Библиографическое описание:

Скрипкина О. А. Особенности использования проектной методики в процессе обучения математике детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 54-57.

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир удивительных открытий. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие.

В современных педагогических исследованиях самым актуальным направлением является личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Изучив педагогические технологии, мною было отмечено, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная методика или метод проектов.

Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность [2].

По мнению А.И. Бурениной, именно проектная деятельность помогает ребенку через посильное участие в творческих проектах приобретать собственный чувственный опыт деятельности, осваивать базовые компетенции, необходимые для успешного обучения в школе и вообще для успешной жизнедеятельности [1].
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он так же способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям, ведь темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность, и вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода удается успешно включить родителей в жизнь их детей в период дошкольного обучения [4]. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и дошкольников между собой.
Проекты представляют интерес как для детей, так и для взрослых по следующим причинам:
  • проекты позволяют ребенку получать знания через включение в практическую деятельность;
  • дают возможность реализации игровой деятельности;
  • не противоречат, а расширяют метод наглядного моделирования;
  • включают в деятельность всех возможных участников воспитательно-образовательного процесса – педагогов, детей, родителей;
  • дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода, так как разные виды деятельности разных детей ведут к единому результату;
  • дают возможность ребенку увидеть конкретный результат своей деятельности [3].
Руководство проектной деятельностью ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Хочется обратить внимание, что, учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проекта должна быть достаточно гибкой, то есть педагог ненавязчиво направляет деятельность детей, организуя отдельные этапы проекта.
Говоря об общих подходах к структурированию проекта можно выделить следующие этапы:

I этап – аналитический: выбора темы проекта, его типа, количества участников; педагог продумывает возможные варианты проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;

II этап - поисковый: обозначается проблема и формулируется наиболее актуальная и посильная задача для детей на определенный отрезок времени; распределяются задачи по группам; обсуждается план деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию).
III этап – практический: выполнение проекта – комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта;
IV этап – презентационный: презентация результатов.

Проектную деятельность в математике я использую в работе со старшими дошкольниками на базе студии раннего развития детей «Маленькая школа» (г. Чита). При реализации проектов мною учитываются следующие принципы:

  • учёта возрастных особенностей;
  • индивидуального подхода;
  • интеграции;
  • координации деятельности педагогов;
  • преемственности взаимодействия с ребенком в условиях студии и семьи.
Опыт практической работы в студии раннего развития дошкольников показал, что благодаря оправданному и целесообразному сочетанию теории и практики проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков детей для самостоятельного нахождения и решения проблемы, стимулирует интересы, потребность в творческой деятельности, создает условия для сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Формирование и развитие данных качеств на базе студии способствуют дальнейшему успешному обучению детей в школе.
Отдельно необходимо отметить необходимость и важность активного участия родителей в процессе обучения детей дошкольного возраста. Планируя проведение проекта, считаю необходимым обсуждение с родителями дошкольников темы проекта (предлагаю на выбор), а также форм и результатов его проведения (методом мозгового штурма).

В качестве примера приведу описание некоторых проектов, проводимых мною на базе студии «Маленькая школа» с детьми старшего дошкольного возраста.

В рамках темы «Числа и цифры» мною проводились несколько проектов, цель которых заключалась в формировании у дошкольников понятия числа через практическую деятельность.

Задачами данных проектов являлись:

  • определить дидактические и методические средства для реализации проекта;
  • сформировать и обогащать у детей знания о числах и цифрах;
  • вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс в рамках проекта;
  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки дошкольников.

Стратегии и механизмы реализации проектов «Числа и цифры»:

  • создание наглядно-демонстрационного стенда для детей и родителей «Знакомимся с числом»;
  • создание необходимой дидактической базы (числовые карточки и т.д.);
  • конкурс для детей и родителей «Чего и сколько?»;
  • совместная творческая работа детей и родителей «Числа в жизни» (рисунок, коллаж, поделка);
  • выставка творческих работ детей и родителей.

К примеру, при работе над проектом «Знакомство с числом и цифрой 6», дети выполняли следующие задания:

  • найти среди изученных новую цифру;
  • обвести новую цифру в тетради, оживить ее, раскрасить;
  • выложить цифру 6 из счетных палочек (либо из фасоли, веревочки и т.д.);
  • подобрать такое количество раздаточного материала, которое соответствовало бы составленной цифре (работа с кубиками Никитина, составление схем);
  • написать цифру 6 в тетради;
  • назвать место числа в числовом ряду (соседи);
  • сравнить число 6 с другими (> < =);
  • раскрыть состав числа (с использованием наглядности).

Задания для родителей в рамках проекта «Знакомство с числом и цифрой 6»:

  • найти и выучить с детьми стихи, поговорки, скороговорки, считалки с числом 6;
  • читать детям русские, а также бурятские и эвенкийские народные и литературные сказки с числом 6;
  • придумать самим сказку или задачку с числом 6.

Итоговым продуктом проекта в результате явилась презентация о числе и цифре 6, придуманная, красочно оформленная и представленная родителями вместе с детьми (см. фотографии).

Реализация проектов с разными цифрами под общим названием «Числа и цифры» принесла ряд конкретных результатов:

  • появление постоянно действующего стенда для детей и родителей по знакомству с числами;
  • наличие и дальнейшее пополнение дидактической базы;
  • как показали результаты анкетирования родителей, конкурс и совместная творческая работа способствовали возможности семьям более активно включиться в процесс обучения ребенка.

Итоговым результатом проектов «Числа и цифры» по окончании изучения всех цифр явилась выставка творческих работ детей, где каждый ребенок нарисовал свой домик, в котором живут все цифры (см. фотографии).




Целью второго проекта под названием «Знакомство с геометрическими фигурами треугольник и квадрат» явилось формирование представлений детей о геометрических фигурах.

Задачами проекта были:

  • знакомство с геометрическими фигурами;
  • формирование и обогащение знаний о геометрических фигурах треугольник и квадрат;
  • развитие воображения, любознательности, уверенности в своих силах;
  • стимулирование познавательной активности, создание условий для исследовательской деятельности;
  • развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
  • создание благоприятных условий для совместной деятельности с родителями.
Во время проведения проекта дети получали следующие задания:
  • найди в окружающей обстановке изучаемые геометрические фигуры;
  • представь фигуру с помощью стихотворения (Е. Паин «Квадрат и треугольник»);
  • сравни треугольник (квадрат) с другими фигурами;
  • вырежи фигуры из бумаги;
  • построй фигуры из счетных палочек;
  • преобразуй одну фигуру в другую путем удаления нескольких палочек;
  • сложи три треугольника из семи палочек;
  • сложи геометрическую фигуру из частей (головоломки «Пифагор», «Танграм»);
  • разбей геометрические фигуры на части путем разрезания и др.
Задание для родителей в рамках проекта – найти стихи и сказки о изучаемых геометрических фигурах.
Итогом проведения проекта «Знакомство с геометрическим фигурами треугольник и квадрат» стала совместная презентация родителей и детей о данных фигурах, творческая работа – аппликация из изучаемых фигур (см. фотографии).


Исходя из вышеизложенного видно, что использование проектной методики позволяет разработать целую систему условий для формирования осознанного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, что эффективно отражается на повышении математических способностей детей.
Сегодня, когда возрастает значение индивидуализации образования, особенно детей предшкольного возраста, важно научиться проектировать содержание и формы воспитательной и образовательной работы с детьми, осуществляя личностно-ориентированный подход не на бумаге, а в реальной жизни. Самой демократичной сегодня, на мой взгляд, является проектная методика, позволяющая синергично использовать различные технологии, вовлекать детей в практическую деятельность. Это позволяет нашим детям не просто получать знания, а научиться использовать их в своей жизни.
Л.С. Выготский сказал: «Воспитывать – значит организовывать жизнь, в правильной жизни правильно растут дети».

Литература:
  1. Буренина А.И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования. – М.: Инфра-М, 2007. – 204 с.
  2. Венкова З.Л., Казанцева Н.В. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. – Пермь: СМЦ, 2007. – 214 с.
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 168 с.
  4. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 168 с.

1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle