Библиографическое описание:

Коростелева Н. А., Мартынова Е. А. Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 207-210.

Лица с недостатками в физическом развитии во всем мире являются самой уязвимой группой населения. Инвалиды более ограничены по сравнению с другими группами населения в доступе к участию в общественной и политической жизни, к удовлетворению социально-культурных потребностей и в частности к услугам образования.

Для инвалидов, во многих странах мирового сообщества, в том числе и Казахстане, на сегодняшний день созданы различные реабилитационные службы, целью которых является интеграция лиц с ограниченными физическими возможностями в современное общество. Вместе с тем, в настоящее время не учитываются многие возможности и способности инвалидов, не в полной мере используется умственный потенциал людей с ограниченными возможностями. Например, получение высшего образования инвалидами и их обучение в вузах Казахстана на современном этапе является большой редкостью и сопряжено с очень большими трудностями. Трудности эти носят не только экономический, и медицинский характер, но психолого-педагогический, который связан с интолерантным отношением здоровых людей (студентов и преподавателей высших учебных заведений РК) к самой проблеме получения высшего образования инвалидами. Это напрямую касается такого болезненного вопроса, как право инвалидов на получение высшего образования. Внедрение в высшие учебные заведения Казахстана технологии инклюзивного (включенного) обучения, несомненно, поможет реализовать данное право лицам с физическими ограничениями здоровья. Мы остановимся в рамках данной статьи на характеристиках интегрированного образования, которое способствует эффективной интеграции лиц с ограниченными физическими возможностями в существующий социум.

В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс, был заменен термином «инклюзивное образование». Включенное (инклюзивное) образование — процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех обучаемых. Этимологический смысл слов itegrate - как объединять в единое целое и include - как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. В последнее время в англоязычных странах термин «интеграция» стал заменяться терминами «включение», «инклюзия». Тогда слово «inclusion» представляется термином, в большей степени отражающим новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе.

В узком понимании инклюзивное образование (от лат. include – заключаю, включаю) – это совместное обучение лиц с инвалидностью со здоровыми сверстниками. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей, включенное образование предоставляет возможность каждому человеку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования. Понятия «включенное образование» и «инклюзивное образование» употребляются в специальной литературе как синонимы.

Включенное образование лиц с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения – это мировой процесс, в который вовлечены многие страны. Среди стран с наиболее совершенными законодательствами, поддерживающими включенное, инклюзивное образование, можно выделить Великобританию, Данию, Исландию, Испанию, Италию, США, Финляндию, Швецию, Японию.

В отечественной педагогической парадигме «инклюзия» - это наиболее современный термин, который толкуется следующим образом: это реформирование школ и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей [1, с. 38-39]. Впервые понятие инклюзии (включения) было введено в теорию и политику современного образования благодаря работам М. Уилл, экс-ассистента госсекретаря департамента образования США [2, с. 412.], что было связано с возникновением и воплощением концепции «открытого гражданского общества».

В соответствии с накопленным международным опытом, и в России сегодня создается система включенного обучения, наиболее полно обеспечивающая возможность интеграции лиц с проблемами в развитии и инвалидов в образовательный процесс, при котором система обучения является: индивидуализированной, т. е. основанной на потребностях и возможностях ребенка и направленной на их максимальную реализацию; всеобъемлющей, т. е. обеспечивающей полноценное адекватное образование вне зависимости от возраста и тяжести нарушения в развитии ребенка; доступной, т. е. максимально близко расположенной к месту жительства ребенка (чему способствует интеграция в массовую школу); оказывающей дополнительные услуги и помощь для удовлетворения особых нужд инвалидов. Такой научно-обоснованный подход к включенному (интегрированному) обучению позволяет создавать для лиц с ограниченными возможностями равные условия для развития и социализации [3, с15-20].

Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся с инвалидностью должна соответствовать такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей. Этот ценностный императив, очевидно, показывает, что все члены школы, в том числе и высшей, общества в целом связаны между собой, и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и усиливают друг друга, когда участвуют во внеучебной совместной деятельности [4. с.75-84].

Задача инклюзивного (интегрированного) обучения в высших учебных заведениях – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого студента. В инклюзивных высших образовательных учреждениях все обучающиеся, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Существующее сегодня в Казахстане специальное и дистанционное образование для инвалидов, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся в медицинских и педагогических услугах, а с другой - препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы.

В силу сложности решаемых проблем, инклюзия встречает на своем пути определенные препятствия. Технология инклюзивного обучения в процессе своего внедрения в высшие учебные заведения Казахстана может столкнуться не только с трудностями организации так называемой безбарьерной среды (наличие пандусов, одноэтажный дизайн вуза, введение в штаты сурдопереводчиков, переоборудование мест общего пользования и т.д.), но и с трудностями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе профессорско-преподавательского состава, студентов и их родителей принять интеграцию [5, с 48-50].

На данный момент, придерживаясь медицинской модели инвалидности, большинство вузов республики Казахстан не готовы к встрече с абитуриентами-инвалидами: нет ни обустроенной среды, ни специальных программ, рассчитанных на такое обучение. Ведь равные возможности образования совсем не исключают, а, наоборот, предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). Учреждение, в котором обучаются инвалиды, должно заботиться о создании условий для инклюзии, социальной интеграции своих обучающихся в разные сферы жизни - досуговые, правовые, образовательные и др. Это требует организации особой структуры в образовательном высшем учебном заведении, которая решала бы вопросы сопровождения инвалидов в учебном процессе.

Таким образом, инклюзия - это процесс изменения всего образовательного учреждения, в который вовлечены все работники высшей школы, родители, студенты, чиновники и все общество, направленный на устранение барьеров для равноправного и открытого участия всех студентов, в том числе с физическими ограничениями в учебном процессе и жизни вуза. Интегрированное обучение основывается на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в котором имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников.

В целом, анализ основных характеристик показал, что подлинная инклюзия (интегрированное обучение) требует соблюдения ряда условий: значительного государственного финансирования, серьезной психолого-педагогической переподготовки педагогов высших образовательных учреждений, формирования толерантной нравственной атмосферы в студенческом обществе.

Добавим, что настоящее время в мировой общественной практике существует два основных подхода к инвалидности: 1) медицинская модель инвалидности; 2) социальная модель инвалидности.

Медицинская модель инвалидности, которая продолжает доминировать на всей территории Казахстана, определяет инвалидность как медицинский феномен («больной человек», «человек с тяжелыми физическими увечьями» и т.д.). Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патоло­гия. Данная модель определяет методику работы с инвалидами, которая имеет патерналистский характер (т.е. ограничительно-покровительственная позиция общества) и предполагает лечение, трудотерапию, создание специальных служб, помогающих человеку выживать.

Согласно социальной модели, человек может стараться ослабить по­следствия своего недуга, но ощущение ограниченности возможностей вызвано у него не самим неду­гом, а наличием различных барьеров, созданных обществом. Вместо того, чтобы обращать больше внимания на инвалидность людей, приверженцы социальной модели инвалидности сосредотачиваются на их степени здоровья. Иначе говоря, ограниченные возможности трактуются как результат социального и экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ограниченными возможностями скорее можно рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую [6]. В нашем исследовании мы придерживаемся гуманистической парадигмы интеграции в студенческое сообщество инвалидов с физическими недостатками и видим, что на современном этапе признание уникальности и самоценности личности привело к необходимости разработки новых педагогических стратегий, развивающих идеи гуманизма, поиска педагогических путей развития личности с ограниченными физическими возможностями.

Таким образом, на наш взгляд, важным шагом и предпосылкой на пути толерантности общества по отношению к инвалидам является принятие социальной модели инвалидности во всем мировом сообществе, которая направлена на создание безбарьерной среды в общении, обучении и профессиональной подготовке инвалидов.

Препятствиями к сегодняшнему внедрению технологии интегрированного обучения в вузы Казахстана, с нашей точки зрения, выступают нехватка финансовых средств у вузов (как частных, так и государственных); инертность государственных образовательных учреждений, заинтересованность администрации этих учреждений в сохранении сложившегося положения, унаследованный от прежних времен медицинский подход к классификации особых образовательных потребностей инвалидов, сложившаяся общая и профессиональная интолерантность современного казахстанского общества по отношению к студентам с ограниченными физическими возможностями. Разновидностями подобного интолерантного взаимодействия могут выступать формальная и демонстративная толерантность.

Формальная толерантность по отношению к студентам-инвалидам проявляется в безразличии по отношению к ним, некритическом согласии с собеседником-инвалидом, стремлении к избеганию личностных контактов, индифферентном отношении к собеседникам. Такое поведение в высших учебных заведениях со стороны социума носит защитный характер по типу отрицания или вытеснения.

Демонстративная толерантность по отношению к студентам-инвалидам состоит в проявлении отдельных способов партнерского взаимодействия с ними, приспособления к особенностям студента-инвалида для достижения собственной выгоды (манипуляция), удовлетворения осознаваемых или неосознаваемых потребностей в признании, благодарности, поддержке, компенсации чувства вины или стремления к социальному одобрению при внутреннем непринятии индивидуальности другого человека.

Очевидно, что имеющийся личностный потенциал толерантности студентов и ППС вуза представляет собой, по сути, «интеграционный потенциал социального большинства». Это интегральное личностное образование, объединяющее систему коммуникативных, регуляторных и нравственных свойств личности, ценностно-смысловых установок, особенностей сознания, самосознания и системы отношений личности. Он определяет готовность людей к принятию других культур и образов жизни, к партнерскому равноправному общению. Очевидно, что именно наличие высокого уровня толерантности со стороны ППС вузов и здоровых студентов в общении с инвалидами-сокурсниками является одним из ведущих педагогических условий, позволяющих успешно реализовать процесс внедрения технологии интегрированного обучения в высшие школы Казахстана.

Это еще один аргумент в пользу того, что интегрированное обучение сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики Казахстана в области высшего образования.

Таким образом, мы видим, что в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям и создаёт условия получения высшего образования для лиц, имеющих особые образовательные потребности. Вместе с тем, не стоит отрицать, что существует целый ряд объективных препятствий для подобной реформы образовательной системы, среди которых значимое место занимают неприспособленность образовательной среды, неподготовленность педагогических кадров и всего контингента обучаемых, включая самих студентов с физическими недостатками.

Проведенный анализ ряда характерных особенностей и возможных трудностей при внедрении технологии интегрированного обучения, понятий и принципов инклюзивного обучения, на наш взгляд, может быть полезным в отечественной практике образовательной интеграции и служить теоретическим обоснованием процесса внедрения инклюзивного обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан.


Литература:

  1. Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.С.38-39.

  2. Will M. С. Educating children with learning problems: A chared responsibility // Exceptional Children. 1986. № 52. P. 411 — 415.

  3. Абакумова И.В., Косикова Л.В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях // Российский психологический журнал. 2009. Т. 5. № 6. С. 15-20.

  4. Salisbury С L., Palombaro M. M, Hollowood W. M. On the nature and change of an inclusive elementary school // The Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 1993. № 18. P. 75-84.

  5. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Пед. ин-та СГУ, 2002.

  6. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. – Челяб. Гос. ун-т. Челябинск, 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle