Библиографическое описание:

Белоусова Е. А. Воспитательная система школы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 97-100.

Переход образовательного учреждения на ФГОС нового поколения предполагает организацию целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития должно создавать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.( 1,с.3)

В течение 4 лет школа реализует воспитательный проект «Радуга добра».

Воспитательная система «Радуга добра» является составляющей частью программы развития школы. Она раскрывает интегральную систему по формированию личности ребёнка на основе гуманистической образовательной технологии (педагогики сотрудничества). При разработке проекта учитывалась возможность переноса деятельности с урока на образование по выбору и досуговую деятельность, пользуясь принципиальным положением: наше стремление воспитывать должно быть незаметным для детей. За основу взята Концепция воспитания школьников по методике профессора Н.Е.Щурковой «Новое воспитание».

Современная воспитательная система-это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. ( 2,с. 3)

Воспитательная система-величина, производная от совокупной деятельности школы: от регулярного обучения по стандартизованным программам, от кружковой и факультативной работы, от организации досуга. Суть проблемы в том, чтобы обеспечить интеграцию всех этих подсистем по принципиальным свойствам, отличающим гуманистическую модель воспитания. Перенос отношений из учебной сферы во внеклассную образовательную, и наоборот может быть концептуальным и запрограммированным. Полная интеграция – это совпадение основных свойств,всех трёх подсистем и превращение учебного процесса в фактор саморазвития воспитательной системы школы. Учение вбирает в себя особенности двух других составляющих и выступает как:

  1. форма жизненной деятельности ребёнка, сочетающая труд. общение, творчество,

  2. способ овладения культурой,

  3. источник разнообразного опыта.

При этом все компоненты учебного процесса ( содержание, знания и умения, предметы, с ним связанные) школьник воспринимает как часть единой культуры, а учителя как посредника между собой и культурой.

Теория воспитательной системы соединяет объективные задачи образования с личностными, с мотивацией обучения и развития личности и рассматривает процессы учебный, внеклассный и внеучебный как качественно равноправные факторы.

Так называемое воспитывающее обучение состоит вовсе не в том, чтобы к обучению «добавлять» воспитание. Обучение есть не что иное, как часть воспитания, а вернее само воспитание личности, входящей в жизнь через познание жизни, а не познание знания. Современный урок – это духовное общение группы, содержание которого – научное знание, ключевой результат (продукт духовного усилия) – интеллект каждого субъекта, духовное обогащение.(Н.Е.Щуркова)

Не встроенное в воспитательную систему учение приобретает дезингрирующее значение. Крайне необходимо выстраивание гуманистической модели обучения в рамках воспитательной системы.

Такой подход к воспитывающему обучению меняет образ школы. По аналогии с художественно – эстетическими категориями он поднимается как единство объективного и субъективного, рационального и эмоционального, эстетического и этического. Объективное – это психологические и дидактические законы, лежащие в основе учебного процесса, а субъективные – их реализация через деятельность конкретных людей в конкретных условиях. Рациональное – это модель гуманистического воспитывающего обучения, а эмоциональное – программируемые переживания субъектов, реализующих эту модель. В основе учения лежат этическая цель и моральные ценности. А эстетическое в нём – это гармония, стройность частей, всей композиции, которые позволяют воспринимать учебный процесс как красивый ( или некрасивый). Так дидактический образ школы из понятий сугубо педагогических выходит в ряд общекультурных, общефилософских.

Принципы воспитательной системы:

  • Школа для ребёнка

  • Высший показатель оценки работы школы – самочувствие в ней человека, каждого ребёнка и взрослого.

  • Наша школа – школа развития: интеллектуального, нравственного, экологического, физического.

  • Главная ценность и основной объект заботы педагога – личность ученика.

  • Высокая требовательность к ученику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства.

  • Обучение и воспитание взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии педагога, воспитателя и воспитанника, это творческое сотрудничество единомышленников.

  • Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и нешаблонны.

  • Творчество педагога – важнейший признак педагогической культуры.

  • Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.

  • Воспитательный процесс дискретен : ребёнок не всё время находится под воздействием школы. Именно поэтому, желательно, чтобы это воздействие было, ярким, запоминающимся.

  • Главным инструментом педагога является коллектив школы в содружестве с родителями, общественностью, действующий на гуманистических принципах, представляющих союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.( 4,с.8)

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта создание стабильной воспитательной системы позволяет решить проблему повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса, позволяет расширить диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность, интегрировать организацию учебного процесса, внеурочную деятельность детей. Сохраняются традиции, которые придают устойчивость, повышают жизнеспособность системы.

Цели и задачи программы соответствуют требованиям новых стандартов.

Это:

  • создание условий для воспитания и развития жизнелюбивой личности, обогащённой научными знаниями о культуре, природе и человеке, готовой к созидательной деятельности и нравственному поведению,

  • развитие интеллекта;

  • формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе, Родине;

  • сохранение и укрепление здоровья

Ожидаемые результаты: ориентирование в мире духовных ценностей, повышение уровня проявления воспитанности, накапливание опыта нравственных взаимоотношений подтверждаются проведенными диагностическими методиками.

Лейтмотивом системы воспитания выступает ценностное отношение к миру. Школьник приобретает способность осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии (либо противоречии) с ним.

Программа «Радуга добра» реализуется в форме игры-путешествия «Семь цветов у радуги - семь дорог у нас» по увлекательным дорожкам «Судьба России- моя судьба» (предполагает овладение знаниями о своей родной земле, воспитание любви и уважения к своему Отечеству, народным традициям), «Из тысячи планет- земли прекрасней нет» (воспитание основ экологической культуры), «Доброта спасёт мир», «Ученье – путь к уменью» (интеллектуальное развитие), «Не бывает напрасным прекрасное» ( эстетическое воспитание), «Спорт любить- здоровым быть», «Умелые руки не знают скуки» (прикладное творчество).

Все дорожки Радуги Добра относительны: они «встречаются, пересекаются, сливаются». Они интегративны и сама программа интегративна, так как невозможно разделить процесс обучения и воспитания, это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействии педагога, воспитателя и воспитанника, это творческое сотрудничество единомышленников.

Все классные дела находят отражение в «Панораме добрых дел». Это красочный стенд, где в виде условных значков каждый ребёнок отмечает свой вклад в радугу добра.

Подходы в организации воспитательной работы по программе

«Радуга Добра»

Системный Деятельностный Личностно-ориентированный

Реализуется через Проявляется в организации Ориентирует детей на связь внеурочной жизнедеятельности учащихся, вечабсолютные ценности: деятельности с педагогов и родителей, Семья, Труд, Знания, учительским наполненной разнообразными Человек,Мир,Знания

процессом делами

Концептуальные идеи проекта

*Идея интегративности реализуется через создание единого воспитательного пространства.

При условии:

  • Взаимосвязи всех видов деятельности: учебного процесса, факультативной и кружковой работы, досуговой деятельности. Активное и системное использование межпредметных связей, усиление воспитывающего потенциала урока.

  • При условии расширения социокультурного пространства и сферы общения участников образовательного процесса.

* Идея соборности и активного воспитания через единение детей и взрослых вокруг общего дела, взаимодействие с социумом в практических делах с применением активных форм обучения: диалоговое общение, вовлечение обучающихся в процесс познания, обеспечение развития системы духовно-нравственных ценностей личности.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Особенность статуса школы находит своё отражение в оптимальной модели внеурочной деятельности.

Спортивно-оздоровительное направление представлено кружком «Уроки здоровья», духовно-нравственное направление реализует региональный факультатив «Воспитание на социокультурном опыте». В соответствии с требованием стандарта одной из задач является формирование умения учиться. Эту задачу решают предметные кружки «Учись учиться», «Путешествие по страницам английской фонетики» - как составляющая часть общеинтеллектуального направления. С удовольствием дети занимаются в театральной студии «Кукольный театр», который играет большую роль в формировании общительной, творческой личности. Общекультурное направление находит своё отражение и через мастерскую «Умелые руки».

Все виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно между собой связаны.

При этом внеурочная деятельность организуется через систему внеурочных занятий по различным курсам, которая предполагает организацию экскурсий, встреч с интересными людьми, праздников, конкурсов, конференций, интеллектуально-познавательных и сюжетно-ролевых игр, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики.

Воспитательная система необходима для развития и самореализации всех участников образовательного процесса и является необходимой инициативой проекта «Наша новая школа».





Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания. Москва, Просвещение, 2009 г.

  2. Дик Н.Ф. «Воспитательная система образовательного учреждения». Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006 г.

  3. Щуркова Н.Е. «Новое воспитание»,Москва,2000 г.

  4. Караковский В.А. «Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования» Москва, 1992 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle