Библиографическое описание:

Решетникова И. В. Опыт работы по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством мультипликационной студии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 184-186.

Современные экологические, социальные, экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в речевом развитии. В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. При этом количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений, имеющих данную речевую патологию, растет с каждым годом. Так, в логопедических группах нашего ДОУ по данным диагностического обследования в 2010 году количество детей с общим недоразвитием речи составляло от 50 до 80%. По результатам проведенного логопедического обследования речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в 2011году 90% воспитанников имеют общее недоразвитие речи 3 уровня.

Отличительной особенностью таких детей является нарушенное формирование у них навыков связной речи, обусловленное недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, а также недостаточной сформированностью звуковой и смысловой сторон речи [3, с.72]. Поэтому использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ преимущественно словесных методов и приемов не имеет должного эффекта. Однако, многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить и запомнить на основе словесного объяснения взрослого в процессе образовательной деятельности, легко усваиваются, если эти знания даются ему с помощью вспомогательных средств с использованием образов и образных фантазий, открывающих новые возможности для развития речи.

Таким средством в нашем дошкольном учреждении стала студия детской мультипликации.

Мультипликация как одна из форм экранного искусства представляет собой синтетический вид, объединяющий живопись, графику, музыку, литературу, элементы театра, танца. Выразительно-изобразительные средства каждого из этих видов искусства по-своему воздействуют на представление, воображение, зрительную память, мыслительную активность, раскрытие творческого потенциала. Сюжетность, зримость образов, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, сопроживать сюжет вместе с героями. У ребенка это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе, в форме речевого высказывания.

Учитывая вышеизложенные аспекты, мы предположили, что можно повысить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР, если систематически проводить совместную деятельность посредством мультипликации.

Работая учителем–логопедом в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста, я выделила для себя следующие направления совместной деятельности в процессе создания мультипликационного фильма:

1 этап - «Предварительная работа» - включает в себя беседу с детьми «Тайны мультипликации». На данном этапе происходит накопление опыта, дети рассказывают о своих представлениях в создании мультфильма, и моя задача заключается в том, чтобы дать более широкое, красочное и доступное объяснение воспитанникам о том, как создаются мультфильмы, побудить детей к желанию их создавать.

2-й этап - «Разработка сюжета». Дети придумывают героев мультипликационного фильма сами или по выбранному сценарию из всемирной библиотеки сказок, совместно с родителями, с использованием элементов фольклора (потешки, пословицы, поговорки). В сюжетно-ролевых играх, с элементами театрализации, дети проигрывают различные ситуации речевого общения через перевоплощение в мультипликационных героев. Прослушивание аудио-сказок, а также использование в логопедической работе разных видов театра (пальчиковый, перчаточный, теневой, деревянный, плоскостной, кукольный) приближает воспитанников к театральному искусству и миру актеров. Просмотр мультипликационных фильмов с образцами правильной речи в соответствии с лексическими темами, - неотъемлемая часть этапа разработки сюжета, а детям с общим недоразвитием речи необходимо обязательно слышать эталон правильной речи и приближаться к нему. Ниже приведена таблица соответствия мультфильмов лексическим темам.

Мультфильмы, используемые при прохождении лексических тем

Лексическая тема

Мультфильмы

«Овощи»

«Веселый огород»

«Фрукты»

«Мешок яблок»

«Осень»

« Мышонок и красное солнышко»

«Ягоды»

«Дудочка и кувшинчик»

«Грибы»

« Под грибом»

«Одежда»

«Золушка»

«Обувь»

«Храбрый портняжка»

«Мебель»

«Три медведя»

«Посуда»

«Федорино горе»


На втором этапе, разработки сюжета, записываются любые варианты сюжета, проговариваются вместе с детьми возможные варианты завязки, развития и развязки. Героев будущего мультфильма дети наделяют разными качествами, оживляют их. Результатом работы на данном этапе становится выработка единого мнения в написании сюжета мультипликационного фильма.

3-й этап «Озвучивание». Данный этап проводится в мультипликационной студии совместно с руководителем мультипликационной студии и музыкальным руководителем. Дети с выражением проговаривают текст, который в дальнейшем звучит на фоне происходящего действия, учатся выразительно говорить и озвучивать своих героев. Для развития дикции и владения голосовым аппаратом дети выполняют упражнения «Эхо», «Листочки», «Салют», предложенные Н.В. Нищевой [2, с.14, с.60, с.111, с.180]. Данные упражнения способствуют формированию правильной, четкой, понятной, образной и красивой речи. Чистоговорки, используемые перед произношением слов, также помогают воспитанникам настроиться на правильное воспроизведение своего небольшого по объему текста. При озвучивании мультипликационного фильма мы стараемся использовать правильную речь, что предполагает ясность и простоту высказывания, соответствие речи ситуации, контроль звукопроизношения, интонацию, эмоциональное сопровождение. Результатом данного этапа становится создание новой продукции — мультипликационного фильма.

В результате описанной совместной деятельности дети старшего дошкольного возраста в своей речи правильно обозначают направление движения при выкладке фигурок на мультипликационном станке (вверх – вниз, вперед – назад). Дифференцируют значения пространственных наречий (вверх – вверху, вниз – внизу, вперед – впереди, назад – сзади, слева - налево справа - направо, внутри – снаружи). Понимают значение слов: «из-за», «из-под», «через». Расширяется словарный запас детей, происходит их эмоционально – чувственное раскрепощение, находящее свое выражение в речевых высказываниях, продолжает формироваться культура речи, развивается творческий потенциал, повышается уровень речевого развития в целом.

Таким образом, мультипликационная студия и мультипликация – совсем новое, современное начинание в нашем дошкольном образовательном учреждении, объединившее вокруг себя всех участников педагогического процесса: детей, родителей, воспитателей и специалистов ДОУ. Благодаря новому образовательному пространству в нашем дошкольном учреждении появились более эффективные, современные способы логопедической работы с дошкольниками, связанные с использованием средств мультипликации.


Литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 730 с. : ил. – (Коррекционная педагогика).

  2. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – Спб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 704 с.

  3. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –3 – е издание, Москва, «Просвещение», 2010

  4. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под. ред. Н.А.Ветлугиной. М., «Просвещение», 1974

  5. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., 1972

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle