Библиографическое описание:

Рыскулова М. Н. О компонентах процесса творческого саморазвития личности обучающегося [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

Творческое саморазвитие – длительный и многоплановый процесс, охватывающий становление личности на различных этапах ее жизнедеятельности. Традиционно в этом процессе выделяют компоненты, наполненные соответствующими характеристиками и качественными показателями: мотивационный, ценностный, когнитивный, деятельностный или операционный, эмоционально-волевой, креативный или творческий, рефлексивный, адаптационный и др. (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, М.П. Дружнова, М.Ю. Разноглядова А.В. Терещенко, С.Н. Толстов и др.).

Процесс творческого саморазвития личности и его компоненты относятся к области формирования личности, которая изучается разными отраслями психологии и педагогики, что обусловлено многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а иногда загадочностью человеческого поведения. В настоящее время в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция структуры личности.

В нашем педагогическом исследовании мы опираемся на концепцию структуры личности К.К. Платонова, в которой личность рассматривается как динамическая система, т.е. система, развивающаяся во времени, изменяющая состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. К.К. Платонов сгруппировал психологические черты и описал структуру личности, как систему четырех основных подструктур и двух дополнительных, которые их пронизывают. В разработанную ученым структуру могут быть уложены все известные свойства личности. Достоинством структуры личности, предложенной К.К. Платоновым, является то, что личность в ней представлена как нечто целостное и динамичное, как человек во всей полноте своих биологических, психологических и социальных особенностей [3].

В соответствии с данной психологической структурой в процессе творческого саморазвития личности мы выделяем ценностно-мотивационный, содержательно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты. Эти компоненты, отражающие соответствующие подструктуры целостной структуры личности (направленности, опыта, особенности психических процессов, биологические характеристики психики, способности и характера), обеспечивают целостность процесса творческого саморазвития личности обучающегося.

Ценностно-мотивационный компонент процесса творческого саморазвития личности определяется системой доминирующих ценностей и мотивов, выражающих осознанное отношение личности к творческой деятельности по самовыстраиванию себя.

Положительная мотивация и соответствующая ценностная ориентация являются основой целенаправленного саморазвития, соответственно важнейшей педагогической задачей становится обеспечение такой положительной мотивации и ценностной ориентации обучающегося в преодолении неизбежно возникающих трудностей в ходе его творческого саморазвития.

Содержательно-деятельностный компонент характеризует практический, операционный аспект творческого саморазвития личности. В соответствии с психологической структурой личности К.К. Платонова в содержательную часть компонента мы включили знания, умения, навыки и социальные нормы, лежащие в основе процесса творческого саморазвития обучающегося; сформированный опыт поведения личности в ее окружении. Составляющими деятельностной части компонента являются цели, задачи, содержание, методы, средства и формы деятельности по творческому саморазвитию, а также достигаемые результаты. Это универсальные характеристики любой деятельности, полностью присущи и творческому саморазвитию личности, который как процесс характеризуется движением, изменением и т.д.

В педагогическом плане содержательно-деятельностный компонент предполагает поэтапное включение обучающихся в активную учебную деятельность, способствующую их творческому саморазвитию. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный – взаимодействие субъектов педагогического процесса, их сотрудничество в создании условий для творческого саморазвития обучающихся.

Эмоционально-волевой компонент творческого саморазвития личности включает в себя: осознанность и целенаправленность действий, умение владеть собой, своими действиями и своим эмоциональным состоянием; способность личности мобилизовать себя, активно использовать свои возможности для достижения поставленных целей.

В рамках педагогики эмоционально-волевой компонент формируется в процессе воспитания и самовоспитания. Создание соответствующих педагогических условий, культивирование ценности самовоспитания как средства достижения жизненных целей являются важными предпосылками для творческого саморазвития личности обучающегося.

Оценочно-рефлексивный компонент в структуре процесса творческого саморазвития личности необходим в силу того, что самооценка и рефлексия выступают как составляющие познания и анализа личностью собственного сознания и деятельности.

Первая составляющая оценочно-рефлексивного компонента проявляется в сознательных суждениях личности, в которых она в процессе творческого саморазвития пытается сформулировать свою ценность, оценить себя. Самооценка не является постоянной, а изменяется в зависимости от обстоятельств, зависит от достижения успеха в наиболее значимой для личности сфере и имеет большое значение для достижения поставленных целей, позволяя адекватно оценить результаты своей творческой деятельности по самовыстраиванию себя.

Вторая составляющая оценочно-рефлексивного компонента направляет субъект на осмысление и осознание собственных форм и методов решения проблемной задачи, на критический анализ содержания и методов познания, а также способов преобразования собственного «Я». Рефлексирование – это сложная работа, требующая времени, усилий и определенных способностей. Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению осознавания самими обучающимися того, что они делают и что с ними происходит. Способствуя накоплению опыта осознанной деятельности, рефлексия позволяет человеку полнее раскрыть свою уникальность и индивидуальность, а выделение оценочно-рефлексивного компонента позволяет сделать процесс творческого саморазвития личности обучающегося более целенаправленным и осознанным.

Коммуникативно-творческий компонент имеет особое значение в структуре процесса творческого саморазвития личности.

В соответствии с психологической моделью личности К.К. Платонова коммуникативная составляющая компонента обусловлена системой отношений и способов поведения личности, соответствующих подструктуре «характер», поскольку по определению характер – это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности [2]. В нашем исследовании мы исходим из того, что коммуникация – это не столько передача информации от одного лица другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей. В широком смысле слова термином «коммуникация» обозначают любую связь между людьми, все существующие способы социальных связей, отношений и взаимодействий [6].

Нам близки положения экзистенциального направления в философии по вопросам творческого саморазвития личности (Н.А. Бердяев, М. Бубер, А. Камю, В. Франкл и др.), которые определяют условием самореализации некий конструктивный диалог, общение, контакт с другим человеком, воспринимаемым во всей его целостности. Мы считаем, что только во взаимодействии с миром человек развивается и обретает свои сущностные характеристики или, как было сказано В. Франклом: «Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир» [5]. Творческое саморазвитие мы рассматриваем и как процесс субъект-субъектного взаимодействия («Я – Я» – общение с самим собой), и как процесс, который в той или иной форме кому-то или чему-то адресован («Я – ДРУГОЙ» – общение с другим), другим людям («Я – ОБЩЕСТВО» – общение с коллективом) или окружающему миру («Я – МИР» – как я исследую этот мир, каким я вижу его) [4]. Поэтому в коммуникативно-творческом компоненте коммуникационную составляющую мы рассматриваем как равноценную творческой и неразрывно с ней связанную. Как было отмечено выше, необходимость выделения данной составляющей обусловлена тем, что творческая деятельность по саморазвитию предъявляет к личности, ее осуществляющей, свои специфические требования, т. е. предполагает у человека наличие особого рода свойств, определяющих особенности отношений его с окружающими. Мы называем эти свойства коммуникативными способностями, поскольку способность есть свойство, связанное с успешным освоением/осуществлением деятельности [2]. Коммуникативные способности являются одним из наиболее важных условий, активизирующих и энергезирующих развивающуюся личность [1]. Коммуникативная составляющая подразумевает в своем составе наличие знаний механизмов коммуникативной деятельности человека; эффективных форм и методов ее организации, умений применять их на практике. В рамках педагогики формирование коммуникативной компетенции обучающихся происходит в ходе их учебной деятельности, чему способствует внедрение новых форм и методов обучения.

Вторая составляющая коммуникативно-творческого компонента обусловлена способностями человека, т.е. по определению индивидуальными свойствами личности, являющимися субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. В рамках нашего исследования это исключительно творческая деятельность личности по самовыстраиванию самой себя. Такая деятельность опосредована творческим мышлением и другими творческими свойствами личности, поэтому вторая составляющая – творческая. Как всякая деятельность творческое мышление предполагает активность, поэтому для творческого саморазвития не менее важным является творческая активность как свойство личности. Творческая самореализация как системообразующая характеристика человеческой индивидуальности также находит свое выражение в творческой составляющей коммуникативно-творческого компонента. Она обеспечивается потребностью «делать что-то лучше» и, осмысливаясь человеком, усиливается. В формировании таких качеств трудно переоценить роль педагога, сопровождающего процесс творческого саморазвития обучающихся.

Обозначенные выше компоненты, являясь частями целостного процесса, предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных. Это означает, что содержание любого отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них.

Эмоционально-волевой компонент соединяет ценностно-мотивационный и содержательно-деятельностный компоненты, т.е. мотивы и ценности личности с ее адекватным поведением, он ответственен за обязательное исполнение намеченных личностью действий с целью ее дальнейшего творческого саморазвития. В свою очередь ценностно-мотивационный и оценочно-рефлексивный компоненты определяют не спонтанную поведенческую активность, а избирательное, целенаправленное управление поведением, т.е. содержательно-деятельностный компонент. Коммуникативно-творческий компонент основан на комплексе поведенческих качеств личности, которая в процессе творческого саморазвития взаимодействует с окружающими людьми. Данный компонент опосредован ценностно-мотивационным и эмоционально-волевым компонентами и реализуется через содержательно-деятельностный компонент, отражая возможности личности в создании чего-то нового в творческой деятельности по самовыстраиванию себя.

Выделенные компоненты развиваются неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них является условием развития любого другого и все они вносят определенный вклад в процесс творческого саморазвития личности обучающегося.


Литература:

  1. Анфисова С.Е. Влияние форм организации педагогического взаимодействия на творческое саморазвитие студента // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - СПб., 2008. - №35 (76): Аспирантские тетради. Ч.II. : Научный журнал. – 296 с. – С. 17-22.

  2. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с.

  3. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. перераб. и доп. / Изд-во: Питер. 2009. – 464с.

  4. Педагогическая психология. Психологические аспекты диагностики творческих способностей. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psychological.ru/default.aspx

  5. Франкл В. Цитаты о смысле жизни. Электронный ресурс. Режим доступа: http://chelovekya.ru/viktor-emil-frankl-tsitatyi-o-smyisle-zhizni

  6. Якунин, В.А. Педагогическая психология : Учеб. пособие / Якунин В. А. СПб. Изд-во: Изд-во Михайлова В.А. 2000. – 638 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle