Библиографическое описание:

Казанцева Н. С. К вопросу развития креативности детей в детско-юношеских спортивных школах [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 170-172.

Одной из задач современной системы образования провозглашается установка на развитие креативной личности, способной ориентироваться в современных социокультурных условиях.

Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для перехода от транслирующей, унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, творчески развивающей [4]. В настоящее время не существует единого всеми признанного определения понятия «креативность», поэтому из множества определений мы предлагаем опираться на толкование термина «креативность» А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, которые считали, что креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Считаем это определение наиболее подходящим в рамках проблемы исследования.

По мнению ряда авторов, одним из приоритетных условий развития креативности является нерегламентированность образовательной среды (В.С. Кузин, Б.М. Теплов и др.), что в полной мере присуще микроклимату учреждений дополнительного образования детей, где исторически сложилась особая воспитательная развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи комплексного развития личности. Но, к сожалению, не все учреждения дополнительного образования направлены на формирование и развитие креативности ребенка.

В Алтайском крае по итогам 2011 года система дополнительного образования развивается на базе 180 учреждений дополнительного образования [5]. Среди них: центры дополнительного образования детей, дворцы детского (юношеского) творчества, дома детского творчества, станции юных натуралистов, детские школы искусств, детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР), детско-юношеские спортивно-адаптивные школы. Относительно темы данной статьи, видится необходимым рассмотреть деятельность детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) в контексте развития креативности.

Одним из наиболее популярных видов деятельности у детей является спорт (25% от общего числа обучающихся системы дополнительного образования). В настоящее время в системе образования функционирует 63 учреждения, в том числе 50 детско-юношеских спортивных школ и 13 детско-юношеских клубов физической подготовки. Занятиями физической культурой и спортом охвачено более 43 тысяч учащихся по 32 видам спорта [5].

ДЮСШ (детско-юношеская спортивная школа) — учреждение дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности; призвана осуществлять учебно-тренировочную и воспитательную работу с юными спортсменами, обеспечивая начальную и базовую их подготовку для специализации в определенном виде спорта [2].

Рассмотрев определение термина ДЮСШ, необходимо отметить, что обучение в спортивных школах направлено на воспитание профессионального спортсмена, достигающего высоких результатов. Поэтому обучение строится на физических нагрузках – реализации спортивной стороны учащегося, не уделяя внимания другим сторонам личности. Но уровень результатов в современном спорте требует для его достижения владения не только комплексом физических, но и психических качеств, которые находятся на предельно высоком уровне их проявления. По мере повышения уровня спортивных достижений все более отчетливо возрастают требования к умственной деятельности спортсмена, неотъемлемым компонентом которой является креативные способности. Тем самым можно утверждать, что в ДЮСШ кроме основной спортивной подготовки необходимо развивать креативность учащихся.

Дети, занимающиеся в ДЮСШ, целенаправленно ориентированы на долгий и трудный путь к высоким спортивным достижениям. Поэтому такой сложный физический и психологический процесс занимает большую часть свободного времени учащегося от общеобразовательной школы, не оставляя ребенку времени на посещение других учреждений дополнительного образования, с целью развития разносторонних качеств личности; что является одним из аспектов креативности. Это вторая причина необходимости развития креативности учащихся ДЮСШ.

Кроме того, обращаем внимание на принадлежность ДЮСШ к учреждениям дополнительного образования, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства [3]. Тем самым определяем третью причину, по которой необходимо развитие креативности для учащихся спортивных школ – ДЮСШ как составная часть учреждений дополнительного образования обязана развивать креативную личность учащегося.

Развитию креативности (творчества) в спорте посвящены работы А. В. Родионова, 1976; А. А. Деркач, 1982; А. А. Исаева, 1982. Но полностью этот вопрос не изучен [1].

На настоящий момент в городе Барнауле насчитывается 10 ДЮСШ с различными видами спорта, такими как: бокс, шахматы, настольный теннис, хоккей, баскетбол, спортивная аэробика, волейбол, лыжные гонки, художественная гимнастика, спортивное ориентирование, гребля, дзюдо, греко-римская борьба, фехтование, каратэ, кикбоксинг, плавание, фигурное катание, спортивные танцы.

Рассмотрим одну из 10 существующих спортивных школ города Барнаула – ДЮСШ «Студия - спорт», открытая в октябре 2001 года; является структурным подразделением КГБУ «Краевой спортивный клуб», учредитель - управление Алтайского края по физической культуре и спорту. Отделения ДЮСШ: аэробика спортивная, гимнастика художественная, танцевальный спорт. Проанализировав цели и задачи деятельности ДЮСШ «Студия - спорт», можно выделить: создание благоприятных условий для гармоничного развития подрастающего поколения, повышения качества воспитания и дарований детей, подростков, молодежи, а также повышение эффективности их творческого потенциала [7]. Данная задача указывает на наличие фактора креативности в обучении учащихся ДЮСШ.

Рассмотрев учебный план-график нескольких возрастных тренировочных групп отделения танцевального спорта, мы не обнаружили наименования предмета, который бы указывал на развитие креативности учащихся. Таким образом, выявили противоречие в несоответствии задач деятельности ДЮСШ с планами-графиками конкретных групп отделения танцевального спорта. Но данное противоречие может быть спорным, так как, говоря об отделении танцевального спорта, мы подразумеваем спортивные бальные танцы. В самодеятельных хореографических коллективах непосредственное занятие танцами, в том числе и бальными танцами, является средством развития креативности детей. Тем самым, можно предположить, что и в условиях ДЮСШ креативность развивают средствами самой хореографии. Но необходимо различать самодеятельные коллективы бальных танцев от танцевальных спортивных клубов и отделений танцевального спорта. В обеих организациях изучается один и тот же материал по бальным танцам, но в первом случае акцент идет на развитие разносторонней и креативной личности ребенка при помощи хореографической лексики, приобретая досуговый характер занятий; а во втором – воспитание спортсмена по бальным танцам, основной задачей которого является участие и достижение высоких результатов на соревнованиях; что подразумевает за собой наибольшее количество физических тренировок. Так как в танцевальном спорте большее внимание уделяется физическим тренировкам для повышения уровня мастерства учащегося, в плане-графике тренировочных групп отделения танцевального спорта не выделены часы, направленные на процесс развития креативности учащихся, которая в современных условиях им так необходима.

Таким образом выявили 3 основных причины необходимости развития креативности учащихся в ДЮСШ:

  1. Реализация спортивной стороны учащегося, не уделяя внимания другим сторонам личности.

  2. Занятие спортом – большая часть свободного времени ребенка, что не дает возможность посещения других УДО с целью развития личности.

  3. ДЮСШ - учреждение дополнительного образования, развивающее мотивации личности к познанию и творчеству.

На данный момент на отделении танцевального спорта ДЮСШ «Студия - спорт» не существует ни одной методики на развитие креативности учащихся. Следовательно, в организации тренировочного процесса вопросам развития креативности спортсменов внимания практически не уделяется. Этому отрицательному фактору способствует не только профилирующая сторона деятельности ДЮСШ, но и руководящие лица учреждения, которые, с одной стороны, не выступают против процесса развития креативности учащихся, с другой – не способствуют этому. Это объясняется выше прозвучавшей главной задачей деятельности ДЮСШ и ее ограниченности по учебным часам. Чтобы воспитать креативную личность в рамках ДЮСШ, необходимо грамотно ввести занятия по развитию креативности учащихся в учебный график, не нарушая учебно-тренировочного процесса.

Проанализировав предметы, стоящие в годовом плане-графике учебно-тренировочной группы отделения танцевального спорта, предлагаем выбрать предмет «Игры» для реализации воспитания креативной личности учащегося. Для этого были изучены, отобраны и адаптированы различные методики на выявление уровня креативности учащихся на данный момент. Эти методики и тесты были проведены с учащимися на предлагаемом предмете «Игры»: диагностическая батарея Торренса, тест «Несуществующее животное». В дальнейшем планируется провести упражнения на развитие креативности учащихся группы по учебно-методическому пособию «Лучшие упражнения для развития креативности» А.Г. Гребцова [6], а также многие другие игры и методики на развитие креативности. После чего будет сделан повторный тест на выявление уровня креативности для сравнения показателей. Результаты и выводы всех проводимых тестов и методик будут в дальнейшем опубликованы.

Таким образом, введение в один из предметов учебно-тренировочного плана различных методик по развитию креативности детей будет способствовать развитию важного качества – креативности, что приведет к более высоким результатам в спортивной деятельности ребенка.


Литература:

  1. Деркач, А.А., Исаев, А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

  2. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С.142

  3. Дополнительное образование детей [Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа: http://www.dopedu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey

  4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1[Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа: http://ozpp.ru/zknd/obra

  5. Итоги развития системы образования Алтайского края за 2011г. [Электронный ресурс] / Электр. данн. – Режим доступа: www.educaltai.ru/files/docs/public_report_2011.doc

  6. Лучшие упражнения для развития креативности: учебно-методическое пособие/ А. Г. Грецов. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., — 44с.

  7. Положение о ДЮСШ «Студия-спорт» КГУ «Краевой спортивный клуб». – Барнаул, 2001.




Основные термины (генерируются автоматически): развития креативности, креативности учащихся, развитие креативности, дополнительного образования, развития креативности учащихся, креативности детей, развитие креативности учащихся, развития креативности детей, танцевального спорта, необходимости развития креативности, условий развития креативности, учреждений дополнительного образования, выявление уровня креативности, отделения танцевального спорта, развитию креативности, дополнительного образования детей, креативности учащихся ДЮСШ, вопросу развития креативности, развитие креативности ребенка, уровня креативности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle