Библиографическое описание:

Косторных Ю. А. Российская школа конца XIX века в контексте европейского образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

В XIX веке в России начинается процесс смены образовательных парадигм, обусловленный интенсивными изменениями в политико-экономических и социально-культурных сферах. [3, с.1]

Самое благоприятное влияние на развитие образования оказывало общественно-педагогическое движение, в рамках которого наряду с разработкой теоретических основ педагогической науки, особое внимание уделялось личности учителя.

Образование в России во второй половине XIX века развивалось в обстановке глубоких политических, экономических, социальных и культурных перемен, оно детерминировалось ими и способствовало общественному прогрессу. Общественные потребности духовно-нравственного и культурного развития страны вызвали к жизни расширения сети средних учебных заведений. [3, с.5]

Освещаемый период во многих отношениях являлся переломным для России. Происходившие перемены в разных сферах (политической, экономической, социальной, культурной) существенным образом влияли на развитие просвещения. Укреплению и стабилизации образовательной системы способствовали расширяющиеся внешние экономические связи России, становление внутреннего рынка. [3, с.8]

Развитию высшего педагогического образования способствовало распространение общественно-педагогического движения, представители которого выступали за распространение всеобщей грамотности среди россиян. Реализация идеи виделась ими в расширении сети школ, повышении профессионального и образовательного уровня учителя, усовершенствовании его подготовки в педагогических заведениях. [3, с.9]

Уже самое начало XIX века о охарактеризовалось либеральными начинаниями в области просвещения. Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. В основу системы были положены три принципа:

  • бесплатность,

  • бессословность;

  • преемственность учебных заведений.

Система народного образования включала в себя:

  • приходские училища—1 год обучения;

  • уездные училища—2 года;

  • гимназии в губерниях—4 года;

  • университеты

Россия была разделены на шесть учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов. Руководитель школы более высокой ступени был администратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.

Начало второй половины XIX века в России охарактеризовалось новым движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформой 1861года об освобождении крестьян от крепостной зависимости наметились и другие: судебная, земская, просветительная. К этому времени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «вопросы жизни».

Одним из ярких проявлений общественного подъема в период конца 50-х—начала 60-х годов XIX века явилось развернувшееся в стране общественно—педагогическое движение. Передовая общественность России энергично выступала за преобразование школы, за её демократизацию и освобождение от полицейской опеки, за развитие просвещения в стране. [2, с.67]

Школьные реформы 60-х годов XIX века коснулись почти всех звеньев школы.

Ещё накануне крестьянской реформы 60-х годов XIX века царское правительство вынуждено было частично пойти навстречу настойчивым требованиям общественности в области приготовления учительских кадров. В ноябре 1858года министерством народного просвещения были одобрены следующие три предложения: учредить при всех университетах двухлетние педагогические курсы для лиц, имеющих высшее образование и желающих посвятить себя педагогической деятельности. Создать при педагогических курсах четырех- и пятиклассные гимназии с пансионами для учащихся. Открыть в каждом округе учительские семинарии для приготовления учителей уездных и сельских училищ. [2, с.73-74]

60-е годы XIX века—самая яркая страница в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Для них это время наиболее интенсивной новаторской работы; много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическим трудам в разных губерниях России.

Официальная педагогика с её традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время.

Главное внимание общества в этот период привлечено к народной школе, которой, в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища, которые нужно было содержать самим крестьянам и помещикам, развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячки, богомолки и подобные люди.

Отмена крепостного права вызвала необходимость школы для всех слоев населения. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме.

В это время стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ—всё это были насущные проблемы середины XIX века.

Начиная с 60-х годов, происходит разделение научной и педагогической подготовки будущих учителей.

Характер просветительской политики в 70—90-х годах XIX века был направлен на укрепление классицизма в средней и высшей школе. Доводы были следующие: так обучают в западных школах. Классическое образование способствует формальному развитию способностей, развитию памяти, логического мышления и т.п., которое сохраняется на всю жизнь.

Возражения, выдвигаемые против этого направления, были следующие:

  • т.к. все ценное из античной литературы к этому времени уже переведено на новые языки, нет необходимости изучать древние языки;

  • идеи древних мыслителей во многом расходятся с современными представлениями.

В основу гуманного образования нужно положить не классические языки, а родной язык. Он имеет воспитательную силу. (К.Д.Ушинский)

В середине 80-х годов XIX века снова возник вопрос о социальном составе учащихся средних учебных заведений. В 1887году появляется тайный циркуляр о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды.

С 90-х годов XIX века в России наблюдается две линии в развитии образования: правительственная и общественная. Если правительство главным образом стремится установить надзор, контроль за деятельностью учебных заведений, ограничить их самостоятельность и инициативу, то широкая педагогическая общественность постепенно и настойчиво проводит обновление и создает новые школы, развивает оригинальные идеи, выступает с различными начинаниями.

Но Министерство народного просвещения балансирует и, стремясь не допустить коренных преобразований, разрешает различные нововведения, с одной стороны, и усиливает устаревшие принципы школьной политики, с другой. Обстановка в просвещении зыбкая и характеризуется официальным курсом на сохранение многих архаичных черт школы.

Характерными чертами учебного процесса всех учебных заведений, готовивших преподавательский состав для средних школ, в те годы являлись: ярко выраженная самодержавно-помещичья направленность содержания преподавания, а также догматизм, рутина, пренебрежение требованиям педагогической науки. Студенты и учащиеся курсов знакомились с дидактикой и методикой поверхностно, вне конкретной связи с жизнью, с практикой. В учебных заведениях господствовали словесные, схоластичные, пассивные методы обучения…[2, с.79]

К концу XIX столетия молодой российский капитализм уверено выходит на мировой рынок. Наступала новая эра в развитии России…Научные школы, основанные и возглавляемые многими выдающимися учеными, формировали новое поколение высокообразованных граждан…[1,с.19-20]

В условиях экономического, политического подъема России требовалось большое количество образованных людей, для этого были нужны квалифицированные педагоги. Начиная с 60-х годов XIX века, картина педагогического образования изменяется; начинается развитие различных его форм. Подготовка учителей для народной школы становится первоочередной задачей народного просвещения.


Литература:

  1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР к XIX—началу ХХ века/под ред.Э.Д.Днепрова. М:, Педагогика, 1991

  2. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.:Педагогика, 1979

  3. Плетенева И.Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX века. М.:1997

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle