Библиографическое описание:

Чедов К. В., Исаков В. Л. Информационно-методический комплекс учителя физической культуры как средство здоровьеразвивающей деятельности общеобразовательных школ [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 146-149.

Проблема повышения двига­тельной активности школьников в настоящее время является актуальной, так как современные ученики выполняют недостаточный объем физических нагру­зок, как в повседневной жизни, так и на уроках физической культуры. В то же время, гармоничное развитие личности школьника предусматривает укрепле­ние здоровья, формирование жизненно важных умений и навыков, хорошее фи­зическое развитие и высокий уровень двигательных способностей (Л.Е. Любомирский, 1974; В. Д. Сонькин, 1990; Я. С. Вайнбаум, 1991; М. А. Годик, 1996).

На современном этапе развития школьного образования наблюдается значительный рост педагогических инноваций в сфере физического воспитания школьников. Активно разрабатываются и внедряются в практику ранее редко использованные средства двигательной активности, с помощью которых воз­можно достичь оптимального уровня физического состояния (В.В. Михайлов, 1986; Е. А. Пирогова, 1989; Г. А. Марескина, 1992; В. Г. Беспутчик, 1996).

Одним из таких инноваций является проект «Школьный спортивный сертификат» (ШСС). ШСС является одним из направлений спортизации физкультурного образования школьников и предусматривает прежде всего укрепление их здоровья и гармоническое физическое развитие средствами спортивной тренировки.

Вопрос состоит в том, какие конкретные формы и технологии физической и спортивной подготовки приемлемы в этическом, педагогическом, медико-биологическом и организационном плане для реализации в широкой практике дополнительного физкультурно-спортивного образования школьников.

Для эффективной организации физкультурно-спортивной деятельности школьников учителю физической культуры и тренеру-преподавателю по виду спорта необходимо владеть различными данными о состоянии занимающихся.

В этой непростой задаче может оказать помощь компьютерная программа «Информационно-методический комплекс учителя физической культуры», позволяющая проводить оценку физического состояния школьников.

Основу программы составляют: методика экспресс – оценки физического здоровья человека, предложенная С.В. Хрущевым и программа оценки уровня развития физических кондиций школьников «Президентские состязания», предложенная Ю.С. Вавиловым.

Комплекс предусматривает:

  • накопление данных тестирования физического здоровья и физической подготовленности, всех учеников за весь период обучения в школе.

  • обработку и оценку данных о физическом здоровье учеников по методике профессора С.В. Хрущева;

  • обработку и оценку данных о физической подготовленности учеников по методике «Президентских состязаний», профессора Ю.Н. Вавилова.

  • обработку и оценку данных о физической подготовленности учеников по региональным нормам (Н. Куликов, 2000);

  • хранение полученных результатов в течение всего срока обучения ученика в школе;

  • составление «карты физического здоровья и физической подготовленности ученика», где графически представлены заключительные оценки его состояния в динамике за весь период обучения;

  • составление «карты физического здоровья и физической подготовленности класса», где графически представлены заключительные оценки и оценки по каждому испытанию состояния класса в динамике за весь период обучения;

  • составление индивидуальных комплексов двигательного режима для учеников в зависимости от возраста, уровня физического здоровья и его предпочтения к видам физических упражнений;

  • хранение и систему поиска методических разработок по занятиям физической культурой для ученика и его родителей;

  • хранение и систему поиска методических разработок по занятиям физической культурой для учителей.

Комплекс предназначен для оценки уровней физического здоровья физического развития и физической подготовленности, в общеобразовательных учреждениях. Также программа может быть использована и для индивидуальной оценки людей, занимающихся физической культурой и спортом. Программа может применяться в физкультурно - оздоровительных центрах, спортивных клубах, детско-юношеских спортивных школах и других учреждениях для тестирования резервов здоровья и работоспособности населения и выработки соответствующих рекомендаций по укреплению здоровья и формированию здорового стиля жизни.

Информационно-методический комплекс, может быть выполнен в виде блока, входящего в состав информационной системы школы, или как самостоятельный программный продукт.

Данная программа позволяет достаточно оперативно получать данные о физическом состоянии школьников. На основе объективных оценок физического состояния занимающихся у учителя физической культуры или тренера-преподавателя по виду спорта появляется реальная возможность эффективного планирования учебного или учебно-тренировочного процесса.

Имея фактические данные о физическом состоянии каждого ученика в отдельности и всего класса или учебно-тренировочной группы в целом можно ставить конкретные, реально достижимые цели физкультурно-спортивной деятельности и определять задачи по их осуществлению как для отдельного школьника, так и для всего класса или учебно-тренировочной группы.

Проводя повторные исследования, мы получаем данные об изменениях в физическом состоянии учащихся, что является необходимой информацией для качественного управления педагогическим процессом.

Технология применения информационного комплекса учителя физической культуры, тренера-преподавателя в физкультурно-спортивной деятельности школьников представлена на рис.1.

Рис. 1. Модель технологии применения информационного комплекса учителя физической культуры, тренера-преподавателя в физкультурно-спортивной деятельности школьников.


Стандартный подход учителей к учащимся, до сих пор имеющий место в общеобразовательных школах, фактически игнорирует индивидуальные природные особен­ности учащихся, насаждает стремление к «усредненности» количественной оцен­ки результатов, искусственно задерживает развитие способностей детей и моло­дежи.

Исследование физической подготовленности уча­щихся школ показывают, что большое число школьников не справляется с норма­тивными требованиями школьной программы (В.А. Вишневский). Очевидно, что причина такого положения заключается не только в недостаточной эффективности уроков физической культуры, которые компенси­руют лишь 13,3 % необходимой двигательной активности учащихся (С.В. Хру­щев): в течение крайне ограниченного времени урока невозможно решить основ­ные задачи физического воспитания школьников. Содержание занятий не учитывает не только индивидуальные, но и групповые особенности физической подготовленности учащихся; не учитываются во многом неодинаковые условия проведения различных организационных форм занятий; ни учителя, ни учащиеся, ни родители не имеют опреде­ленного представления о физическом состоянии детей. Понятно, что при столь неадекватной оценке физического состояния учащихся учителя не могут осуществлять коррекцию имеющихся в действительности отклонений, а у самих учащихся нет стимулов для занятий физической культурой. На уроках физической культуры присутствуют дети, заметно отличающиеся друг от друга по состо­янию здоровья, уровню физической подготовленности и двига­тельной одаренности. Усредненный способ дозирования нагрузки не учитывает индивидуальность человека и делает ее для одних чрезмерной, а для других занимающихся недостаточной. При орга­низации занятий на базе школьного класса без учета врожденной предрасположенности к определенному виду двигательной актив­ности повышает вероятность того, что не только по силе воздейст­вия, но и по своей направленности задаваемая нагрузка может вы­зывать у них неоптимальные вегетативные реакции. У за­нимающихся возможно развитие предпатологического состояния, появление субъективных неприятных ощущений от выполнения физических упражнений, при этом у школьников снижается био­логически обусловленная потребность в двигательной активности и не формируется социально и духовно обусловленная потребность к физической культуре.

Правильная организация двигательной активности школьника является общепризнанным и неоспоримым способом укрепления здоровья человека. Современные представления специалистов, занимающихся проблемами оздоровительной физической культуры (В.К. Бальсевич, В.Г. Никитушкин, В.В. Зайцева, В.И. Белов и др.), сводятся к тому, что для оптимизации состояния здоровья человека необходим индивидуальный подход.

Таким образом, задачей сегодняшней школы является обеспечение каждому учащемуся своей здоровьеразвивающей траектории на основе осознания своих воз­можностей и имеющегося выбора содержания и форм образовательной деятель­ности. Данный аспект приобретает особую значимость при спортизации общеобразовательных школ, когда каждому учащемуся предоставляется возможность занятий физическими упражнениями в режимах оздоровительной или спортивной тренировки.

По данным опроса учителей физической культуры (Н.И. Лукьяненко), компьютеры имеются почти в 98% школ; желание использовать их для улучшения системы физкультурного образования есть примерно у 87% учителей. Кроме того, более 2/3 учителей считают важным и необходимым использование индивидуального подхода к учащимся, но при этом сталкиваются с недостатком методической помощи. Одна из задач педагогической науки - предоставить учителю физической культуры такую помощь, в виде компьютеризированного информационно - методического комплекса.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle