Библиографическое описание:

Бурлакова Т. Ю. Рост педагогического мастерства воспитателя в экологическом воспитании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 61-64.

Определение сущности педагогического мастерства и процесс овладения им всегда волновали умы педагогов и исследователей, потому что именно оно оказывает непосредственное влияние на результат педагогического труда – знания, умения, навыки и уровень культуры ученика и воспитуемого. Данной проблемой занимались И.А. Зязюн, В.Ю. Питюков, И.П. Андриади, А.П. Скаткин и др. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по мнению А.С. Макаренко, это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу только при условии целенаправленной работы над собой с учетом собственно практического опыта. Именно труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологий деятельности становится источником педагогического мастерства как сплава личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагогов.

С позиции личностно-деятельностного подхода мастерство понимается как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, к таким свойствам И.А. Зязюн, Н.Н. Тарасевич и др. относят гуманистическую направленность деятельности педагога, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику [4, с.10]. Л.А. Байкова и Л.К. Гребенкина также отмечают, что педагогическое мастерство связано, прежде всего, с личностью педагога, с комплексом свойств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Более того, И.П. Андриади считает, что педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, отражающее духовно-нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности [1]. Владимир Юрьевич Питюков особо подчеркивает, что педагогического мастерства можно достигнуть лишь тогда, когда воздействие на воспитуемого является этапом взаимодействия. Взаимодействие же всех субъектов возможно лишь при трансляции каждого из субъектов своего "Я" [6, с.44].

Говоря о структуре педагогического мастерства, можно отметить, что все авторы сходятся на том, что она включает высокий уровень культуры педагога (общей и профессиональной, интеллектуальной и духовно-нравственной), высокий уровень знаний, умений, навыков (общих и специфических), а также творческий подход в их применении.

При этом структура мастерства воспитателя дошкольного образовательного учреждения, по мнению Л.А. Байковой и Л.К. Гребенкиной, включает в себя 3 подсистемы: духовно-личностною (этическую), подсистему отношений и технологическую подсистему.

Уровень педагогического мастерства зависит от уровня технологической компетентности и определяется на основе следующих основных критериев:

  1. целесообразности (по направленности);

  2. творчества (по содержанию деятельности);

  3. технологичности (по уровню педагогической техники);

  4. оптимальности (по выбору эффективных средств);

  5. продуктивности (по результату) [5, с.13, 16-17].

Проанализировав различные подходы к определению сущности и структуры педагогического мастерства, а также содержание работы по экологии в дошкольном учреждении, мы выделили критерии роста педагогического мастерства воспитателей в экологическом воспитании:

  1. повышение уровня теоретической подготовки педагогов (включает расширение экологических представлений и обогащение знаний по методике экологического воспитания),

  2. повышение уровня практической подготовки - овладение методами экологического воспитания с детьми разных возрастных групп,

  3. развитие экологической культуры, которая включает три позиции: гражданскую – интерес педагогов к проблемам охраны природы, стремление принять участие в их решении, общая эрудиция в данном вопросе; родительскую – заинтересованность педагогов в совместном с детьми участии в экологических акциях, желание передать им свои знания и умения и др,; профессионально-педагогическую – умение конструировать образовательный процесс по экологии, нацеленность на результат экологической педагогической деятельности [2].

  4. Рост творческой активности педагогов: творческий поиск в приспособлении технологий к местным условиям работы детских садов, а также интеграция экологического воспитания с другими направлениями дошкольного воспитания в соответствии с интересами, талантами, предпочтениями педагогов, например, эколого-эстетическое направление, эколого-оздоровительное и др.

Повышение экологической компетентности педагогов дошкольных учреждений происходит в процессе:

  • семинаров-практикумов, посвященных овладению методикой экологического воспитания и освоению конкретных технологий,

  • педагогических советов, на которых рассматриваются достижения детей, планируется дальнейшая работа, а также освещаются актуарные вопросы теории и практики;

  • индивидуальных и групповых консультаций для педагогов, встреч в «школе молодого специалиста»;

  • ежемесячных собеседований методиста с педагогами по вопросу выполнения технологии и выявлению трудностей в работе.

Работа по повышению квалификации в области экологического воспитания строится с учетом опыта педагогов, их интересов и индивидуальных способностей на диагностической основе.

Практика показывает, что педагог может иметь знания в определенной области и не пользоваться ими, владеть методами и приемами и не использовать их на практике, но именно повышение уровня педагогического мастерства в целом поднимает воспитателя на новый уровень осознания, культуры и отношений, который меняет поведение не только в педагогической деятельности, но и в повседневной жизни. Таким образом, взаимодействие с детьми специалиста с высоким уровнем педагогического мастерства в экологическом воспитании дает повышение уровня экологической воспитанности самих детей.

Приведем пример семинара-практикума по выявлению уровня экологической компетентности воспитателей.

Семинар-практикум

Педагогическое мастерство воспитателя в экологическом воспитании

Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Подготовка:

Ход семинара-практикума:

  1. Разминка (3 минуты). Проведение словесной дидактической игры "Что бывает круглым в природе?" для сбора внимания и настроя на работу. (Ответы: солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.)

  2. Письменный опрос (6-7 минут). Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри.

  • Перечислить различные экологические пространства, которые могут создаваться в ДОУ;

  • Написать этапы методики проведения дежурств в уголке природы с детьми старшей группы;

  • Раскрыть содержание наблюдений за животными;

  • Перечислить различные типы игровых обучающих ситуаций, приведите примеры;

  • Перечислить типы экологических занятий;

  • Перечислить педагогические мероприятия по экологическому воспитанию, которые проводятся в повседневной жизни детского сада.

После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

  1. Экологический ринг (7-8 минут). Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.

  • Небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектам природы и имеющее определенное функциональное назначение – экологическое пространство;

  • Система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач – метод;

  • Занятия, на которых передаются детям первоначальные экологические сведения о разных сторонах жизни природы и деятельности человека – экологические занятия первично-ознакомительного типа;

  • Сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней – экологические знания;

  • Общая культура человека, характеризующаяся осознанно-правильным отношением к природе, предполагающим восприятие всего живого как безусловной ценности, представлениями о ней, на основе которых формируется сознательное принятие норм поведения в природе, их соблюдение - экологическая культура;

  • Графическая модель для фиксации состояний меняющихся природных объектов – календарь наблюдений.

  1. Закончи стихотворение (5-6 минут). От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями: закончите стихотворение, которое написано в карточке (предлагаются отрывки из стихотворений, изучаемых в детском саду, например, С.Есенин "Береза" и т.п.). За правильный ответ - фишка.

  2. Развитие выразительной речи воспитателя (4-5 минут). Командам дается задание произнести слово "Молодец!": тихо, громко, удивленно, иронично, восторженно, ласково, таинственно.

  3. Игра «Пантомима» (10-12 минут). Командам предлагается без слов изобразить различные методы экологического воспитания, другая команда должна угадать его. За каждый угаданный ответ команда получает фишку. (Наблюдение, моделирование, игровая деятельность, труд в природе).

  4. Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения (7 минут). Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить, в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка. (В. Бианки. Сова. Приспособился. Запасы овощей. М. Пришвин. Этажи леса. И. Акимушкин. Жил-был медведь. С. Михалков. Елочка. В. Танасийчук. Невидимые весы. Взрыв без шума. Олени хищники. Удивительная прогулка)
  5. Решение обучающих педагогических ситуаций (10-15 минут).

  1. Дети средней группы (4-5 лет) на занятиях и в беседах с воспитателем дают описания не реалистичных животных, а героев из мультфильмов (Например, говорят, что лошади бывают голубые и розовые). На картинки с изображением реалистичных животных, говорят, что таких никогда не видели. предложите несколько вариантов мероприятий, как можно сформировать у детей правильные реалистичные представления о животных.

  2. Один из педагогов детского сада увлекается экологическим воспитанием. Он уделяет много внимания этому направлению, дети обладают высоким уровнем экологической культуры, но при этом работа по другим разделам дошкольного воспитания проводится поверхностно. Предложите, как можно построить работу с этим педагогом.

Данный семинар-практикум целесообразно проводить в начале учебного года, так как он помогает выявить проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально. В некоторых случаях может быть выявлена тема обобщения передового педагогического опыта или необходимость работы над интегрированной программой. Необходимо обратить внимание на то, что члены команды совместно должны выбирать педагога для выполнения заданий. Это важно еще и потому, что в данном случае коллеги ближе узнают не только внутренний потенциал, но и духовные качества друг друга. По данной теме могут быть проведены два семинара - основной и внеочередной. В этом случае на очередном семинаре проходит освещение теоретических вопросов педагогического мастерства, а на внеочередном - практическое выполнение заданий.


Литература:

  1. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1999. – 160с.

  2. Зыкова О.А.Экологическая культура воспитателя детского сада // Современное доршкольное образование. Теория и практика. – 2011 - №3 – с. 62-65.

  3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений/ Светлана Николаевна Николаева. – 2-е издание., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

  4. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений/ И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302с.

  5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие/ под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М., 2000. – 102с.

  6. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем": "РОСПЕДАГЕНСТВО", 1997 – 176с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle