Библиографическое описание:

Шляхова Е. В. Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей, имеющих комплексные нарушения развития [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 150-152.

В законе «Об образовании Российской Федерации», в разделе «Специальное образование», как отдельная категория, выделены дети со сложными нарушениями развития, что нацеливает специалистов на разработку образовательных условий, учитывающих особенности развития детей, имеющих сочетания двух и более первичных нарушений. Современные технологии изучения детей c отклонениями в развитии позволили выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений, в которых могут сочетаться первичные сенсорные, двигательные, речевые, эмоциональные нарушения, а также сочетания этих дефектов с умственной отсталостью разной степени.

Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития представляет собой малоизученную и труднейшую проблему коррекционной педагогики. Проблема обучения детей с комплексными нарушениями развития стала одной из тенденций разви­тия современной специальной педагогики. Основной чертой специального образования является направленность на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.

Социальная адаптация предполагает наличие способности активного приспособления личности к меняющимся социальным условиям. При этом у человека должен быть набор алгоритмов поведения в разных ситуациях. Безусловно, в дошкольном возрасте возможно сформировать лишь первичную социальную адаптацию или же создать предпосылки для нее. Социальная адаптация осуществляется в процессе различных видов деятельности: игра, общение, учение, труд. Эти виды деятельности являются одновременно средствами адап­тации. Создание предпосылок к социальной адаптации, первичная социальная адаптация собственно, и составляют сущность процесса психолого-педагогической реабилитации ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Реализации этой цели способствует решение следующих задач:

1.Обогащение представлений об окружающем мире.

2.Развитие познавательной деятельности путем формирования способов познания окружающего.

3.Развитие речи.

4.Развитие игровой деятельности.

5.Формирование умений ориентироваться в окружающем.

6.Формирование навыков общения в различных ситуациях.

7.Формирование навыков самообслуживания.

8.Формирование культурно-гигиенических навыков.

9.Формирование навыков поведения в различных ситуациях с коррекцией эмоционально-волевых нарушений.

10.Формирования самосознания личности.

В своей работе с данной категорией детей считаем целесообразным выделить также задачу формирования навыков коллективного взаимодействия как одну из основных. Данная задача включает в себя и формирование навыков общения в различных ситуациях, и формирование навыков поведения в различных ситуациях с коррекцией эмоционально-волевых нарушений, а также помогает более успешно решать задачи по развитию речи, развитию игровой деятельности, формированию самосознания личности. Задача форми­рования навыков коллективного взаимодействия также включает в себя решение блока задач концентра «Я и другие», «Я сам».

Решение задачи формирования навыков коллективного взаимодействия как одной из основных, позволяет, не только наиболее эффективно развить предпосылки к социальной адаптации, но и получить положительную динамику развития ребенка в целом. Данная задача решается в системе на всех занятиях и в свободной деятельности ребенка, а также в семье.

Для формирования навыков коллективного взаимодействия могут успешно ис­пользоваться специальные учебно-игровые ситуации, которые создают условия для возникновения речевого, предметного, игрового и др. действий между детьми или между ребенком и педагогом.

Мы выделяем несколько этапов формирования определенного навыка коллек­тивного взаимодействия:

  1. Ребенок- взрослый

  2. Ребенок - реабилитационная игрушка

  3. Ребенок - ребенок (сверстник)

Все этапы очень подвижны и их последовательность может меняться. Например, ребенок замкнут, у него повышенное чувство тревожности, он с трудом идет на контакт со взрос­лым. Возможно, что целесообразнее начать работу с этапа 2. Если у ребенка нарушено внимание, он не интересуется сюжетными игрушками, наблюдается повышенная эмоцио­нальная возбудимость, его привлекают практические действия с предметами, то этап 2 может следовать после этапов 1 и 3.

Используемые на занятиях учебно-игровые ситуации должны отвечать ряду требова­ний:

  • вызывать интерес у ребенка;

  • строиться с учетом ежедневного опыта детей; при этом подбирается ситуа­ция близкая и понятная детям;

  • соответствовать двигательному, речевому и психическому уровню развития детей.

Приведем несколько игр и упражнений, которые можно использовать для решения за­дачи формирования навыков коллективного взаимодействия

в коррекционно-развивающей работе с детьми с комплексными нарушениями развития.

Игра «Давайте поздороваемся и познакомимся» («Ситуация знакомства»)

Проводится на всех этапах формирования навыков коллективного взаимодействия:

«Ребенок-взрослый»

«Ребенок- реабилитационная игрушка»

«Ребенок-ребенок»

- учить фиксировать взгляд на лице взрослого ( на игрушке, на лице сверстника)

- учить проявлять заинтересованность к взрослому (игрушке, сверстнику)

- учить обращаться к взрослому ( кукле, сверстнику )с вопросом, предложением;

- учить начинать и продолжать диалог со взрослым ( куклой, со сверстником).

Игра «Чудесный мешочек»

Проводится на всех этапах формирования навыков коллективного взаимодействия.

Этап «Ребенок-ребенок»

Цели:

- учить предлагать сверстнику вступить во взаимодействие;

- обращаться к сверстнику с элементарными просьбами, предложениями;

- учить включаться в совместные действия со сверстниками;

- найти на ощупь по форме в пределах двух по слову.

Прием: - Аня, дай Тиме шарик

Усложнение: - Тима, попроси шарик у Каролины.

- Тима, поблагодари Каролину.

Ситуации, приемы подбираются опытным путем, при этом обращается внимание на эмоциональную реакцию детей, на проявление ими собственной активности. На одном занятии могут прослеживаться все этапы по формированию навыков коллективного взаимодействия.

Приведем пример, как можно решать задачу ФНКВ на более сложном учебном матери­але в рамках лексической темы «Овощи». Педагог для реализации принципа динамиче­ского восприятия ставит цель коррекции восприятия на основе упражне­ний в узнавании и различии объектов (в нашем примере овощей). Решая эту задачу, педа­гог может одновременно решать задачу ФНКВ, создавая соответствующую учебно-игро­вую ситуацию – в нашем примере на этапе «Ребенок-Ребенок».

Фрагмент д/и «Найди такой же овощ»

Материал: набор муляжей

Реализация принципа динамического вос­приятия

Решение задачи формирования навыков коллективного взаимодействия на этапе «Ребенок-Ребенок»

Педагог показывает детям круг:

- Найдите такой же по форме овощ. Что это? (Капуста). Капуста какая по форме? (Капуста круглая)


- О чем еще можно узнать?

-Марина, спроси у Толи. (Возможен показ опорного символа)

Марина: -Какая капуста по цвету?

Толя: -Капуста зеленая.

Педагог: -Что еще можно спросить? (Возмо­жен показ изображения огорода)

-Света, задай вопрос Оле.

Света:-Где растет капуста?

Оля: -Капуста растет в огороде, на грядке.

Педагог:- Оля, попроси у Толи капусту.

Оля: -Толя, дай, пожалуйста, капусту.

Педагог: -Оля, поблагодари Толю.

Оля:-Спасибо, Толя.

В дальнейшем помощь педагога заключается в создании ситуации для взаимодействия, дети выстраивают взаимодействие по изученному алгоритму.

Цели для решения задачи ФНКВ:

- учить фиксировать взгляд на лице сверстника;

- учить проявлять заинтересованность к сверстнику;

- учить обращаться к сверстнику с вопросом, предложением;

- учить начинать и продолжать диалог со сверстником.

-учить передавать игрушку, предмет по просьбе взрослого или сверстника;

- учить благодарить сверстника.

Таким образом, взаимодействие происходит не только на уровне «ребенок-взрослый», но и на уровне «ребенок-ребенок».

Необходимо отметить, что главным условием результативности работы по формированию навыков коллективного взаимодействия является решение данной задачи всеми участниками педагогического процесса и родителей. Это обеспечивает перенос навыков в новые условия.


Литература:
  1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.- М., 2003
  2. Жигорева М.В. Современный подход к проблеме сложных нарушений развития в детском возрасте. //Коррекционная педагогика.- 2004, №2(3)
  3. Жигорева М.В. Система коррекционной помощи детям с комплексными нарушениями развития. //Коррекционная педагогика. -2004,№3(5)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle