Библиографическое описание:

Акимов С. С., Голихина О. В. Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 110-113.

Современные тенденции развития образования (непрерывность, интегративность, гуманизация и т.д.) большое внимание уделяют оценке качества предоставляемых образовательных услуг.

Важным показателем качества образовательных услуг учреждения дополнительного образования детей выступает развитие творческого мышления учащихся, что часто выступает одним из направлений работы учреждения дополнительного образования детей. [6]

Как отмечается в работе, [7] дополнительное образование представляет собой самостоятельную образовательную среду, которая направлена на взаимодействие с семьей, школой, социумом, предоставляя при этом, предоставляя возможность каждому учащемуся заниматься разными видами деятельности, обеспечивая активное включение ребенка в социальные отношения окружающей среды и возможность общения. Дополнительное образование располагает богатыми возможностями по реализации интересов детей и развитию творческого мышления, творческих способностей.

Важность развития творческого мышления учащихся отмечается в основных документах, отражающих государственную политику в области дополнительного образования, например: «Программа воспитания учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программу общего образования, на 2011-2015 годы», «План мероприятий по развитию дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы» и др.

Одним из принципов государственной политики в области образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, признания права каждого ребенка на свободу, проявление и развитие всех способностей. [8]

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говориться отмечается, что для решения стратегических задач образования важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе [9]

В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определены основные направления развития личности, к которым относятся, в том числе, личностная культура (готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности) и определяются базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость [5]

Анализ этих документов свидетельствует об актуальности, практической значимости изучения феномена творческого мышления учащихся, возможностей учреждения дополнительного образования детей по развитию творческого мышления учащихся, развития творческого мышления в контексте деятельности учреждения дополнительного образования детей.

В работе [2] указывается, что педагог дополнительного образования должен создавать такую атмосферу на занятии, когда ребёнку хочется поделиться своими мыслями, чувствами и переживаниями. В связи с этим следует побуждать учащихся к творчеству, создавать условия для творчества детей, подбирать творческие задания, стимулирующие самостоятельное творчество детей.

Учреждение дополнительного образования детей обладает уникальными возможностями в плане социально-педагогической деятельности, развития и воспитания многогранной личности, удовлетворения её потребностей, интересов, стремления к творчеству, является важным фактором формирования личности ребёнка, его возможности раскрыть, реализовать свой творческий потенциал.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что существуют различные подходы к определению понятия «творческое мышление», где наиболее часто указываются следующие определения:

  • разнонаправленность и вариативность поиска разных, в равной мере правильных решений относительно одной и той же ситуации [1].

  • один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением. [10].

  • «способность удивляться, познавать и находить решения в нестандартных ситуациях, …нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [7]

Мы считаем, более полным и точным является второе определение, где говориться, что творческое мышление характеризуется созданием чего-то не только объективно нового, но и что это может быть субъективно новый опыт деятельности.

Понятие «творчество» является многоаспектным и включает в себя следующие составляющие:

  • творчество - это вид деятельности, в результате которой создается некий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью;

  • творчество - это высший уровень познания, который не может быть достигнут без предварительного накопления знаний, но в большей или меньшей мере творчество присуще любому виду деятельности;

  • творчество, как процесс, имеет свои закономерности и этапы, которые в зависимости от конкретного содержания деятельности могут приобрести специфическое проявление;

  • творчество в условиях коллективной деятельности и общения проте­кает более продуктивно [1].

Для творческого мышления учащихся характерны такие мыслительные операции и действия: анализ, синтез, абстрагирование.

В исследовании [1] выделены различные творческие мыслительные способности:

  • «зоркость» в поисках, т.е. видение новых проблем в знакомых ситуациях, видение новых функций знакомого объекта и т. д.;

  • способность к кодированию информации, при этом способ кодирования должен соответствовать содержанию и структуре отображаемых явлений;

  • способность к свертыванию мыслительных операций;

  • способность к переносу;

  • боковое мышление;

  • способность переформулирования проблемы;

  • способность к сближению понятий, которая характеризуется легкостью ассоциирования и отдаленностью ассоциируемых понятий;

  • способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, т.е. гибкость мышления;

  • способность отказаться от ложной гипотезы;

  • способность к оценочным действиям;

  • способность к «сцеплению», объединению новых явлений с прежними;

  • легкость генерирования идей;

  • способность к доведению до конца (доработка деталей, совершенствование первоначального знания).

  • В исследовании [3] выделены качества творческой личности:

  • наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей);

  • наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ;

  • желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;

  • владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели;

  • способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение «держать удар», верность цели;

  • соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели.

В научной литературе большое внимание уделяется изучению этапов (фаз) творческого процесса. Так, например, в исследовании [3] представлены разные логики: Первая логика: 1)этап возникновения творческой ситуации; 2) этап развития решения; 3) этап критики, подтверждения и воплощения. Вторая логика: 1) осознание потребности; 2) анализ ее; 3) изучение доступной информации; 4) формулирование предлагавшихся ранее решений; 5) критический анализ.

Можно говорить о различных качествах творческого мышления в системе этапов творчества:

  • первый этап - чувство новизны, необычною., чуткость к противоречиям, критичность, склонность к творческому сомнению; способность испытывать внутреннюю борьбу, информационный голод («жажда познания»);

  • второй этап - интуиция, творческое воображение, чувство красоты, остроумие, способность открывать аналогии, вдохновенность, оригинальность (нестандартность) мышления, смелость, эмоциональная возбудимость в творческой ситуации;

  • третий этап - самокритичность, упорство в доведении дела до конца, способность пользоваться различными способами доказательств, обоснования результатов творчества, достаточная широта и глубина знаний, опыта и умений для воплощения нового в духовные и материальные формы. [3]

Под развитием мышления понимается «сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека с возрастом и обогащением жизненного опыта». [3]

Деятельность учреждения дополнительного образования, с позиции развития творческого мышления учащихся предполагает [11] развитие способностей:

  • Постановки, формулировки новых проблем, например социальных.

  • Анализа и обобщения различных явлений и процессов.

  • К оригинальности в решении проблем.

  • К разнообразной мыслительной деятельности, выработке творческих идей.

  • К моделированию и гибкому решению проблем.

  • К рефлексии.

В исследовании [4] выделены показатели, свидетельствующие о развитии творческого мышления, в том числе в учреждении дополнительного образования детей, а именно:

  • Степень владения операциями и приемами мыслительной деятельности, умение рационально их применять в учебной (внеучебной) деятельности.

  • Степень умения осуществлять перенос осознания операций и приемов мышления.

  • Степень осознанности операций и приемов мыслительной деятельности.

  • Степень умения творческих решать задачи, ориентироваться в новых условиях, быть оперативным в действиях.

  • Степень запаса знаний, их совместимость, появление новых способов освоения знаний.

  • Состояние и динамичность разнообразных качеств ума: самостоятельность, глубина, критичность, гибкость, последовательность, быстрота и др.

Для учреждения дополнительного образования детей характерно наличие широкого спектра образовательных услуг, отсутствие жёсткой регламентации деятельности, гуманистическое взаимодействие участников образовательного процесса являются главными достоинствами учреждений дополнительного образования детей. Что, в свою очередь, создаёт атмосферу, максимально благоприятную для проявления и развития творческой активности (в частности творческого мышления) как обучающихся, так и самого педагога, который может апробировать в своей работе новейшие достижения педагогической науки. [4]

Таким образом, очевидно, что обеспечение развития творческого мышления учащихся в контексте повышения качества работы образовательного учреждения предполагает:

  • Разработку, корректировку реализуемых в образовательном учреждении образовательных программ, способствующих развитию у учащихся способностей, обеспечивающих в будущем возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса, творчески подходить к решению актуальных профессиональных и жизненных проблем. [7]

  • Разработку личностно-ориентированных образовательных программ, направленных на удовлетворение разнообразных интересов и творческое развитие учащихся.

  • Включение учащихся в разнообразные виды мыслительной деятельности.

  • Реализацию системы разнообразных методов, приемов развития творческого мышления в рамках реализуемых образовательных программ.

  • Создание целостной системы мониторинга степени развития творческого мышления учащихся в учреждении дополнительного образования детей.

  • Повышение квалификации педагогов дополнительного образования в сфере развития творческого мышления учащихся.

На наш взгляд, с методической, практической точки зрения наиболее интересным представляются вопросы, связанные с разработкой образовательных программ, ориентированных на развитие творческого мышления, применением различных способов, приемов развития творческого мышления учащихся в рамках образовательных программ, а также проектированием и проведением обучающих семинаров для педагогов дополнительного образования, с целью их ознакомления с различными аспектами (теоретическим, методическим и др.) развития творческого мышления учащихся.


Литература:

  1. Быкова, Е. А. Формирование творческого мышления учащихся с использованием средств информационно-коммуникативных технологий: дис. к. п. н/ Быкова Е. А. – Самара, 2011.

  2. Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования/ Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. – М., 2003.

  3. Калмыкова, З. И. Проблемы диагностики умственного развития учащихся/ Калмыкова З.И. – Москва, 1975. – 208 с.

  4. Кизим, С. Ю. Развитие творческой активности школьников в учреждениях дополнительного образования детей: афтореф. дис. к. п. н./ Кизим С. Ю. - Н. Новгород, 2010.

  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.

  6. Лебедева, О. Е. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ Под ред. Лебедева О. Е.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.

  7. Леонова, Е. В. Педагогическая поддержка развития творческого мышления детей в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. к.п.н./ Леонова Е. В. – Москва, 2000.

  8. Малаховская, Н. А. Развитие творческого мышления: Статья/ Малаховская Н. А. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/312336/

  9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». – М., 2010.

  10. Рапацевич, Е. С. Педагогика: Современная энциклопедия/ Под. общ. ред. Астахова А.П. – Минск, 2010.

  11. Шмигирилова, И. Б. Использование учебно-поисковых заданий для развития творческого мышления учащихся в обобщающем повторении планиметрии: дис. к. п. н./ Шмигирилова И. Б. – Омск, 2005.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle