Концепция экологического взаимоотношения человека с природой в немецкой художественной литературе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)

Статья просмотрена: 1552 раза

Библиографическое описание:

Владимирова, С. В. Концепция экологического взаимоотношения человека с природой в немецкой художественной литературе / С. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3120/ (дата обращения: 24.04.2024).

В настоящее время наблюдается тенденция потребительского отношения к природе. Глобальный экологический кризис становится реальностью современного мира. Ухудшение экологической ситуации во многих точках земного шара требует всевозрастающего внимания общества к вопросам воспитания и образования нового поколения природопользователей, организующих свою жизнь на принципах коэволюции природы и общества, универсальной этики, экологического и нравственного императивов. Сохранение чистой окружающей среды, реконструкция ценностных ориентаций человечества связаны с осознанием каждым жителем планеты необходимости гармоничного взаимодействия с природой.

Интерес к данной проблеме обусловлен страхом людей перед «завтрашним» днем. Человек уже не в силах изменить то, что уничтожалось годами и столетиями, поэтому он разными путями пытается изменить экологическую ситуацию, как с помощью современных технологий, так и с помощью средств искусства. И особая роль в решении данной задачи, несомненно, должна быть отведена художественной литературе, поскольку в ней представлена собственная концепция воспитания, особенности жизни и менталитета отдельной нации, сущность которой состоит в необходимости гармоничного сосуществования человека и природы.

Как показывает практика, в современных условиях глобальной интеграции, назревающего экологического кризиса все больше возрастает значение литературы, как средства взаимодействия культур, обеспечивающего взаимопонимание людей и наций, культурный научно-технический обмен в мировом масштабе.

Нельзя не согласиться с позицией С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, которые считают, что взаимосвязь человека и природы в той или иной форме отражена практически в любом литературном произведении [4].

Описание природы имеет разнообразное смысловое значение. Пейзаж творит духовный мир лирического героя, созвучен его умонастроению; имеет иносказательный смысл; является художественным символом; описание природы дается по контрасту с человеческой жизнью.

Следует отметить, что взаимодействие природы и человека запечатленного в разнообразных жанровых формах зарубежной художественной литературы (серии кратких очерков Э. Штриттматтера «Шульценговский календарь», «Рассказах о животных» Э. Сетон-Томсона, «Повестях о животных» Ф.Зельтена и др.). Их основная идея – человек часть природы и через труд приходит к ее пониманию.

С помощью зарубежной литературы писатели демонстрируют формулы мира природы, образцы красоты, ее глубокого и тонкого восприятия (Э. Штриттматтер, Г. Белль, Г. Гейне, Б. Гржимек, Редьярд Киплинг, Джек Лондон, Фарли Моуэт, Джой Адамсон, Альберт Швейцер и др). В них раскрываются духовные связи между человеком и миром природы [3].

Тема хозяина природы – человека, который в силу своего разума должен быть справедливым и гуманным является ведущей во многих произведениях. Например, отважному Маугли («Маугли» Д.Р. Киплинг) удалось постичь тайны зверей, расположить их к себе благодаря гуманному отношению к ним, поэтому они выбрали его своим вождем. Зверобой («Зверобой или первая тропа войны» и др. Д.Ф. Купер) неотделим от жизни лесов, рек, озер, романтического мира индейских племен. Гармония с природой помогает ему выжить в трудных условиях противоборства. Писатели-натуралисты стараются обратить внимание на то, что безнравственность связана с человеческой жадностью, потребительством, а захват земель, вторжение в природу приводят к необратимым изменениям. Этой теме посвящен роман Д.Ф. Купера «Пионеры или у истоков Саскуиханы». Автор рассматривает проблему колонизации Северной Америки, вторжение иноземцев в жизнь ее коренного населения – индейцев.

Авторы подчеркивают, что животные, птицы могут также любить, страдать, ненавидеть как человек. Подтверждение этому мы встречаем в зарубежном произведении Эрнеста Сетон-Томсона «Королевская анолостанка». Это история обычной бродячей кошки, которая по вине человека стала бездомной и вынуждена скитаться в поисках пищи и крова.

Приведенные выше аргументы позволяют нам утверждать, что богатая по содержанию зарубежная литература в состоянии воздействовать с помощью словесно-образных впечатлений на органы чувств, способствовать эмоциональному переживанию и глубокому осмыслению ее содержания на основе сопоставления образного и научного описания мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.

Таким образом, зарубежная литература играет важную роль в отражении концепции взаимоотношения человека и природы. Её материалы воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, практическую стороны личности, дают возможность больше узнать о писателях-натуралистах, месте природы в их творчестве, необходимости человека и природы жить в гармонии. Информационные материалы зарубежной художественной литературы воздействуют на чувства читателя, заставляют переживать, сопереживать, извлекать выводы.

Из выше сказанного следует, что содержание зарубежной литературы отражает сущность концепции взаимоотношения человека и природы и включает в себя ценную информацию об уникальности окружающего мира, его хрупкости и уязвимости, положительных и отрицательных сторонах воздействия человека на природу.

Особенно ярко данная тема также ярко представлена в произведениях немецкого писателя Эрвина Штриттматтера.

Традиционно в мировой литературе Э. Штиттматтер принадлежит к числу писателей, боготворящих природу, повествующb[ о людях посредством природы. И это не случайно, т.к. писатель всю свою жизнь жил в деревне.

Его талант глубоко своеобразен – Штриттматтер обладает особым поэтическим лицом, собственным видением мира. Он сформировался в глубинных недрах народной жизни, творчески переломив и вобрав в себя прогрессивные традиции немецкой литературы.

Соединение авторской усмешки, трогательного лиризма, пейзажных зарисовок с приметами современной жизни, народность языка – все это представлено в серии рассказов «Шульценговский календарь».

«Календарь» - жанр старинный, собрание забавных и поучительных историй. Штриттматтер творчески его переосмысляет: календарь для него средство объединить в одном поэтическом произведении природу и человека, прошлое настоящее, мелкие наблюдения и глубокие обобщения, лирику и юмор.

Рассмотрим сущность концепции взаимоотношения человека и природы на примере рассказов автора, вошедших в «Шульценговский календарь «Всякая всячина» (Schulzenhofer Kramkalender»), «Звезды в календаре», «Маргаритки».

Анализируя данные рассказы, мы прослеживаем тесную взаимосвязь человека и природы, богатство человеческой натуры, видим людей труда в единстве с природой. В «Звезды в календаре» автор раскрывает свою душу в образе деда, который прожил всю свою жизнь, как и автор, в деревне, на природе, и теперь он чувствует её и знает её приметы. Природа выступает в роли равноправного партнера по отношению к главному герою.

«Когда туман спускался на поля и деревню, дед ставил крестик в календаре. «Через сто дней после тумана будет дождь», - утверждал он [6, с.389]. Писатель одушевляет ее, используя персонификацию: туман спускался, туманы заведовали погодой; метафору: подмигивал будущему. Для придания природе яркой окраски, выразительности, писатель употребляет эпитеты: утренний туман, вечерний туман, целодневный туман, радостные дни. Зависимость крестьянского быта от погодных условий показана в сравнении солнечные дни – радостные дни. Всё же наличие риторического вопроса Солнечные дни – радостные дни, а радость, как я слышал, порождает радость, почему же, спрашивается, не мола она посетить меня через сто дней после солнечного дня? [6, c.] заставляет читателя задуматься над тем, что наличие счастья и радости у человека зависит только от него самого. Каждый сам может создать для себя идиллию счастья, убедить себя, что оно есть. Если человек добр, простодушен, его будет радовать любая мелочь, окружающая его.

В «Маргаритках» Э. Штриттматтер употребил категории, одухотворяющие природу, способствующие формированию чувства красоты и наслаждения, например, олицетворения, характеризующие цветы. Замерзли полевые и придорожные цветы (Wiesen- und Wegblumen sind schon erfroren.). Ложится снег. (Der Schnee fällt.) Подснежник притулился. (Schneeglocken spießen.) Подснежник силится расцвести. (Sie mühn sich.) Шуршат листья яблони. (Der Apfelbaum raschelt.) Автор сравнивает маргаритки с крохотными лепестками-лучиками солнца (winzige Sonnen mit Blütenblatt-Strahlen). Так он показывает, что природе свойственны те же качества, что и человеку.

Подснежник он сравнивает с человеком, который пытается что-либо сделать, прилагая массу усилий. Об этом свидетельствует выбор слов «притулился» (spießen), силится (mühn sich), как будто речь идет о физически слабом человеке. Маргаритки писатель сравнивает с сильными, выносливыми людьми, которые преодолевают все трудности и преграды. Они цвели осенью, цвели зимой, цвели в мороз, под снегом. (Sie blühten im Herbst, und sie blühten im Winter, sie blühten beim Frost und unter dem Schnee) [6].

Проведенный нами анализ содержания отдельных произведений зарубежной литературы позволил определить наличие экологической концепции взаимоотношения человека и природы, сущность которой заключается в единстве природы и человека, выступающих как части единого целого, а сама природы рассматривается как духовная ценность, источник духовного и эстетического наслаждения.


Литература:

  1. Брезкун С.Т. Единственный абсолютный императив [Текст] / С.Т. Брезкун // Международная жизнь. – 1992. – №11. – С. 117 - 119.

  2. Владимирова С.В. Переводная литература как средство формирования экологических представлений студентов вуза [Текст] / С.В. Владимирова // Автореф. …дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2006. – 20с.

  3. Владимирова С.В. Переводная литература как средство формирования экологических представлений студентов вуза [Текст] / С.В. Владимирова // Дис. … канд. пед.наук. – Екатеринбург, 2006. – 189 с.

  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д. : Феникс, 1996.-478 с.

  5. Коммонер Б. Замыкающийся круг: Природа, человек, технология [Текст] / Б. Коммонер // Пер. с англ. – Л.: Гидрометиздат, 1974. – 279 с.

  6. Шриттматтер Э. Избранное [Текст] / Э. Шриттматтер. – М., 1971. – 576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, зарубежная литература, день, календарь, автор, зарубежная художественная литература, концепция взаимоотношения человека, описание природы, писатель, экологическая ситуация.

Похожие статьи

Экология души — путь в будущее человечества

Не случайно писатель С. Залыгин утверждал: «Природа должна найти свое единственное убежище — наше духовное сознание».

От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души! Литература: 1. Боголюбов, С. А. Защита...

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен...

Феномен «экологическая культура» в научно-методической литературе рассмотрен с разных точек зрения и позиций такими учеными

С естественнонаучной точки зрения экологическая культура обеспечивает познание закономерностей природы, связей с человеком.

Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации...

Библиографическое описание: Топор А. В., Иващенко О. В. Зарубежный опыт

Литература: 1. Герасимов И. П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание...

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

Библиографическое описание

Литература: Абдулкаримова А. М., Эльдарова Х. Б., Батукаев Н. С. Экологическая культура общества в...

Экология природы и «экология души» в рассказах...

«Для иных природа, — считает писатель, — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.

Человек ощущает себя хозяином природы, но забывает о бережном отношении к ней.

Литература: 1. Библиотека Максима Мошкова.

Экологическое воспитание учащихся на уроках...

экологическое воспитание, природа, ребенок, экологическая культура, окружающий мир, животное, дерево, экологическое сознание

экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный материал, художественная литература...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Автор: Ивлиева Юлия Александровна.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме

2. Словесные методы (Беседа, рассказ, чтение художественной литературы Приемы: Объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос, уточнение).

К проблеме экологии музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Литература: 1. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная

Я — человек эмоциональный, творческий, всегда чувствовала связь природы и музыки.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Соколова Н. Н. Экологическое развитие детей на экскурсии

люди безразличны и пассивны по отношению к природе. На сегодняшний день, именно

Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с...

Похожие статьи

Экология души — путь в будущее человечества

Не случайно писатель С. Залыгин утверждал: «Природа должна найти свое единственное убежище — наше духовное сознание».

От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. Берегите свои Души! Литература: 1. Боголюбов, С. А. Защита...

Экологическая культура как психолого-педагогический феномен...

Феномен «экологическая культура» в научно-методической литературе рассмотрен с разных точек зрения и позиций такими учеными

С естественнонаучной точки зрения экологическая культура обеспечивает познание закономерностей природы, связей с человеком.

Зарубежный опыт и мировые тенденции в организации...

Библиографическое описание: Топор А. В., Иващенко О. В. Зарубежный опыт

Литература: 1. Герасимов И. П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и

экологическая культура, окружающая среда, экологическое образование, природа, экологическое воспитание...

Формирование экологической культуры и эстетического...

Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания.

Библиографическое описание

Литература: Абдулкаримова А. М., Эльдарова Х. Б., Батукаев Н. С. Экологическая культура общества в...

Экология природы и «экология души» в рассказах...

«Для иных природа, — считает писатель, — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж.

Человек ощущает себя хозяином природы, но забывает о бережном отношении к ней.

Литература: 1. Библиотека Максима Мошкова.

Экологическое воспитание учащихся на уроках...

экологическое воспитание, природа, ребенок, экологическая культура, окружающий мир, животное, дерево, экологическое сознание

экологическое воспитание, ребенок, практическая деятельность, природа, природный материал, художественная литература...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Автор: Ивлиева Юлия Александровна.

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме

2. Словесные методы (Беседа, рассказ, чтение художественной литературы Приемы: Объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос, уточнение).

К проблеме экологии музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Литература: 1. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш

экологическая культура, окружающая среда, природа, компонент, хозяйственная

Я — человек эмоциональный, творческий, всегда чувствовала связь природы и музыки.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Соколова Н. Н. Экологическое развитие детей на экскурсии

люди безразличны и пассивны по отношению к природе. На сегодняшний день, именно

Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с...