

Анализ научной литературы показывает, что социальная работа на своем допрофессиональном этапе развивалась как деятельность, направленная на:

  • взаимопомощь как способ выживания в неблагоприятных условиях окружающей среды (со стороны общины);

  • удовлетворение религиозных потребностей (со стороны личности);

  • стабилизацию социальной ситуации и сохранение социального мира (со стороны государства);

  • реализацию гуманистических убеждений и идеалов (со стороны общества).

Поэтому и личность и община, и общество, и государство являлись субъектами социальной работы на этом этапе. Деятельность каждого из субъектов отразилась на процессе становления гуманистически-ориентированной системы ценностей социальной работы.

Историки находят корни сострадательного отношения к близким в России еще в обычаях восточных славян. Формы общинной взаимопомощи, сложившиеся у древних славян, были обусловлены трудностями индивидуальной формы жизнедеятельности и общественным устройством жизни. Общественный характер жизнеустройства сказывался и в особенностях воспитания детей, которое носило социальный характер. Подрастающее поколение воспитывалось в духе взаимопомощи, с другой стороны, на каждом члене общины лежала обязанность заботы о ребенке. Это проявлялось в таких формах социального воспитания как дома молодежи, скудельницы или дома убогих детей, где забота о сиротах имела форму попечительства.

Одной из причин развития родственных отношений, милосердия к неимущим и хворым стало принятие Русью христианства. Возникновение системы коллективных ценностей стало предпосылкой для принятия русским обществом философии деятельной любви к ближнему как основы христианской концепции.

Под воздействием христианской идеологии возникает и развивается в русском обществе такая форма социальной поддержки как благотворительность. Если ранее в основе взаимопомощи лежала материальная необходимость, то теперь доминирующим мотивом благотворительности становиться потребность субъекта помощи в духовном возвышении.

В течение столетий призрение и благотворительность сосредоточивались в церковно-приходских и монастырских приделах. Вместе с тем в связи с усложнением социальных проблем возникает необходимость в развертывании государственной системы общественного призрения. Свою практическую реализацию она получила в 1682 г., когда царь Федор Алексеевич издал указ о помощи нищим. В Москве началось строительство больниц и богаделен для «болящих, бродящих, лежащих на улицах нищих». Подобные заведения начали создаваться и в провинциальных городах [1].

Кроме того, происходит становление ценности добровольности личности в процессе социальной поддержки. Поэтому сокращается до минимума количество закрытых учреждений призрения и развитие системы включению нуждающихся в трудовую деятельность. Гуманизация системы общественного призрения также проявилась в расширении категорий лиц, которым оказывалась помощь. Теперь поддержку мог получить любой нуждающийся, а не только узкоопределенные группы (инвалиды, сироты и другие). Призрение рассматривалось как долг государства перед обществом.

Значительно увеличилось количество учреждений и заведений благотворительного характера при Петре I. Это были приюты для незаконнорожденных детей, для престарелых, раненых и увечных воинов, инвалидов с детства, душевнобольных; появились новые типы заведений – «гошпитали» для сирот, инвалидные дома. Стали выдавать пенсии, кормовые деньги, солдаты и офицеры обеспечивались землей и промыслами.

Система российского общественного призрения постепенно складывалась в эпоху царствования Екатерины II. Благодаря усилиям ее личного секретаря И.И. Бецкого создаются закрытые учебные заведения для подготовки «новой породы людей». Цель их – сформировать поколение «новых отцов и матерей», способных воспитывать последующие поколения по программе «развития тела и души». Открываются Воспитательные дома для «подкидышей» и незаконнорожденных детей, училище для девиц благородного происхождения и мещанского звания (будущий Смольный институт), родовспомогательное училище и др. Все они были благотворительными и существовали на средства как государства, так и, главным образом, благотворителей, среди которых не последнюю роль играла сама императрица.

XIX век характеризуется широким распространением общественной благотворительности. Общество становиться субъектом социальной поддержки. Идеология общественной благотворительности представляет собой синтез религиозных и социально-политических ценностей. В общественную благотворительность включаются и дворянство, и купечество, активизируется деятельность духовенства, что может свидетельствовать о единстве декларируемых на уровне государства и реализуемых в обществе ценностных приоритетов.

Вся благотворительная деятельность в России осуществлялась по указам государя и членов его семьи, при их непосредственном участии. Такова была русская традиция.

В конце XIX – начале XX вв. наметился новый этап в развитии русского благотворения: рост благотворительных обществ, учреждений и заведений, филантропических акций и других мероприятий. Изменились и принципы социальной работы, наблюдался процесс децентрализации социального призрения и обеспечения, его индивидуализация (адресная помощь), стремление к предупреждению обнищания людей. Основная тяжесть социальной защиты и помощи нуждающимся была возложена на городское и земское общественное самоуправление. Введение земства способствовало открытию школ, классов для малограмотных взрослых, специализированных чертежных, технических курсов, училищ, народных университетов, воскресных школ, высших женских курсов и др.

Большое количество и разнообразие благотворительных организаций, попечительских обществ и учреждений в России, в деятельности которых принимали активное участие многие лучшие представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция, – все это свидетельство нравственных истоков социальной работы в нашем Отечестве. В Москве, например, опекунский совет детских приютов возглавила княгиня Наталья Сергеевна Трубецкая, проявив при этом большие организаторские способности, чем снискала себе всеобщую признательность и уважение людей.

Сложная по характеру и специфическая по содержанию благотворительная деятельность потребовала специальной подготовки профессиональных кадров для этой работы. Большое внимание этому вопросу уделяли И. Герье, А. Сточ, Е. Максимов, С. Гогель, В. Медов, А. Якоби и многие другие, которые заложили основы будущей теории и методики социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогические проблемы воспитания подрастающего поколения волновали передовую интеллигенцию России. Истоки социально-педагогических идей Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, Л.Н. Толстой, Н.В. Шелгунов, К.Д. Ушинский, А.П. Щапов находили в народной педагогике. Так особую роль в содержании народной педагогики К.Д. Ушинский отводил всем видам культуры. Он считал, что родное слово формирует душу, ставит характер, приобщает человека к нации. К механизмам функционирования народной педагогики К.Д. Ушинский относил игру, общественное мнение, обычаи, традиции.

В первые годы после Октябрьской революции, в период гражданской войны, возникает множество острых социальных проблем. В работах С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина, М.В. Крупениной, А.Г. Калашникова, А.П. Пинкевича и других анализируются основные направления социально-педагогической деятельности, обосновываются методологические подходы к организации взаимодействия школы с социальной средой, методика организации педагогически целесообразных связей с семьей, общественностью. Участие школы в политической жизни, взаимодействие школы с экономикой региона, подъем духовной культуры социальной среды, связь с творческой интеллигенцией, борьба с беспризорностью и трудновоспитуемостью, участие в ликвидации неграмотности населения, подъем физической культуры школьников, всего населения – основные направления такой работы. Первые теоретические и методические позиции социальной работы с детьми, с семьей нашли свое отражение в статьях Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.М. Коллонтай, А.С. Макаренко – всех тех, кто принимал активное участие в решении жизненно важной для нового государства проблемы – борьбы с детской беспризорностью. Опыт по борьбе с беспризорностью изучался зарубежными коллегами и в последующие годы.

В это время в структуре исполнительной власти существовал специальный орган управления – Наркомат государственного призрения, занимавшийся организацией оказания помощи инвалидам войны, их семьям, престарелым, несовершеннолетним, а также вопросами охраны материнства и детства.

В каждой стране социальная работа имеет свою национальную специфику, которую нельзя не учитывать. Эта специфика обусловлена, прежде всего, социально-экономическими и политическими условиями, историческими, духовно-нравственными, и этническими особенностями, культурными традициями, национальными системами школьного и вузовского образования.


Литература:

  1. Андреева И.Н. Очерки истории социальной помощи в России (IX- начало XX века). - М., МПГУ, 1996.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle