Библиографическое описание:

Игнатова М. А. Экспериментальная авторская образовательная программа “Творческая мастерская Лель” [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 161-170.

Направленность программы – художественно-эстетическая;

Форма занятий – ансамбль свирелей;

Год разработки программы2012 г;

Программа рассчитана на учащихся ДМШ и ДШИ;

Возраст обучающихся – с 7-8 лет;

Сроки реализации программы – 5-6 лет.


Актуальность экспериментальной авторской образовательной программы “Творческая мастерская Лель”.

Выступления детских ансамблей народных духовых музыкальных инструментов всегда были и остаются изюминкой и украшением самых разнообразных концертных программ, фестивалей и конкурсов. Магия звучания редких для сегодняшнего времени тембров свирели, рожка, жалейки очаровывает и привлекает к себе как самих юных исполнителей, так и слушателей.

Свирель, как известно, это термин, под которым подразумевается общее название народных духовых музыкальных инструментов в виде дудки (продольной флейты), известных у разных народов земного шара еще с древних времен. Продольные флейты были распространены в Древнем Китае и Древней Индии, в Древнем Риме, у древних народов Анд и Кавказа. Они встречались у русских, белорусов и украинцев уже в XI-XIII веках, о чем свидетельствуют не только летописи славян, но и их сказки и песни. О свирели сложены красивые легенды и мифы, дошедшие до наших дней и свидетельствующие о национальной “универсальности” этого инструмента: достаточно вспомнить старинную славянскую легенду о пастушке Леле и древнегреческий миф о боге лесов, пастбищ и природы Пане.

Все эти сведения говорят о возможности восприятия свирели в наши дни как символичного изначального музыкального инструмента Мира, в звучании которого отражены истоки и начала (“детство”) всей МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. Поэтому обучение детей игре на свирели, как занятие интересное, простое и доступное, способствует наиболее естественному и гармоничному вхождению в безграничный и прекрасный мир Музыки. К тому же в последнее время появились также публикации практикующих педагогов о признании того факта, что игра на свирели является сберегающей здоровье образовательной технологией1.

Вместе с тем сегодня, к сожалению, приходится констатировать и очевидный факт “эксклюзивности” детского коллективного исполнительства на этом инструменте: далеко не во всех образовательных учреждениях организованы подобные коллективы (несмотря на тот факт, что желающих научиться играть на свирели довольно много). Еще более “эксклюзивный” характер свойственен образовательным программам интересующего нас профиля: нам удалось найти и изучить программы по освоению детьми музыкального инструмента свирели адаптированные лишь для учащихся общеобразовательных школ2.

В образовательных программах по обучению игре на свирели, которые нам удалось изучить, обращают на себя внимание следующие факты: ограничение возраста учащихся – до 12 лет и ограничение сроков реализации программ – до 2-4-х лет. Для общеобразовательных школ, ставящих благородную цель массового приобщения детей к музыке и инструментальному исполнительству, такая позиция является обоснованной и логичной. Что же касается собственно современных музыкальных школ, то в них обучение игре на народных духовых музыкальных инструментах – очень большая редкость3.

Вместе с тем, в некоторых консерваториях, университетах и колледжах4 сегодня преподают свирель и вводят ее в творческие коллективы. Известны также факты, когда современные исполнители на свирели принимали участие в Международных конкурсах5 и выигрывали их, а также – факты успешной концертной деятельности ансамблей свирелей6, участниками которых являются не только дети, но и взрослые. Кроме того, ежегодные конкурсы для исполнителей на народных духовых инструментах7 становятся в наши дни традиционными. К сказанному ранее следует добавить и то, что музыкальный инструмент свирель вводится в сочинения известных композиторов и звучит в серьезных концертных программах8. Все эти реалии современной музыкальной жизни убедительно говорят о том, что обучение детей игре на свирели необходимо внедрять не только в общеобразовательные школы, но и в музыкальные.

Необходимость разработки данной экспериментальной авторской образовательной программы, таким образом, была продиктована следующими причинами:

  • желанием создать в детской музыкальной школе г. Тында Амурской области необычный творческий коллектив – ансамбль свирелей, задуманный с целью популяризации игры на народных духовых музыкальных инструментах в ДМШ;

  • отсутствием образовательных программ по курсу ансамбля свирелей в ДМШ.

Практическая новизна экспериментальной авторской образовательной программы “Творческая мастерская Лель” заключается в реализации собственного подхода к преподаванию этого курса.

Суть собственного подхода к преподаванию курса заключается в том, что он основан на апробации нового авторского репертуарного сборника детской свирельной музыки, созданного нами9 специально для ансамбля свирелей и выстроенного по принципу постепенного нарастания музыкальных, артистических и технических задач, встающих перед маленькими исполнителями.

Создание авторских композиций как одно из направлений10 в формировании репертуара ансамбля свирелей ДМШ г. Тында стало доминировать над другими в силу ряда объективных причин.

Создавая переложения для свирели из народной музыки и классического наследия для детского ансамбля, мы выявили следующие проблемные зоны этой работы:

  • возможности свирели могут быть ограничены в плане выбора тональности;

  • возможности свирели часто бывают ограничены и на уровне звукового диапазона;

  • на свирели не всегда и не во всех конкретных случаях технически удобно извлекать звуки хроматического звукоряда;

  • на свирели не всегда и не во всех конкретных случаях технически удобно играть модуляции и отклонения;

Что же касается авторских композиций, то они пишутся с учетом звуковых, диапазонных и технических возможностей инструмента, благодаря чему, как правило, УДОБНЫ и ДОСТУПНЫ для исполнения. Этот фактор очень важен для работы с детьми. Важно отметить, что в этом случае у нас появилась также возможность выбирать содержательный и образный формат наших композиций. В этом плане ключевым моментом стало понимание нами свирели как символичного изначального музыкального инструмента Мира.

В созданный нами авторский альбом детской свирельной музыки первоначально вошли следующие миниатюры: “Индийские лотосы”, “Японская мелодия Сакура”, “Играем джаз”, “Норвегия – страна фьордов”, “Кукушкин джаз”, “Маленькое концертино”. Позже были написаны пьесы “Розовый сад”, “Китайские иероглифы”, “Славянская легенда”, “Ласточкино гнездо”, “The piper of Hamelin” (старинная немецкая легенда), “Ромашковое поле”, “Рондо-коллапс”, “Русский хоровод Березка”, “Страна восходящего солнца”, “Стерхи”, “Озеро русалок”, “Бабочка”.

Так как одного фортепиано в качестве аккомпанемента на этом этапе нашей работы стало явно не хватать, а возможностей использовать живой оркестровый звук не было, мы стали применять современные музыкальные технологии – компьютерную аранжировку. Для записи фонограмм аккомпанемента к каждой из этих пьес нами очень тщательно подбирались выразительные детали. Так, в “Ласточкином гнезде” мы использовали имитацию пения птиц, а в “Норвегии” – шума моря. В “Японскую” ввели звучание характерных национальных ударных инструментов – бамбуковых, а в “Розовый сад” – имитацию шума дождя. В фонограмме “Кукушкиного джаза” можно услышать разнообразные звуки леса, а в “Славянской легенде” – звучание старинных гуслей. Миниатюра “Индийские лотосы” звучит на фоне вибрафона, имитирующего прозрачный плеск воды.

Важным моментом является и то, что наши миниатюры не носят “вычлененного”, “фрагментарного”11 характера, поскольку изначально задуманы и в драматургическом, и в музыкальном плане как цельные композиции – со вступлением, развитием идеи и заключением. Каждая из миниатюр в своей основе имеет яркий образ – поднимающиеся из воды прекрасные цветы (“Индийские лотосы”), обеспокоенная присутствием кошки недалеко от своего гнезда порхающая ласточка (“Ласточкино гнездо”), смешная сцена спора любителей веселого джаза и сторонника меланхоличного блюза (“Играем джаз”). Иногда наши композиции превращаются и в небольшую театральную сценку. Такова композиция “The piper of Hamelin”, исполнители которой делятся на героев известной старинной немецкой легенды. Таков и веселый “Кукушкин джаз”, в котором кукушка созывает своих подружек для исполнения джазовой мелодии и дирижирует ими.

Апробация авторского репертуарного сборника.

Музыкальные миниатюры, входящие авторский репертуарный сборник, были исполнены на 1-ом Всероссийском фестивале “Свирель поет” в г. Москве (26.04.12), где наш коллектив получил звание Лауреата12, и на Международном конкурсе-фестивале “Когда мы вместе” в г. Туапсе (25.07.12), по итогам которого наш коллектив получил звание Лауреата 1 степени.

Кроме того, музыкальные композиции из авторского репертуарного сборника были исполнены на родительских собраниях и концертах в нашей музыкальной школе, а также прозвучали в сольной концертной программе ансамбля “Возьми свирель мою волшебную” (29.02.12). Ансамбль свирелей выступил с сольной программой в ДШИ п. Соловьевск Тындинского района (27.05.12), где был проведен также и мастер-класс для преподавателей и учащихся.

Большинство авторских пьес-миниатюр и методические рекомендации к ним были опубликованы в научных и научно-методических изданиях, а также в материалах международных конференций:

  1. Игнатова М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой /Молодой ученый, №5 (28). Т.2. – май, 2011. – Чита, С.241-248.

  2. Игнатова М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: о новом подходе к развитию исполнительской техники / Молодой ученый, №12 (35). Т.2. – декабрь, 2011. – Чита, С. 201-206.

  3. Игнатова М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: к вопросу познания мира и воспитания чувств /Молодой ученый, №2 (37), февраль 2012. – Чита, С. 344-356.

  4. Игнатова М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: разновидности и возможности / Молодой ученый, №4 (39), апрель 2012. – Чита, С. 525-529.

  5. Игнатова М. А. Итоги I Всероссийского фестиваля свирелей. Праздник детского творчества / Музыка в школе. – №3, июнь 2012. – Москва, С. 63-67.

  6. Игнатова М. А. Ансамбль свирелей в музыкальной школе: к вопросу выбора репертуара / Сб. материалов Международной заочной научной конференции “Теория и практика современного образования” (II). – Санкт-Петербург: Реноме, ноябрь 2012. – С. 113-119.

Таким образом, экспериментальная авторская программа “Творческая мастерская Лель” в качестве главной своей цели предполагает многоуровневую популяризацию игры на народном духовом музыкальном инструменте – свирели в ДМШ, что осуществляется путем решения следующих задач:

  1. На уровне организации работы ансамбля свирелей считаем необходимым:

  • привить детям прочный практический навык владения инструментом и навык осмысленного, выразительного, артистичного исполнения музыкального произведения;

  • создать атмосферу увлеченности детей музыкой с помощью внедрения нового, интересного и разнообразного в образном и стилевом отношении репертуара;

  • поддерживать интерес детей к занятиям путем активизации концертной деятельности коллектива.

  1. В научно-методическом направлении планируем подготовить:

  • публикации итоговых материалов творческой деятельности нашего коллектива во Всероссийских научных и научно-методических изданиях;

  • методические материалы для участия в Международных научных конференциях;

  1. В экспериментальном направлении нашей работы необходимо:

  • апробировать новый авторский репертуарный сборник детской свирельной музыки;

  • проанализировать его на предмет выявления положительных сторон и недостатков в аспектах: восприятие музыки детьми и слушателями, доступность и удобство техники игры, качество фонограммы;

  • в соответствии с полученными результатами осуществить корректировку указанных аспектов.

Содержание программы.

Обучение детей ансамблевому исполнительству на свирелях в своей экспериментальной авторской образовательной программе “Творческая мастерская Лель” мы разделили на два основных этапа – освоение инструмента и освоение авторского репертуарного сборника. Первый этап по времени может занимать период от нескольких месяцев до 1 года – в зависимости от степени увлеченности конкретного ребенка13 занятиями. 2 этап обучения – 4 года.

1 этап обучения – освоение инструмента.

1 этап обучения – освоение музыкального инструмента (свирели) у учащихся музыкальной школы несколько отличается от аналогичного этапа, изложенного во всех существующих программах14 для общеобразовательных школ. В общеобразовательных школах этот период значительно растянут в связи с необходимостью параллельного обучения детей правильному дыханию, пению, элементарным сведениям из области теории музыки, сольфеджио, инструментального исполнительства и многим другим очень важным моментам.

В музыкальной школе все дети с первого класса посещают хоровой класс, сольфеджио, слушание музыки, специальный инструмент и, часто, некоторые другие дополнительные предметы, например, вокал. В связи с этим, они хорошо ориентируются в нотах, владеют певческим дыханием15, имеют понятия о штрихах и аппликатуре. Благодаря всему этому, преподаватель ДМШ, обучающий детей игре на свирели, автоматически освобождается от многих перечисленных абзацем выше дополнительных задач и имеет возможность сконцентрировать свое внимание только на освоении инструмента. В результате первый этап обучения чаще всего не занимает слишком много времени.

Целью первого этапа обучения игре на свирели является формирование устойчивого практического навыка “чувствовать” инструмент, умело владеть им на элементарном исполнительском уровне. Для этого мы добиваемся решения следующих технических и музыкальных задач:

  • правильной и удобной организации игрового аппарата;

  • безупречной аппликатурной ориентировки в плане местоположения отдельных звуков на свирели;

  • красивого и певучего звука;

  • владения основными штрихами игры на свирели;

  • формирования навыка игры с аккомпанементом;

  • формирования навыка игры в ансамбле;

  • формирования навыка осмысленного и эмоционально-выразительного исполнения.

Ниже мы приводим некоторые методические рекомендации, важные для достижения результата по части выполнения изложенных ранее задач.

Методика правильной и удобной организации игрового аппарата проста и изложена в существующих методических пособиях16 по обучению игре на свирели. К изложенному в этих пособиях материалу следует добавить лишь некоторые детали. Так, при игре на свирели необходимо следить за свободным и естественным положением корпуса и головы, за локтями, которые не должны быть задраны. Локти должны находиться в естественном и удобном положении – “косточкой вниз” или “смотреть вниз”. При этом они не должны быть прижаты к туловищу. Кроме того, дети очень склонны при игре на свирели энергично размахивать пальцами, что значительно ухудшает качество извлекаемого звука. Необходимо следить за тем, чтобы пальцы все время находились близко к отверстиям, но не перекрывали их. Пальцы, к тому же, не должны грубо “шагать” по отверстиям – следует мягко закрывать их подушечкой. При игре на свирели следует избегать любых резких движений.

Порядок свирельной аппликатуры также четко обозначен в существующих методических пособиях. Применительно же к учащимся музыкальной школы следует отметить, что на этапе освоения свирели одновременно с цифровыми аппликатурными обозначениями целесообразно сразу вводить и нотные. Детям необходимо запомнить, какой аппликатурой берется каждый конкретный звук. Как показывает моя педагогическая практика, более сложные и объемные по тексту музыкальные композиции, которые дети будут исполнять в скором будущем, гораздо быстрее и легче запоминаются наизусть именно нотами, а не цифрами. К тому же именно нотами (а не цифрами) мы предварительно пропеваем те мелодии, которые следует выучить наизусть.

Красивого и певучего звука на свирели добиться непросто. В большей степени это удается тем детям, которые очень любят петь и делают это большим удовольствием, как говорится, “с душой”. Во всех остальных случаях мы обучаем детей этому следующим образом – весь музыкальный материал исполняется преподавателем, затем исполнение подробно анализируется на предмет особенностей звучания (как звучит) и звукоизвлечения (почему так звучит). Хороший эффект дает и практика предварительного пропевания исполняемых мелодий. Помимо легато (плавного, связного исполнения нескольких звуков на одном дыхании), на этом этапе мы осваиванием также флейтовые “точки” – отрывистое, языковое исполнение отдельных звуков на слоге “ту”.

Формированием навыков игры с аккомпанементом и игры в ансамбле мы начинаем заниматься с первых уроков – все упражнения, гаммы, несложные мелодии мы играем группой учащихся под аккомпанемент фортепиано.

На первом этапе обучения детей игре на свирели очень важно сформировать правильное отношение к исполняемой музыке. Необходимо постоянно говорить о том, что музыка – это всегда эмоция. Исполняя музыку, мы излучаем свет, радость, взволнованность, грусть, красоту, волю или энергию. Или же рассказываем о том, что нам интересно, что нас волнует или радует. Исполняемая музыка никогда не должна носить характер “пустого подарка” – когда открываешь красивую яркую коробку, а в ней – ничего нет, пусто. Необходимо объяснять детям, что если при исполнении музыки сами исполнители эмоционально ничего не чувствуют, не дарят, не излучают, то ничего не почувствуют и слушатели.

Занятия мы проводим 1 раз в неделю по одному часу группой, состоящей из 2-6 человек. При подготовке к концертам, мероприятиям или фестивалям возможны дополнительные сводные репетиции всего состава ансамбля также по одному часу.

Учебный план на год:

Наименование предмета:

Количество часов в неделю:

Количество часов в год:

1.

Ансамбль свирелей (группы по 2-8 человек)

1

36

2.

Сводная репетиция

1

36


Прогнозируемые результаты 1 этапа заключаются в успешной реализации цели, а именно:

У детей должен быть сформирован устойчивый практический навык “чувствовать” инструмент, умело владеть им на элементарном исполнительском уровне, что проявляется в следующем:

  • в умении правильно и удобно организовывать свой игровой аппарат;

  • в умении безупречно ориентироваться в плане местоположения отдельных звуков на свирели;

  • в умении извлекать красивый и певучий звук;

  • в умении владеть основными штрихами игры на свирели;

  • в приобретении навыка игры с аккомпанементом;

  • в приобретении навыка игры в ансамбле;

  • в приобретении навыка осмысленного и эмоционально-выразительного исполнения.

Ниже мы приводим примерный репертуарный план, являющийся этапно-итоговым:

  1. М. А. Игнатова. Техасское ранчо.

  2. М. А. Игнатова. Вальс-колокольчик.

  3. Р. Шуман. “Хорал” (Альбом для юношества). Переложение для свирели М. А. Игнатовой.

  4. П. Чайковский. “Болезнь куклы” из “Детского альбома”. Переложение для свирели М. А. Игнатовой.

  5. Словацкая народная песня. Переложение для свирели М. А. Игнатовой.

  6. Греческая народная песня “Колечко”. Переложение для свирели М. А. Игнатовой.

  7. М. Таривердиев. Картина старого мастера. Переложение для свирели М. А. Игнатовой.

  8. А. Шнитке. Музыка из кинофильма “Повесть о неизвестном актере”. Переложение для свирели М. А. Игнатовой.

  9. Русская народная песня “Калинка”. Переложение для свирели М. А. Игнатовой.

  10. А. Бородин. Хор невольниц из оперы “Князь Игорь”. Переложение для свирели М. А. Игнатовой.

2 этап обучения – освоение авторского репертуарного сборника.

Как показывает моя педагогическая практика, длительное изучение простых песенок на первом этапе обучения ведет к некоторому ослаблению интереса к занятиям – ведь наши дети, учащиеся музыкальной школы, уже играли весь этот репертуар на начальном этапе освоения специального инструмента, а некоторые из них осваивали и два. В связи с этим, цель второго этапа состоит в том, чтобы стимулировать и поддерживать интерес детей к нашим занятиям с помощью:

  • нового, яркого, разнообразного в образном и стилевом и отношении музыкального материала и творческой работы по его корректировке;

  • интенсивной концертной деятельности коллектива.

Таким образом, на 2 этапе обучения мы начинаем апробировать авторский репертуарный сборник музыкальных миниатюр. Эти пьесы по мере готовности мы обязательно исполняем на родительских собраниях, концертах, фестивалях, конкурсах и на других мероприятиях. Занятия мы проводим 1 раз в неделю по одному часу группой, состоящей из 2-6 человек. При подготовке к концертам, мероприятиям или фестивалям возможны дополнительные сводные репетиции всего состава ансамбля также по одному часу.


Учебный план на год:

Наименование предмета:

Количество часов в неделю:

Количество часов в год:

1.

Ансамбль свирелей (группы по 2-8 человек)

1

36

2.

Сводная репетиция (весь состав ансамбля)

1

36

Ниже мы приводим список наших миниатюр и требования к их исполнению – музыкальные, артистические и технические:

Музыкальное произведение:

Музыкальные, артистические и технические задачи:

1.

“Играем джаз”
Музыка М. А. Игнатовой, Аранжировка Т. В. Шевелёвой.
  • воплощение характера музыки – веселого, жизнерадостного и мечтательно-задумчивого (блюз);
  • воплощение сцены- диалога непонимающих друг друга любителей веселого джаза (ансамбль) и поклонника меланхоличного блюза (солист);
  • исполнение сложного синкопированного ритма, исполнение ритмически свободной импровизации (блюз);

2.

“Индийские лотосы”
Музыка М. А. Игнатовой, Аранжировка Т. В. Шевелёвой
  • воплощение характера музыки – певучего, нежного, хрупкого;
  • нет;
  • исполнение певучего легато, умение выстраивать на одном дыхании длинные мелодические фразы, исполнение сложных трелей, выстраивание динамического плана в соответствии с замыслом (подъем лотоса, раскрытие цветка, уход под воду лотоса);

3.

“Японская мелодия Сакура”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – нежного, певучего, светлого;
  • воплощение диалога между двумя группами ансамбля или солиста и ансамбля;
  • игра разными штрихами – легато в крайних частях, флейтовыми “точками” – в средней части, исполнение сложных трелей, исполнение сложного соло, исполнение двухголосия;

4.

“Плясовая Лель”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – веселого, зажигательного, плясового;
  • воплощение смешной сценки музыкального состязания нескольких свирелистов;
  • совмещение разных штрихов в быстром темпе, исполнение сложных пассажей;

5.

“Кукушкин джаз”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – легкого, радостного, веселого;
  • воплощение смешной сценки – кукушка созывает своих подружек для совместного исполнения джаза, одна из которых периодически ярко солирует, “затмевая” саму хозяйку;
  • исполнение сложного ритма, игра разными штрихами, игра пассажей в быстром темпе, исполнение сложного соло;

6.

“Иероглифы”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – энергичного, резкого;
  • перестроение ансамбля на сцене в разные элементы иероглифов;
  • исполнение сложных трелей и ритмов;

7.

“Маленькое концертино” Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – певучего, светлого;
  • нет;
  • игра певучего легато, выстраивание длинных мелодических линий;

8.

“Розовый сад”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – эмоционального, взволнованного;
  • нет;
  • игра певучего легато, построение длинных мелодических линий на одном дыхании, исполнение динамических нарастаний;

9.

“Рондо-колапс”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – смешного, юмористического;
  • воплощение смешной сценки с “витающим” в своих мыслях концертмейстером и непонимающим его солирующим свирелистом;
  • игра технически сложных пассажей в быстром темпе;

10.

“Славянская легенда”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – певучего, рассказывающего;
  • воплощение диалога между участниками ансамбля через разделение его на многочисленные соло;
  • игра певучего легато, исполнение сложного двухголосия подголосочного типа;

11.

The piper of Hamelin” Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – притчевого, сказывающего старинную легенду;
  • сценическое символичное воплощение старинной немецкой легенды через разделение участников ансамбля на ее героев;
  • игра разными штрихами – легато в крайних частях, флейтовыми “точками” – в средней части, исполнение виртуозного соло, исполнение трехголосия;

12.

“Норвегия – страна фьордов”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – танцевального, энергичного;
  • нет;
  • игра сложных пассажей в быстром темпе;

13.

“Русский хоровод Березка” Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – плывущего, мягкого;
  • нет;
  • игра певучего легато, построение длинных мелодических линий на одном дыхании;

14.

“Страна восходящего солнца”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – певучего восточного;
  • нет;
  • игра певучего легато, исполнение сложных трелей, исполнение технически и ритмически сложных подголосков;

15.

“Город Ангелов”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – скорбного (1 часть), взволнованного (2 часть), светлого и ускользающего (3 часть);
  • нет;
  • игра сложного ритма, исполнение сложного двухголосия, выразительное речевое интонирование;

16.

“Ласточкино гнездо” Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – порхающего, беззаботного;
  • разделение ансамбля на 2 группы – ласточка (соло) и птенцы (подголосок);
  • игра сложных пассажей в быстром темпе с исполнением трелей, исполнение двухголосия;

17.

“Стерхи”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – восторженного, полетного;
  • нет;
  • игра певучим легато, исполнение сложных подголосков, исполнение сложных “журавлиных” трелей;

18.

“Ромашковое поле”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера музыки – восторженного, радостного;
  • нет;
  • хороший ансамбль при исполнении двухголосия и технически сложных фрагментов в быстром темпе;

19.

“Бабочка”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание характера – порхающего, беззаботного;
  • нет;
  • исполнение технически сложного этюда в быстром темпе;

20.

“Озеро русалок”
Музыка М. А. Игнатовой,
Аранжировка
Т. В. Шевелёвой.
  • создание многогранного характера: зовного, таинственного, очаровательного, фантастического;
  • нет;
  • исполнение технически сложных пассажей в ансамбле, исполнение длинных мелодических линий на легато;


Прогнозируемые результаты 2 этапа заключаются в успешной реализации поставленной цели: дети занимаются в ансамбле свирелей увлеченно и творчески, а именно:

  • успешно осваивают авторский репертуарный сборник;

  • активно участвуют в выявлении его положительных сторон и недостатков помогают осуществлять корректировку музыкального материала, предлагая варианты;

  • активно участвуют в концертной деятельности нашего коллектива.

Необходимые условия для реализации программы:

  1. Материально-технические условия реализации программы предполагают наличие просторного кабинета, свирелей в строях G и D, музыкального центра, цифрового фортепиано17, компьютера, несколько пультов, хроматического тюнера для проверки строя свирелей.

  2. Кадровые условия реализации программы предполагают участие в ней двух преподавателей:

  • Руководителя коллектива, решающего вопросы выбора и формирования репертуара и осуществляющего обучение детей. Эту роль в нашем коллективе выполняет автор данной программы, преподаватель ДМШ г. Тында М. А. Игнатова.

  • Аранжировщика, профессионального музыканта, отлично владеющего современными музыкальными компьютерными технологиями и обладающего большим творческим потенциалом. Эту важную роль в нашем коллективе выполняет преподаватель класса синтезатора ДМШ г. Тынды Шевелёва Татьяна Владимировна.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Литература:
  1. Архипова Н. Ю. Свирель в жизни Лизы / Музыка в школе. – №3, июнь 2012. – Москва, С. 68.

  2. Евтух Е. В. Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся. – СПб., 2002.

  3. Ерёменко Ю. А. Фольклорный инструмент. Специальность. Предмет по выбору/ Образовательная авторская программа по фольклорному искусству для фольклорных отделений детских школ искусств. – Кемерово, 2012.

  4. Завьялов В. Р., Кузнецов А. Н. Народные инструменты в музыкальных учебных заведениях Воронежа // Народно-инструментальное искусство Воронежа: Сб. статей. – Вып. 1. – Воронеж, ГИК, 1993.

  5. Играем на свирели /Сост. Е. В. Евтух. – СПб., 1999.

  6. Играем на концерте /Сост. Е. В. Евтух. – СПб., 1999.

  7. Имханицкий М. И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей: Труды ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1976. – Вып. 24.

  8. Лукашевич М. Ю. Третий Московский и Первый Всероссийский фестиваль “Свирель поет”. Мы растем / Музыка в школе. – №3, июнь 2012. – Москва, С. 57-62.

  9. Лукашевич М. Ю. Это маленькое чудо/ Музыка в школе: научно-методический журнал. – №3, 2011. – Москва. – С. 62-65.

  10. Малинина Н. В. Движение растет, ширится / Музыка в школе: научно-методический журнал. – №3, 2011. – Москва, С. 60.

  11. Мельникова Е. Г. Здоровьесберегающие технологии в музыкально-образовательном процессе. Учимся играть на свирели Э. Смеловой / Музыка в школе: научно-методический журнал. – №3, 2011. – Москва. – С. 69-72.

  12. Осокина Е. А. Программный курс по обучению игре на свирели для учащихся 2-4 классов. – Мегион, 2011.

  13. Рябова И. Ю. Модифицированная образовательная программа дополнительного образования “Весенняя свирель”. – Москва, 2010.

  14. Смелова Э. Я. Свирель поет мелодии детства (переложения популярных песен). – Торонто, Онтарио. – 2008.

  15. Смелова Э. Я. Свирель поет. – АПН, Москва, 1991.

  16. Смелова Э. Я. Свирель поет. – АПН, Москва, 1992.

  17. Смелова Э. Я. Свирель поет мелодии детства. – Toronto, Canada, 2008.

  18. Smelova E. Reed sings. – Toronto, Canada, 2008.

  19. Соколова Е. В. Образовательная программа дополнительного образования “Игра на свирели”. – Санкт-Петербург, 2011.

  20. Удалов В. Г. Образовательная программа. Ансамбль Лель. – Москва, 2007.

  21. Чернышова Л. А. Улыбкотерапия на уроках музыки / Музыка в школе: научно-методический журнал. – №3, 2011. – Москва. – С. 61-62.

1 Cм. статьи Мельниковой Е. Г. [11], Лукашевич М. Ю. [9] и Чернышовой Л. А. [21].

2 См. образовательные программы Е. А. Осокиной [12], И. Ю. Рябовой [13], Е. В. Соколовой [19], В. Г. Удалова [20].

3В России на сегодняшний день таких музыкальных школ и школ искусств – единицы. Однако, необходимо отметить и то, что в тех ДМШ и ДШИ, в которых существуют ансамбли народных духовых музыкальных инструментов, коллективы, как правило, достигают высокого мастерства. Яркими примерами тому могут быть: ансамбль народных духовых музыкальных инструментов “Вишенка” ДШИ с. Черниговка Приморского края и ансамбль жалеек “Звонкий Лель” ДМШ им. В. В. Андреева г. Нефтеюганска.

4Подтверждение тому – классы народных духовых в Львовской государственной консерватории (академии) им. М. Лисенко, в Ереванской государственной консерватории, в Кемеровском Государственном университете культуры и искусств, Курском колледже культуры и во многих других учебных заведениях.

5См. статью М. Затикян “Волшебный звук армянской свирели” (“Голос Армении”, №3, май, 2007). В этой статье речь идет о сольном концерте студента Ереванской государственной консерватории Карена Григоряна.

6Примером успешной концертной деятельности ансамбля свирелей без “возрастного ценза” может быть семейный ансамбль “Весенняя свирель”.

7Так в 2012 году в Армении проходил IV Республиканский конкурс исполнителей на народных инструментах, где в отдельную номинацию были выделены духовые – дудук, свирель, зурна.

8Так в Санкт-Петербургской консерватории, на одном из концертов цикла “Санкт-Петербургская консерватория – школа высшего исполнительского мастерства” совсем недавно прозвучало сочинение Родиона Щедрина “Запечатленный ангел”, созданное композитором для необычного исполнительского состава – смешанного хора и свирели.

9 В создании авторского репертуарного сборника принимали участие автор композиций М. А. Игнатова и аранжировщик Т. В. Шевелёва.

10 В репертуар ансамбля свирелей МОБУ ДОД ДМШ г. Тында входят также:

  1. Обработки и переложения народной музыки: “Словацкая народная песня”, “Калинка”, “Яблочко”, “Мелодии народов мира”, “Мелодии индусов Эквадора”, “Японская мелодия для тростниковой флейты” и другие.

  2. Переложения классических мелодий: “Хорал” Р. Шумана из “Альбома для юношества”, “Болезнь куклы” П. Чайковского из “Детского альбома”, хор невольниц из оперы А. Бородина “Князь Игорь” и некоторые другие произведения.

11 Такой характер свойственен многим переложениям.

12 См. статью М. Ю. Лукашевич Третий московский и Первый Всероссийский фестиваль “Свирель поет”. Мы растем [8].

13 В моей педагогической практике были удивительные случаи, когда дети буквально после месяца занятий начинали играть произведения 2 этапа обучения – именно так попали в концертный состав ансамбля свирелей его участницы Олеся Бойко, Настя Алексеенко и Алиса Свиридова. Во всех этих случаях решающим фактором стало огромное желание детей заниматься игрой на свирели.

14 Речь идет о программах по обучению игре на свирели для учащихся общеобразовательных школ – Рябовой И. Ю., Соколовой Е. В. и др.

15 При игре на свирели применяются навыки певческого дыхания.

16 См. методические пособия и репертуарные сборники Э. Я. Смеловой [14], [15], [16], [17], [18].

17В нашей работе мы применяем цифровое фортепиано CELVIANO AP-400. У цифрового фортепиано есть преимущества, важные для реализации нашей программы – безупречно точный строй и возможность записывать аккомпанемент для того, чтобы иметь возможность иногда проводить занятия без концертмейстера. К тому же, цифровое фортепиано с его возможностями незаменимо при разучивании партий свирелей – можно записать аккомпанемент, а партию свирелей выделить, играя ее другим тембром.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle