Библиографическое описание:

Сергеева С. А. Создание обновлённой модели специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей с отклонениями в развитии как один из путей оптимизации образовательного и коррекционно-развивающего процесса в С(К)ОУ Пермского края [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 186-190.

Процесс поиска новых подходов к организации обучения детей с проблемами в развитии получил развитие в начале 90-х гг., когда глубокие изменения в российском обществе обусловили крупномасштабные преобразования в педагогике. Специальные образовательные учреждения, как и школы общего назначения, получили право самостоятельно выбирать и развивать педагогические технологии организации учебно-воспитательного и коррекционного процесса с учётом этнонациональных (этнокультурных) и экономических особенностей территории, на которой расположено образовательное учреждение.

Одним из направлений программы мер развития современной системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для стабильного функционирования ныне действующих видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для всех категорий детей с проблемами в развитии. Это предусматривает, прежде всего, поддержку и совершенствование функционирующей государственной системы специального образования за счёт введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в коррекционном учреждении.

Таким образом, достаточно интенсивное развитие интеграционных процессов в специальном образовании, несомненная прогрессивность введения образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями не означает ликвидации сети С(К)ОУ, проблема совершенствования их деятельности с целью предоставления ребенку с отклонениями в развитии адекватных условий образования по-прежнему остаётся актуальной. Как замечает О. Шпек, «исходя из международной практики …, трудно всё же предположить, что специальные классы или школы для умственно отсталых детей в скором времени будут излишними, напротив, они продолжают существовать там, где уже имелась дифференцированная система специальных школ …» (3, с. 237). Очевидно, что подобное можно утверждать и по отношению к другим категориям детей с отклонениями в развитии, особенно, если речь идет о детях со сложными, выраженными нарушениями.

Рассуждая о перспективах развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений в Пермском крае, следует принять во внимание замечание В.В. Коркунова, который, говоря о стабильной, устойчивой характеристике Уральского региона, тем не менее, отмечает целесообразность сохранения специальных образовательных учреждений на неопределенно долгое время, исходя из тактических соображений (социального анализа обстановки в конкретных территориях региона (1, с. 70).

В качестве основных недостатков специальных образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии, дифференцированной формы обучения в целом выделяются:

  • изолированность и закрытость С(К)ОУ;

  • социальная дифференциация, маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

  • безвариативность форм обучения, обуславливающая «выпадение» из системы специального образования определенных категорий детей с отклонениями в развитии и т.п.

Несмотря на положительные тенденции в развитии системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Пермском крае в настоящее время, проявляющиеся, в том числе, и в совершенствовании структуры и содержания деятельности специальных (коррекционных) учреждений, необходимо выделить проблемы, свойственные современным коррекционным школам:

  • недостаточный уровень индивидуализации учебного процесса, отсутствие апробированных технологий индивидуальной коррекционной работы с каждым обучающимся, воспитанником в коррекционном учреждении не позволяет школе решать все проблемы конкретного ребёнка, и, соответственно, отвечать потребностям различных категорий детей с ОВЗ;

  • в школах отсутствует налаженная деятельность по отслеживанию комплекса индивидуальных нарушений, затруднений каждого отдельного ребенка;

  • отмечается недостаточная социальная направленность образовательного процесса С(К)ОУ, превалирование освоения навыков учебной деятельности над формированием и развитием жизненной компетентности, «житейского опыта» детей-инвалидов и детей с нарушениями в развитии;

  • проблема коррекционной помощи по-прежнему решается преимущественно в части обучения.

Таким образом, актуальность вопросов развития специальной помощи детям с отклонениями в развитии в рамках существующей региональной системы специального образования с одной стороны, и несовершенство структурно-функциональной организации данных учреждений - с другой, позволяет говорить о необходимости трансформации существующей системы специальных (коррекционных) образовательных учреждений в регионе, создании «параллельных структурных учреждений с адекватными для каждого ребенка условиями коррекционно-развивающего обучения и полного удовлетворения других его потребностей, не нанося ущерба личности» (1, с. 113).

Следовательно, важнейшей задачей совершенствования системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения является достраивание отсутствующих структурных элементов в данной системе – блоков оценки состояния ребёнка, прогнозирования его развития, отбора содержания индивидуальных мер коррекционного воздействия.

В отечественной специальной педагогике в настоящее время разработаны новые подходы к содержанию образования детей с отклонениями в развитии различных категорий, к технологиям их образования и воспитания, методико-дидактическим основам обучения отдельным предметам, современным моделям коррекционно-развивающего педагогического процесса и сопровождения учащихся с проблемами в развитии, направленным на решение задачи приближения специального образования к требованиям современного общества (И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, Е.И. Казакова, А.Р. Маллер, М.М. Семаго, О.Н. Усанова, С.Г. Шевченко, Л.М. Шипицина и др.).

Тем не менее, необходимо отметить, что к данному времени недостаточно разработаны теоретические и практические подходы к формированию модели обновлённой специальной (коррекционной) школы, обеспечивающей для ребёнка с теми или иными отклонениями в развитии строящийся на основе оценочно-прогностического индивидуального похода подбор образовательно-обучающих услуг, которые могли бы удовлетворить особые образовательные потребности ребёнка. Как подчёркивает В.В. Коркунов, несмотря на большое количество специальных учреждений, «они не способны создать отвечающие потребностям каждого ребёнка условия развития» (1, с. 75).

Обновлённая модель специальной (коррекционной) школы может имееть модульно-блочную структуру, сформированную с учетом стоящих перед системой и подсистемами целей (преемственность процессов образования, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья во всех звеньях), и направленную на создание педагогических условий для эффективного достижения конечных целей специального образования – адаптация, социальная реабилитация обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

В предлагаемой нами структурной системе специальной (коррекционной) школы обновленной модели выделено несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных модулей:

1. Оценочно-прогностический модуль.

Основные направления деятельности модуля:

  • Сбор и анализ общих сведений о ребенке.

  • Комплексное изучение и индивидуальных особенностей познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка с проблемами в развитии.

  • Оценка психофизического и образовательного потенциала обучающегося, возможностей и характера трудовой деятельности.

  • Прогноз основных содержательных линий развития ребенка, формирование необходимых рекомендаций субъектам учебно-воспитательного процесса.

  • Мониторинг результатов образовательной, воспитательной, коррекционной деятельности С(К)ОУ применительно к конкретному ребенку (контроль и оценка эффективности педагогической деятельности).

  • Организация преемственной деятельности с районной ПМПК и медицинскими учреждениями (в случае нахождения ребенка на длительном лечении).

2. Модуль планирования и реализации системы образования и коррекционно-развивающего воздействия.

Целью деятельности данного модуля в структуре специального (коррекционного) образовательного учреждения является определение, разработка и реализация эффективных мер коррекционного психолого-педагогического воздействия на ребенка с отклонениями в развитии в процессе образовательно-воспитательной деятельности, социального сопровождения и реабилитации, направленных на получение детьми с проблемами в психофизическом развитии полноценного образования, повышение их социального статуса.

Основные направления деятельности данного модуля:

  • Общее планирование системы мер педагогического воздействия применительно к конкретному ребенку на основе рекомендаций специалистов оценочно-прогностического модуля.

  • Определение оптимальных путей оказания помощи, проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка с отклонениями в развитии, отбор индивидуальных мер коррекции.

  • Организация учебно-воспитательного процесса, выполнение методических рекомендаций школьного психолого-медико-педагогического консилиума путем реализации комплекса мер классно-урочного и индивидуально-группового характера в совокупности с системой коррекционных упражнений.

  • Подготовка ребенка к дальнейшему обучению в учреждениях профессионального образования.

  • Социальное сопровождение ребенка, включение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

  • Апробация и внедрение новых психолого-педагогических технологий обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями.

Модуль планирования и реализации системы образования и коррекционно-развивающего воздействия объединяет усилия практически всех педагогов, специалистов специального образовательного учреждения (учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-дефектологов, психологов, логопедов, врачей, медсестер). Важнейшим аспектом функционирования данного модуля является согласование методов построения образовательно-воспитательного процесса и методов сопровождения ребенка с отклонениями в развитии с данными его изучения, оценки его образовательных возможностей и рекомендациями о специфике индивидуального подхода к нему, выработанными на уровне оценочно-прогностического модуля. Таким образом, с дополнением структурно-функциональной модели С(К)ОУ оценочно-прогностическим модулем, традиционные направления учебно-воспитательной и коррекционной работы в специальной (коррекционной) школе будут трансформироваться и приобретут новое содержание, направленное на осуществление адресной помощи ребенку с проблемами в развитии.

Отдельные блоки модуля планирования и реализации системы образования и коррекционно-развивающего воздействия решают свои специфические задачи.

3. Модуль развития педагогических инноваций, методической помощи и консультирования.

Основные направления деятельности данного модуля:

  • Программно-методическое обеспечение оценочно-прогностической, образовательной и коррекционной деятельности образовательного учреждения.

  • Создание системы методических услуг на основании потребностей педагогов в соответствии с проблемами обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, подготовки выпускников С(К)ОУ.

  • Создание педагогам условий научно-практической работы в условиях инновационной деятельности С(К)ОУ.

  • Развитие педагогического творчества и методическое обеспечение повышения квалификации педагогов.

  • Трансляция передового педагогического опыта в практику работы С(К)ОУ.

Разработкой общих концептуальных основ развития модулей, созданием условий их преемственного функционирования, осуществлением контроля их деятельности занимается администрация специального (коррекционного) образовательного учреждения, которая решает также вопросы взаимодействия, формирования внешних связей с учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты, объединяя и интегрируя усилия всех заинтересованных в успешном развитии ребенка с проблемами в развитии сторон.

В основе предложенной модели – данные исследований В.В. Коркунова о возможностях и преимуществах организации коррекционно-развивающего обучения в С(К)ОУ на основе оценочно-прогностического индивидуального подхода к детям с недостатками психофизического развития, предложенная им система практических мер по оказанию учащимся с проблемами психолого-педагогической помощи и поддержки, отвечающей их индивидуальным образовательным потребностям. Мы опирались также на концепцию системы сопровождения, понимания её целей, задач и компонентов, исходя из общей гуманистической цели образования (Е.И. Казакова, М.М. Семаго, Л.М. Шипицина).

Отраженное в модели специальное (коррекционное) учреждение для детей с отклонениями в развитии реализует системный подход к гуманизации, индивидуализации специального образовательного процесса в целом, изменению общественных установок на функции коррекционного учреждения для детей с проблемами в психофизическом развитии. Важнейшая роль при этом отводится междисциплинарному сотрудничеству внутри школьной системы помощи обучающимся с особыми потребностями при решении комплексной задачи обучения и развития ребенка.

Школа предлагаемой модели осуществляет свою деятельность не только в отношении детей с отклонениями в развитии (коррекционно-образовательный процесс), но и оказывает консультативную помощь их родителям (информация, обучающие занятия, консультирование), методическую помощь работающим с детьми с отклонениями в развитии педагогам и специалистам других учреждений района.

Специальной (коррекционной) школой заявленной обновленной модели решаются, таким образом, следующие задачи:

  • комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных его проблеме методов педагогического воздействия, отбор содержания индивидуальных мер коррекции и развития;

  • сочетание целенаправленного коррекционно-образовательного, коррекционно-воспитательного воздействия с систематическим анализом результатов индивидуальной работы, а при необходимости – с дополнительным изучением каждого ребенка с целью уточнения индивидуальных мер работы с ним;

  • формирование на основе индивидуального подхода основных компетентностей ребенка в соответствии с возрастом с целью достижения успешного профессионального самоопределения и социальной адаптации;

  • расширение социального окружения и обогащение социального опыта детей с проблемами через организацию тесного взаимодействия со школами общего назначения, расположенными в районе;

  • организация инновационной деятельности в области образования детей с отклонениями в развитии;

  • апробация интегрированного обучения детей со сложными, тяжелыми отклонениями в развитии;

  • оказание психолого-педагогической помощи и поддержки педагогам и специалистам района конкретного Пермского края в их работе с детьми с проблемами в психофизическом развитии (функционирование в режиме опорного образовательного учреждения, школы – центра);

  • формирование партнерских отношений с родителями как субъектами коррекционно-образовательного процесса, обучение и консультирование родителей.

Функциональный цикл деятельности школы по изучению, образованию, сопровождению учащихся с особыми образовательными потребностями сформирован на основе схемы управленческого цикла по обеспечению индивидуального коррекционно-развивающего обучения ребенка (В.В. Коркунов), а также цикла основных этапов индивидуального сопровождения развития ребенка (Е.И. Казакова, Л.М. Шипицина).

Функциональный цикл обучения и сопровождения ребенка с отклонениями в развитии в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе.

Первый этап представлен системой тщательного изучения ребенка в образовательном учреждении. Основная задача этапа – сбор, анализ сведений о школьнике, оценка его индивидуальных особенностей.

Второй этап предусматривает прогнозирование развития личности ребенка и проектирование необходимых мер коррекционно-педагогической работы с ним (выработку необходимых рекомендаций для педагогов, родителей, специалистов).

Третий этап предполагает выполнение данных рекомендаций, т.е. практические действия по осуществлению учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего воздействия.

Четвертый этап предусматривает осуществление мониторинга результатов комплексной работы с обучающимся, анализ выполнения рекомендаций.

Пятый этап предполагает (при необходимости) осуществление коррекции первоначального плана работы с ребенком, после чего может следовать повторение цикла.

При реализации подобной функциональной модели существенную роль играют управленческие связи и отношения, а также заинтересованность и высокая мотивация всех участников образовательного процесса и процесса сопровождения (ребенка, родителей, педагогов, специалистов).

Таким образом, деятельность специального (коррекционного) образовательного учреждения, характеризующаяся единством диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, мероприятий медицинского, педагогического, психологического, социального характера, коррекции и реабилитации, всех его модулей и блоков будет направлена на создание условий для получения доступного образования каждым ребёнком с проблемами в развитии, независимо от уровня способностей, образовательных потребностей, реализацию потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в доступных формах обучения, видах деятельности.


Литература:

  1. Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации: Монография / Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург, 1998.- 124 с.

  2. Основы управления специальным образованием: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений / Н.Н. Малофеев, Э.Н. Макшанцева, Н.М. Назарова и др.; Под ред. Д.С. Шилова.- М.: Изд центр «Академия», 2001.- 336 с.

  3. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н.М. Назарова.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 432 с. (32)

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle