Библиографическое описание:

Пазгалова Е. С. Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности земских учреждений России в области школьного образования в 1864-1918 годах [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012.

Своеобразие и особенности труда в сфере образования накладывают свой отпечаток на учреждения и социальные институты, подверженные данным влияниям, как в современном обществе, так и в других исторических реалиях. Поэтому деятельность земских учреждений в области школьного образования рассматривается нами в рамках сразу нескольких подходов: культурологического, герменевтического и системного.

На рубеже 60-х годов ХIХ века в России наблюдался резкий общественный подъем на фоне глубокого кризиса, в котором именно земские учреждения стали социальным институтом, активно поддерживающим и осуществляющим нововведения в культурной жизни общества. Этот социальный класс людей – врачей, учителей, агрономов, земских деятелей - сделал акцент на самом главном вопросе – повышение общего образовательного и культурного уровня населения через развитие сети общеобразовательных учреждений: школ, училищ, техникумов, гимназий. При этом большое значение имеет тот факт, что народное образование в России было построено на основе историко-культурных традиций народа, учитывало ее своеобразие и специфику. Именно с этой целью преподавание в земских школах стало вестись на русском языке, а не на церковнославянском, с целью облегчить детям понимание и связать получаемые ими знания с жизнью.

Земскими деятелями неоднократно предпринимались попытки сблизить школу с жизнью, обеспечить возможность народу самому обучать своих детей, сохранить преемственность в обучении и воспитании. Но, политика, проводимая властными структурами не дала возможности для реализации данных идей, консервативные взгляды правительства кардинально расходись с воззрениями земств, поэтому у последних не было шансов быть услышанными. Культурологический подход – это совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы социальной жизни через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и ценности, уклад и образ жизни, культурная деятельность и интересы [3, с.65]. Обращение к данному подходу продиктовано важностью изучения личности представителей земских учреждений через их деятельность в области школьного образования, позволяющие рассматривать их как носителей определенных традиций, морали, образовательного ценза, свойственного для представителей земства второй половины ХIХ – начала ХХ веков.

Возможности деятельности представителей земств в данной сфере позволяют оценивать их общий культурный уровень, приоритеты, существующие в начальном и среднем образовании, подаваемые ходатайства и жалобы в Сенат, особенности взаимодействия с сельскими обществами, епархией и правительством, происходящая ломка сословных стереотипов и многие другие факторы. Культурологический подход позволяет с учетом исторических реалий рассмотреть общий культурный уровень земских деятелей и изучить влияние, оказываемое на развитие школьного образования земскими учреждениями в изучаемый период. Большое значение в историко-педагогических исследованиях занимает изучение исторических текстов, раритетных источников, архивных материалов. Работа с ними предполагает использование герменевтического подхода.

В основе герменевтического подхода лежит философская герменевтика – философская теория понимания и интерпретации гуманитарных явлений [2, с.43]. Х.-Г. Гадамер трактует понимание и истолкование как мыслительную деятельность исторического субъекта, обусловленную его личным духовным и жизненным опытом, исторической эпохой и культурой [4, с. 150]. В переписке земских учреждений Вологодской губернии с другими должностными структурами исследователь находит отражение культурных традиций, исторических реалий, отпечаток духовно-нравственной составляющей, свойственной для людей, живущих в данную эпоху. Идеал исторического понимания для Х.-Г. Гадамера заключается не в том, чтобы познать как вообще развиваются люди, народы, государства, а в том, чтобы понять каковы этот человек, этот народ, это государство, каково было их становление [1, с.10]. На примере изучения деятельности земств Вологодской губернии становиться возможным интерпретация и понимание исторических условий их работы, непростых взаимоотношений с властными институтами и ценность их вклада в развитие школьного образования.

Ф. Шлейермахер утверждал, что текст, будучи реализацией творческого акта, принадлежит душевной жизни автора. Таким образом, понимание текста сопряжено с погружением в душу автора [4, с. 151]. В переложении применительно к деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования, механизм познания исследователем себя через изучение источников, по нашему мнению, представляется рефлексией исследователя по отношению к собранному материалу с акцентом на понимание социокультурных реалий эпохи деятельности земских учреждений и соотнесения их с современной жизнью. Интерес представляет значимость и ценность всего собранного материала, который позволяет обогатить краеведческий фонд области новыми историческими данными, применить информацию для изучения истории Вологодской губернии, раскрыть ранее неизвестные факты деятельности уездных и губернских земств в области народного просвещения. В связи с этим работа исследователя предстает как субъективная оценка деятельности земств Вологодской губернии по школьному образованию, представляющая собой сжатое описание важных количественных и качественных характеристик достижений и неудач земства в изучаемом направлении.

Обобщить все собранные данные и представить их в виде системы позволяет системный подход. Общая структура системы деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования, по нашему мнению выглядит следующим образом:

  1. Системообразующим фактором является цель деятельности земских учреждений в сфере народного образования – создание и развитие крупномасштабной сети начальных школ и училищ, финансирование и поддержка развития средних учебных заведений (гимназий и реальных училищ), активность в области создания и развития профессиональных школ и училищ.

  2. Структура системы деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования состоит из следующих компонентов:

Направления деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования:

  1. финансовая, хозяйственная и организационная деятельность уездных земств по развитию начального школьного образования;

  2. работа губернских и уездных земств по введению всеобщего начального обучения;

  3. деятельность губернских земств по финансированию среднего образования;

  4. деятельность губернских земств по подготовке педагогического персонала;

  5. образование волостных земств.

Формы работы земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования заключались в осуществлении уездными земствами деятельности по строительству школ, содержании школ и училищ, ремонту школ, созданию школьной сети по уезду, проектированию школ, расчету средств, необходимых на содержание школ, намеченных по школьной сети, утверждению планов школьной сети в Министерстве народного просвещения, содержанию стипендиатов земства, поддержке обществ вспомоществования беднейшим ученикам и учителям, финансированию учителей, желающих посетить съезды и педагогические курсы;

Вологодское губернское земство занималось образованием строительного фонда, созданием эмеритальной и пенсионных касс для земских служащих и учителей, выходящих на пенсию, содержанием начальных школ и средних учебных заведений, ремонтом и перестройкой зданий средних учебных заведений, организацией и устройством съездов и педагогических курсов учителей, участием в деятельности обществ вспомоществования беднейшим ученикам и учителям, содержанием стипендиатов губернского земства, ходатайствованием о внесении изменений в содержание образования.

Средства деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования – проценты, получаемые от дохода с обложения налогом торговых домов, пристаней, других доходных учреждений.

  1. Условия функционирования земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования:

    • общероссийские: политика правительства направленная на поддержку церковно-приходских школ и школ грамоты, в ущерб земским школам; попытка замены земских школ церковно-приходскими и школами грамоты; сложные взаимоотношения земств с инспекторами народных училищ; попытки затормозить любые земские начинания; постоянный контроль и ограничения со стороны Министерства народного просвещения.

    • региональные:

    • климатические: суровые зимы до (-30 градусов), труднодоступность некоторых районов из-за плохих дорог, разливов рек, болотистой местности;

    • географические: большая протяженность общей территории Вологодской губернии и ее малая населенность;

    • кадровые: сложные климатические и географические факторы не привлекали в губернию компетентных специалистов для работы учителями, фельдшерами, агрономами, что негативным образом отражалось на состоянии этих отраслей народного хозяйства;

    • финансовые: из-за несоразмерного размещения небольших групп населения на достаточно обширных территориях уездным земствам Вологодской губернии приходилось строить большее количество школ в случае, чем, если бы население жило скученно на малой территории, что влекло за собой дополнительные расходы.

В целом систему деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования мы представляем в виде взаимодействия внутренней и внешней структур их деятельности. Внутренняя структура деятельности земства образована из таких взаимосвязанных компонентов как: Вологодской губернской управы, Вологодского губернского земского собрания, десяти уездных земских управ и десяти уездных земских собраний. Земские собрания находились в постоянном взаимодействии с управами, поручая им собирать сведения о школах, проектировать школьные сети, реализовывать постановления земских собраний на практике.

Внешняя структура деятельности земских учреждений Вологодской губернии в области школьного образования намного шире и сложнее внутренней. Земские управы, по предложению собраний, обращались в Министерство народного просвещения с просьбами об учреждении начального или среднего учебного заведения; поддерживали связь с сельскими обществами с просьбой о строительстве или ремонте начальных училищ, с вопросом о выделении здания под начальную школу; тесно взаимодействовали с городской думой при решении вопросов о совместном открытии городского училища или среднего учебного заведения; просили разрешения у епархии на открытие земских школ в той или иной волости, или уезде; вели переписку с директорами средних учебных заведений по вопросам строительства, ремонта, выделения нового здания для училища; финансово поддерживали общества вспомоществования бедным ученикам и учителям; состояли в переписке с инспектором и директором народных училищ и училищными советами средних учебных заведений; с помощью сельских обществ принимали участие в организации горячего питания и ночлега для детей из дальних деревень, ночующих в школе; состояли в переписке с учебными заведениями, находящимися за пределами губернии, в которых обучались земские стипендиаты; принимали участие в подборе начальных школ и детей, при организации педагогических курсов и съездов для учителей начальных училищ.

Таким образом, обобщая все вышесказанное можно сделать следующие выводы. Культурологический подход позволяет рассмотреть деятельность земских учреждений второй половины ХIХ – начала ХХ веков в области школьного образования как прогресссивную, способствующую качественному улучшению системы школьного образования и увеличению процента грамотных людей. Герменевтический подход диктует необходимость интерпретации и понимания специфики взаимоотношений земских учреждений с правительством, епархией, сельскими обществами, губернскими органами управления (губернатором, губернским по земским делам присутствиям), чиновниками регионального уровня, начальниками образовательных учреждений и другими властными структурами. Системный подход позволяет рассматривать деятельность земств в области школьного образования как целостную взаимосвязанную сложную систему, действие которой было направлено на улучшение и развитие школьного образования в России).


Литература:

  1. Гадамер Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики: пер. с нем./ Г.Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова – М.:Прогресс,1988. - 704 с.

  2. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике/ Н.Ф. Голованова// Педагогика. – 2007. - №10. – С.38-47.

  3. Крылова Н.Б. Культурология образования/ Н.Б. Крылова. – М.: Народное образование,2000. -269 с.

  4. Современный философский словарь/под ред. В.Е. Кемерова.-[3-е изд., испр. и доп.]. – М.: Академический проект,2004.-864 с.

Основные термины: школьного образования, области школьного образования, земских учреждений, Вологодской губернии, учреждений Вологодской губернии, деятельности земских учреждений, земских учреждений Вологодской, развитие школьного образования, средних учебных заведений, земств Вологодской губернии, деятельность земских учреждений, деятельности земств Вологодской, народного просвещения, начальных школ, системы деятельности земских, земских школ, школьного образования земскими, земских учреждений России, истории Вологодской губернии, начального школьного образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle