Библиографическое описание:

Самошкина Т. Г. Проектная деятельность на уроках биологии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 138-140.

Расскажи мне — и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Дай мне действовать самому — и я научусь.

Китайская мудрость


В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае – это лишь этап проектной работы.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии).

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

  • формировать и развивать творческие способности ученика;

  • развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

  • создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

  • заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

  • постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.

Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.

В ходе работы над проектом можно выделить следующие этапы:

Подготовительный, или вводный (погружение в проект):

  1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

  2. Определение цели, формулирование задач.

  3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

  4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

  5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

  6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

Поисково-исследовательский этап:

  1. Определение источников информации.

  2. Планирование способов сбора и анализа информации.

  3. Подготовка к исследованию и его планирование.

  4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

  5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

Трансляционно-оформительский этап:

  1. Предзащита проекта (в классе).

  2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

  3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.2. стендовая информация о проекте.

Заключительный этап:

  1. Публичная защита проекта.

  2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

  3. Итоговая конференция

Ученик, выполнив проект и защитив его, должен научиться:

  • планировать работу;

  • письменно и устно представлять результаты своей работы;

  • защищать и отстаивать свою точку зрения;

  • отвечать за результаты работы;

  • оформлять работу и т.д.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Общие требования к проектной работе по биологии.

Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

  • введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;

  • место и время выполнения работы;

  • краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);

  • систематизированные, обработанные результаты исследований;

  • выводы, сделанные после завершения работы над проектом;

  • практическое использование результатов проекта;

  • социальная значимость проекта;

  • приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

Критерии оценки проектов по биологии:

  • четкость поставленной цели и задач;

  • тематическая актуальность и объем использованной литературы;

  • обоснованность выбранных методик для проведения исследований;

  • полнота раскрытия выбранной темы проекта;

  • обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;

  • уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);

  • анализ полученных данных;

  • наличие в работе вывода или практических рекомендаций;

  • качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:

  • обоснованность структуры доклада;

  • вычленение главного;

  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

  • использование наглядно-иллюстративного материала;

  • компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

  • уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Большую роль в формировании навыков овладения составляющими исследовательской и проектной деятельности играет внеурочная деятельность. В МОУ гимназии №1 г. Балашова организовано научное общество учащихся, которое занимается проектно - исследовательской работой.

Принципы организации научного общества учащихся:

  • в гимназии №1 научное общество учащихся организовано с 2001 г. в рамках методического объединения естествознания;

  • членами научного общества являются учащиеся химико-биологических и медицинских 8 11классов;

  • членами научного общества могут стать ученики: успешно освоившие основной предметный материал, стремящиеся выйти за рамки учебной программы, готовые заниматься исследовательской деятельностью;

  • результаты работы научного общества – участие в научно-практических конференциях, экологических конференциях, неделях науки в СГУ им. Чернышевского, СГМУ им. Разумовского, СГАУ им. Н.И.Вавилова, всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

Результатами проектно-исследовательской деятельности научного общества учащихся МОУ гимназии № 1 г. Балашова за последние несколько лет стала работа над проектами и их защита.

Исследовательские проекты:

  • Социальная значимость здоровья

  • Изучение экологического состояния школьных помещений

  • Туберкулёз лёгких: глобальная опасность!

  • Изучение экологического состояния пришкольной территории

  • Здоровое поколение

  • Исследование качества воды в реке Хопёр

  • Биотехнология-союз науки и производства

  • Интегрированная медицина

  • Статистика в биологии

  • Влияние внешних условий на нарушение функции органа зрения


Литература:

  1. Ступицкая М.А., «Что такое учебный проект?» М. Первое сентября 2010

Основные термины (генерируются автоматически): проектной деятельности, научного общества, проектной работы, Проектная деятельность, научного общества учащихся, научное общество учащихся, деятельность учащихся, членами научного общества, этап проектной работы, исследовательской деятельности, Проектная деятельность учащихся, задач проектной работы, проектной деятельности биологической, Содержание проектной работы, Цель проектной деятельности, уроках биологии, творческой работы учащихся, обучении учеников проектной, выполнения работы, проектной работе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle