Библиографическое описание:

Некрасова Т. А. Создание «протяжённой среды» как фактора нравственного развития школьника [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 82-84.

Актуальность. Период конца XIX начала ХХ века - время падения нравственной культуры в обществе. Нравственность – это внутренние установки человека, определяющие его отношение к людям и поступки. В результате процессов технизации, информатизации, меркантилизации произошла подмена нравственных ценностей. Деньги, техника вытеснили ценность человека. Данная тенденция имеет мировой масштаб.

Целью исследования являлась разработка методики создания «протяжённой среды» как фактора нравственного развития школьника.

Объект исследования – нравственное воспитание школьника.

Предмет исследования – создание «протяжённой среды» как фактора нравственного развития.

Гипотеза исследования – создание « протяжённой среды» гарантирует качественность формируемых нравственных отношений.

В исследовании участвовало 65 учащихся 4-ых классов средней общеобразовательной школы в возрасте 9-10 лет.

Методика « протяжённой воспитательной среды» это инициированное педагогом одновременное проживание ребёнком в школьной и семейной группах ценностных отношений как естественных характеристик этих групп. Речь идёт о протяжённости школьной среды в среду семейную с целью гармонизации воспитания, так как именно семья несёт в себе царствующие в обществе идеалы, мнения, привычки.

Приведём пример такой методики. Пусть в её основе лежит предмет « Литературное чтение», так как именно литература предлагает множество жизненных ситуаций, с которыми учащиеся и их родители сталкиваются повсеместно и которые ставят этические проблемы.

Цель такой методики – расширение этической среды как фактора нравственного воспитания школьника.

Задачи методики:

  • организовать дружеское сотрудничество родителей и детей;

  • выстроить систему проведения цикла тематических литературных мероприятий;

  • создать условия свободного поведения человека в различных предлагаемых ситуациях;

  • организовать свободную дискурсию, обсуждение и осмысление нравственных ценностей.

Этапы работы:

  • Определение тематики праздника и списка произведений для чтения;

  • Работа с деревом « Прочитай-ка».

  • Разработка сценария Праздника;

  • Организация акта приглашения родителей на Праздник;

  • Проведение Праздника;

  • Подведение итогов.

Рассмотрим подробнее каждый из представленных этапов.

Определение тематики праздника и списка произведений для чтения. В начале учебного года на родительском собрании педагог

представляет родителям список авторов для проведения будущих Праздников. Все авторы представлены в курсе литературного чтения. Но для семейного чтения предлагаются произведения, не включенные в школьную программу. Так например, за период с 2010 года по 2012 год были проведены следующие праздники: « Творчество К.И.Чуковского»,

« Творчество А.С.Пушкина», « Творчество Н.Н.Носова, « Творчество Г.Х.Андерсена», « Творчество И.А.Крылова», « Творчество С.Я.Маршака». Произведения подбираются таким образом, чтобы в них отражались различные жизненные ситуации, проявлялась вся гамма возможных отношений, проанализировав которые на Праздниках, семья смогла бы раскрыть своё отношение к природе, жизни, другому человеку, обществу. Например, в произведении Г.Х.Андерсена « Ель» обсуждалось отношение человека к природе, в произведении « Девочка со спичками» - отношение к другому человеку, в произведении С.Я.Маршака « Ежели вы вежливы» - отношения к окружающим, « Кот и лодыри» - отношение к себе, к жизни, понятие « достоинство»

В ходе обсуждения определяется конечный план проведения тематических литературных Праздников на учебный год в период со 2-го по 5-ый семестры. При определении плана проведения Праздников на год формируется актив родителей, которые по собственному желанию захотели принять участие в разработке того или иного сценария. Также может планироваться в течение семестра посещение библиотек, театров, музеев, чья деятельность связана с темой семестра.

Работа с деревом « Прочитай-ка». В классе находится нарисованное на листе формата А1 яблоня, на которой располагаются нарисованные яблоки. На каждом «яблоке» прикреплена фотография ребёнка. В начале семестра учащимся раздаются списки произведений того автора., творчеству которого посвящён данный семестр. Аналогичные списки прикрепляются на «яблоко» каждому ребёнку. По ходу прочтения дети могут отмечать на своих «яблоках» прочитанные ими произведения. Таким образом организуется публичный просмотр, как идут дела с чтением книг.

Разработка сценария Праздника. Разработка сценария Праздника происходит при сотрудничестве учителя и актива родителей. Обсуждаются форма проведения Праздника, смена видов деятельности, учитываются возрастные особенности детей. Структура праздника, при всём его разном содержании, едина: пролог, экспозиция, практикум, рефлексия.

Проведение Праздника. Удобнее всего проводить праздник в последнюю субботу семестра. В роли ведущих могут выступать и родители, и учащиеся, и учитель. Обязательной составной частью мероприятия является представление информации об авторе и его творчестве. Затем чередуются различные формы работы: викторины, отгадывание загадок и ребусов, работа в группах по разгадыванию кроссворда, эстафеты, инсценировка, конкурс рисунков и многое другое, что позволяет проверять качество прочтения учащимися заданного материала, обсудить, осмыслить жизненные ситуации, которые иллюстрирует автор в своих произведениях, определить нравственные позиции. Учащиеся с огромным удовольствием разыгрывают сценки из прочитанного, отвечают на сложные вопросы, коллективно стараются выполнить предложенные задания. В конце праздника определяется победитель или победители, награждаются все участники. Традиционным завершением Праздника является семейное чаепитие.

Подведение итогов. По итогам работы за год издаётся иллюстрированный журнал, в котором представлены названия всех мероприятий, фамилии организаторов, собраны фотографии, иллюстрирующие данные мероприятия.

Проведённый статистический анализ работы по данной методике за 2010-2011 учебный год и 1, 2 – ой семестры 2011-2012 учебного года показал следующее:

  • показатель количества человек, принимавших участие в мероприятиях, возрос с 64 % до 84%;

  • показатель количества учащихся, принимавших участие в мероприятиях, увеличился с 44% до 91%;

  • показатель количества родителей, принимавших участие в мероприятиях, увеличился с 56% до 77%.

Также анкетирование, проведённое среди учащихся и родителей, показало, что данная система находит полную поддержку родителей и учащихся.

92% анкетируемых поддержали идею проведения тематических внеклассных мероприятий;

85% взрослых отметили, что данная система усилила сплочённость, контактность родительского коллектива между собой;

69 % взрослых ответили, что данная система изменила в положительную сторону отношение родителей к работе учителя.

Для оценки эффективности создания « протяжённой среды » как фактора нравственного воспитания проводился сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп на основе методики недописанного предложения [1, с.104] Результаты представлены в таблице.


Группы/ предлагаемые ситуации

Контрольная группа 1

Контрольная группа 2

Экспериментальная группа

1 Утро. Я зашёл в школу. Я...

9%

5%

86%

2 Утро. Я зашёл в свой класс. Я …

22%

25%

82%

3 Она отвечала у доски. Сделала ошибку. Все смеялись. Я …

61%

75%

100%

4 Шёл урок. Вошёл старшеклассник. Я …

26%

50%

95%

5.Я шёл по коридору. Ученик младшего класса случайно толкнул меня. Я …

91%

75%

95%

6. Я с классом шёл в столовую Мы подходили к двери. Я …

35%

30%

73%

7 Я узнал, что моя одноклассница оказалась в больнице. Я …

83%

100%

100%

8 Шёл урок математики. Один ученик забыл учебник

57%

100%

100%

9.Я узнал, что у моего одноклассника заболела собака. Я …

91%

60%

95%

10 Закончился последний урок. Я …

0%

20%

45%


Результаты анализа показали, что создание «протяжённой воспитательной среды» гарантирует качественность формируемых нравственных отношений, стержневым из которых является отношение к человеку, так как именно отношение к человеку служит основанием для общей оценки воспитанности. Также по данным проведённого исследования можно сделать вывод, что процесс нравственного становления ребёнка в «протяжённой среде» протекает быстрее и безболезнее, чем в обстоятельствах противоречивости или противостояния двух сфер жизни ребёнка.


Литература:

  1. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В.Новое воспитание в новой школе / Под общ.ред. Н.Е. Щурковой. – М.:АРКТИ,2012. – 264 с.

  2. Щуркова Н.Е. Нравственные основы жизни человека : учебное пособие для 4-5 классов. – Самара : Издательство « Учебная литература»: Издательский дом « Фёдоров «, 2012. – 192 с.ил.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle