Библиографическое описание:

Соболева М. А. Понятие и структура правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

В мае 2011 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом, «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства». В связи с этим отмечается необходимость правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.

В настоящее время правовое образование является обязательной важной составной частью общей подготовки врача. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист») 2010 г. подчеркивается, что выпускник вуза должен знать нормы зарубежного права, информационное право, основные принципы и положения конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права; уметь ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях, защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.

Необходимость правовой подготовки специалистов сферы здравоохранения обусловлена и соответствующими нормативными требованиями. Так, в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников сферы здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н определено: «Врач-специалист … должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения…».

Таким образом, задача формирования правовой компетенции медицинских работников поставлена на уровне государства, является актуальной профессионально значимой задачей.

С точки зрения И.А. Зимней, компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Компетентность, в свою очередь, – это интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной деятельности человека, знания, на базе которых он способен использовать компетенции [3, с.18].

Н.А. Гришанова, В.А. Исаев, Ю.Г. Татур и др. определяют компетентность (в общем виде) как совокупность качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность [8,с.20-26].

А.В Хуторской определяет компетенцию как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним, а степень присвоения компетенции, то есть владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности, называет компетентностью [9, с. 58-64].

С точки зрения А.В. Коротун, правовая компетенция – это интегральное свойство личности, основанное на признании правовых ценностей, отражающее ее готовность и способность применить систему правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности, позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной деятельности [4, с. 53].

Опираясь на данное мнение, мы рассматриваем правовую компетенцию специалиста сферы здравоохранения как интегральное свойство личности, основанное на правовых ценностях общества, отражающее готовность и способность данной личности применять систему правовых знаний и умений в осуществлении профессиональной медицинской деятельности.

В структуре правовой компетенции специалиста сферы здравоохранения мы выделяем три основных компонента: когнитивный, мотивационно-ценностный, поведенческий.

Когнитивный компонент представляет собой систему правовых знаний, юридической информации.

Знание – это результат усвоения системы фактов, понятий, правил, принципов, законов, закономерностей и теорий в определенной профессиональной области и специальности. При этом знания, по мнению В.А. Сластенина, должны носить эмоционально-оценочный характер: «… знания только тогда включаются в общую систему взглядов человека и перерастают в убеждения, когда они проходят через сферу чувств и переживаний» [6, с. 80].

Правовые знания предполагают осознание необходимости права; понимание основных правовых требований, оценку действий субъектов права с точки зрения их правомерности и противоправности; наличие представлений о закономерностях развития права. Правовые знания являются ядром правового сознания, поскольку без них невозможно выбрать верный, с точки зрения права, вариант поведения, особенно в конфликтных ситуациях [5, с. 57].

Применительно к правовой компетенции медицинского работника этот компонент включает такие правовые знания, как:

  • знания основных положений теории права;

  • знания законов страны, своих прав и обязанностей, свободы и ответственности;

  • знания различных отраслей права (конституционного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного) как гарантов обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

  • знания правовых основ профессиональной медицинской деятельности;

  • знания прав и обязанностей медицинских работников, прав пациентов и основных юридических механизмов их обеспечения в современном здравоохранении.

Мотивационно-ценностный компонент правовой компетенции предполагает превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения; включает в себя отношение к праву как к ценности, уважение к закону, позитивные правовые установки, ориентацию на законопослушное, правомерное поведение. Студенты-медики должны быть убеждены в необходимости соблюдения законов медицинскими работниками, должны уважать права пациентов, а также чувствовать ответственность за их жизнь и здоровье. Иными словами, мотивационно-ценностный компонент правовой компетенции отражает профессионально-личностную заинтересованность в следовании требованиям правовых норм в своей деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент правовой компетенции характеризует наличие ценностных ориентаций и мотивов соблюдения правовых норм.

Е.В. Бондаревская и С.В. Кульневич определяют ценность как «предпочтения (или отвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения» [2, с. 274].

Содержание профессиональной деятельности медицинского работника предопределяет наличие сформированной системы гуманистических и правовых ценностей.

Система гуманистических ценностей предполагает убеждение в изначальной ценности каждого человека, особенно его права на жизнь. Осознание этих ценностей медицинским работником позволит строить отношения с пациентами, основанные на принятии их самоценности.

Под правовыми ценностями принято понимать свойства (признаки) права, которые являются значимыми для людей. К правовым ценностям относятся: право, уважение права и закона, уважение прав и свобод личности, справедливость, равенство людей, выполнение личностью своих обязанностей, законность и др. [7, с. 63].

Правовые ценности позволяют медицинским работникам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в профессиональной деятельности.

Формирование мотивационно-ценностного компонента правовой компетенции специалистов сферы здравоохранения зависит от мотивации студента медицинского института.

Л.И. Божович определяет мотивацию как «сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, способы осуществления конкретных форм деятельности» [1, с. 23-34].

Мотивация студента – будущего специалиста сферы здравоохранения определяется пониманием значимости правовых знаний и умений; осознанием правовых ценностей, уважением к личности пациента; интересом к будущей профессиональной деятельности, к изучению и использованию в своей деятельности нормативно-правовых актов; желанием повышать уровень своей правовой компетенции и т.д.

Поведенческий компонент – это готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно – в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Выделение данного компонента в структуре правовой компетенции обусловлено тем, что усвоение специальных правовых знаний – необходимое, но не достаточное условие успешности формирования правовой компетенции специалистов сферы здравоохранения в процессе их профессиональной подготовки. Непосредственной целью профессиональной подготовки является усвоение студентами не только определенной системы знаний, но и овладение ими определенными умениями и навыками, в данном случае, умениями и навыками использования правовых норм.

Поведенческий компонент правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения предполагает навыки и умения использования юридических механизмов защиты своих прав и законных интересов, умение принимать правомерные решения в конкретной ситуации, возникающей при осуществлении профессиональной медицинской деятельности, умение дать юридическую оценку случаям ненадлежащего оказания помощи больному, иным профессиональным правонарушениям медицинского персонала и определять возможные правовые последствия таких деяний, пути их профилактики. Таким образом, поведенческий компонент правовой компетенции подразумевает умение применять полученные правовые знания в юридически значимых профессиональных ситуациях.

Таким образом, правовая компетенция специалистов сферы здравоохранения включает в себя систему правовых знаний, правовых ценностей, умений и навыков правомерного поведения.

Таблица 1

Содержание компонентов правовой компетенции будущих специалистов сферы здравоохранения


Компонент правовой компетенции

Содержание

Когнитивный

  • знания основ теории права;
  • знания основ международного права;
  • знания основ информационного права
  • знания основ конституционного строя России;
  • знания норм конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, связанных с профессиональной медицинской деятельностью;
  • знания правовых норм, регламентирующих правовой статус медицинского работника;
  • знания правовых норм, регламентирующих правовой статус пациента;
  • знания способов правозащитной деятельности.

Мотивационно-ценностный

  • признание закона и порядка, уважение к ним, отношение к этим категориям как высшим ценностям, нормативно утверждающим мораль и защищающим права и свободы человека;

  • склонность, привычка, устойчивая мотивация вести правопослушный образ жизни;

  • мотивы к самостоятельному формированию правовой компетенции, постоянной работе над собой по формированию устойчивых привычек к правомерному поведению;

  • потребность к непрерывному совершенствованию своей правовой компетенции;

  • понимание необходимости соблюдения правовых норм в собственной жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

Поведенческий

  • навыки и умения применять положения нормы права в реальных жизненных ситуациях, в профессиональной деятельности;

  • соблюдение правовых предписаний, выбор правильного, с точки зрения правовых требований, поведения;

  • умелая реализация своих прав и свобод;

  • умения и навыки отстаивать свои законные права и интересы;

  • социально-правовая активность.


Литература:
  1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И.Божович // Вопросы психологии. – 1979.- №4. - С.23-34.

  2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е.В.Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов н/Д: Учитель, 1999. – 560 с.

  3. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И.А. Зимняя // Профессиональное образование. – 2006. - №2. – С.18.

  4. Коротун, А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки: дис. …канд. пед. наук / А.В. Коротун. – Екатеринбург, 2010. – 279с.

  5. Певцова Е.А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX-XXI веков / Российский фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Правовое образование: теория и практика».-М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003.-416с.

  6. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М., Шк.-пресс, 2002 – 512 с.

  7. Степанов О.В. Социология права: учеб. Пособие для вузов / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.-285 с.

  8. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. - №3. – С. 20-26.

  9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 58-64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle