Библиографическое описание:

Бижова Т. В. Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 102-104.

С 2013 - 14 учебного года в школах предполагается начать внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) на ступени общего образования, а именно в них четко определены приоритеты общего среднего образования, где главными задачами школы являются духовно – нравственное развитие ребенка, овладение ключевыми компетентностями и формирование универсальных учебных действий.

Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства и спорта. Работа над проектом стимулирует творчество детей, побуждает их к самостоятельному поиску – все это делает применение данного метода особенно привлекательным для многих учителей. В умелых руках различные виды школьной работы действительно можно выполнять как проект. Но следует одновременно помнить, что метод проектов, как и другие различные методы обучения, имеет свои «показания» и «противопоказания». Может быть не стоит прибегать к проекту, например, при изучении простого материала ил при повторении небольших фрагментов пройденного? Многие учителя убеждены, что проектом можно считать любую самостоятельную работу ученика, скажем, реферат или доклад. Путаница с терминами здесь довольно большая и большой вклад вносят СМИ, называя, проектами спортивные мероприятия, шоу – программы, благотворительные акции. Кстати, в некоторых школьных учебниках английского языка, проектами называют каждый новый параграф. Поэтому, у учителей не складывается четкого представления о проекте, как методе обучения, а у учеников – о проекте, как одном из видов самостоятельной работы.

Итак, речь пойдет об учебном проекте – как одной из современных технологий, реализующих системно – деятельностный подход в рамках реализации ФГОС основного образования, его основных признаках, этапах работы над проектом, о развитии Универсальных Учебных Действий (УУД) и критериях оценивания этапов проекта.

Учебный Проект (УП) – это относительно новый вид школьной работы, который позволяет развивать специфические проектные умения:

  1. распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы

  2. определить перспективу и спланировать необходимые шаги (в том числе смотивировать других людей на участие в своем проекте)

  3. найти и привлечь нужные ресурсы

  4. точно реализовать имеющийся план, а, при необходимости, оперативно внести в него обоснованные изменения)

  5. оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки, чтобы избежать их в будущем

  6. осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности. [7]

Рассмотрим этапы работы над УП:

  1. Проблематизация – необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему (это первичный мотив к деятельности)

  2. Этап целеполагание – здесь проблема преобразуется в личностно – значимую цель. Наличие проблемы и понимание конечной цели работы заставляет приступить к деятельности

  3. Если позволяет время, то за этим этапом следует этап – планирование (если времени нет, то начинаем работать методом проб и ошибок). Разъясняется, в каком порядке будет выполняться работа, как ее можно сделать более разнообразной, каким может быть план работы. Здесь же предполагается обсуждение наличия ресурсов (имеющиеся материалы, рабочие руки, время и т.д.)

  4. Реализация имеющегося плана – наличие четкого плана повышает мотив к деятельности, а у других – возникает ощущение легкости и доступности всей работы, желание расслабиться – это в значительной степени касается подростков. По завершении работы, как правило, сравнивается полученный результат с первоначальным замыслом, и, если есть возможность, вносятся исправления.

  5. Этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценка своих достижений – все это является содержанием этапа под названием рефлексия – завершающего этапа работы.

Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнить в ходе работы.

Завершается этап, обычно, презентацией найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта. [6]

Нужно обратить внимание на тот факт, что выполнение проекта предполагает наличие у учащегося определенных первоначальных знаний, умений и навыков. Если ребенок вообще ничего не сможет сделать без помощи взрослого, такую работу нельзя поручать ему как проект. Это - то ограничение, которое имеет проектная деятельность как метод обучения. В этом заключается смысл работы над проектом: знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе работы над личностно – значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком и в дальнейшем переносятся на другие виды школьной работы.

Что такое Учебный проект с точки зрения ученика и учителя? Это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой – либо проблемы. Для ученика - это возможность раскрыть свой творческий потенциал. Деятельность, которая позволяет раскрыть себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу. Для учителя - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать умения и навыки проектирования. [7]

Как проектная деятельность предполагает развитие Универсальных Учебных Действий? Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

Существует 4 блока УУД. Начну с коммуникативных УУД. Проектная деятельность предполагает дискуссии между учениками, направленные на решение конкретной проблемы или создание определенного продукта. Это и совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Учитель – из простого транслятора знаний становится организатором совместной работы, переходя к реальному сотрудничеству. Школьник - активный субъект деятельности. Развиваются умения устанавливать взаимопонимание, строить взаимодействие со сверстниками в группе, происходит обмен знаниями между членами группы, развивается способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию, умение четко сформулировать цель.

Познавательные УУД: проектная деятельность предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структуировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям – все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД.

Регулятивные УУД развиваются при постановке целей, выборе путей достижения, определении последовательности этапов деятельности, оценке того, что усвоено и что еще подлежит усвоению. Развитию эти универсальных действий способствуют рефлексия, анализ причины неудач, формирование умения планировать время, выработка критериев оценки.

Развитие личностных УУД отражается в умении четко, ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, отличать гипотезу от факта, проявлять активность при решении задач.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.[1]

Основными признаками проекта являются: самостоятельность, которая возникает из неявно сформулированной цели; свобода применения всех имеющихся знаний и опыта; разнообразие видов самостоятельной деятельности: коммуникативной, мыслительной, практической; практическое значение проектного продукта. [6]

Что еще необходимо учесть на каждом этапе работы над проектом для развития УУД? Необходимо учесть возрастные возможности учащихся при организации проектной деятельности. Учащиеся 5-6 классов нуждаются в помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Они не могут рационально распределить время, сформулировать цель. Медленно читают, не умеют анализировать, обобщать. Значит, учителю придется осуществлять вместе с ребенком работу над проектом, при этом, не забывая, что проект – это самостоятельная работа. Семи – восьмиклассники вполне могут сформулировать проблему и цель проекта: их знаний и опыта достаточно. Трудность может возникнуть у них при разработке плана, особенно детального. Подростки быстро теряют интерес, особенно, если результат не вдохновляет, т.к. рефлексивные способности в этом возрасте еще находятся в стадии формирования. При дозированном, ненавязчивом контроле дети успешно справляются с более сложными проектами. Учащиеся 9-11 классов имеют все возможности для того, чтобы полностью самостоятельно работать на всех этапах проекта. Они быстро формулируют проблему, без труда преобразуют ее в цель, разработают подробный план. Но это не означает, что учитель должен отстраниться от работы. Его помощь нужна для промежуточной оценки хода работы, для обсуждения различных гипотез, версий, идей.

Можно выделить следующие типы проектов: исследовательские, информационные, творческий проект, игровой и т.д. Все это виды учебных проектов, в которых формируются компетентности учащихся и им принадлежит ведущая роль.

Для оценивания проектов необходимы критерии – это перечень различных видов деятельности учащихся, которые он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в ее результате, которая может быть оценена.

Критерии оценивания УП:

  • постановка цели, планирование путей ее достижения

  • постановка и обоснование проблемы проекта

  • глубина раскрытия темы

  • разнообразие источников информации

  • соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

  • анализ хода работы, выводы и перспективы

  • соответствие требованиям оформления письменной части проекта

  • качество проведения презентации

  • качество проектного продукта

Критерии показывают, чему должен научиться ребенок. Но чтобы не было сомнений в справедливости оценивания нужны некие дескрипторы - описания уровней достижения учащегося по каждому критерию. Следует опять же учесть возрастные особенности учащихся. Для учащихся 5-6 классов дескрипторы одни, для 9-11 классов – другие. [7]

Довольно часто учителя задают вопрос: чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? Ответ – целями. Цель проектной – реализация проектного замысла и получение готового продукта. Цель исследовательской - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и продуктом являются новые знания.

ФГОС предполагает защиту проекта как один из вариантов итоговой аттестации учащихся, поэтому мы – педагоги должны быть в этом вопросе компетентны.


Литература:

        1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

        2. Азарова Л.Н., Оленева Н.А., Основные подходы к пониманию сущности понятий «Проектная деятельность», «Метод учебных проектов», «Учебный проект»

        3. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115

        4. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с

        5. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Оценка без стресса: новый старый подход // Здоровье детей. 2003. №17.

  1. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся / Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». М., 2004.

  2. Ступницкая М.А. Учимся работать над проектами. Цикл семинаров с элементами тренинга для учителей основного звена / Материалы из книги под ред. доктора педагогических наук В.А. Родионова)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle