Библиографическое описание:

Кирюханцев К. А., Гизатова И. А. Культурно-познавательный туризм в образовательной деятельности учреждений дополнительного образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 79-81.

Отечественная система дополнительного образования детей сложилась на базе внешкольных учреждений. Возникновение первых внешколь­ных учреждений для детей в России связано с именами С.Т.Шацкого и А.У.Зеленко. Они одними из первых в России обозначили проблему со­здания специальной архитектуры для детей и стремились решить ее на практике.

Вопрос, что же важнее: воспитание или образование всегда волновал человечество. Сегодняшняя цивилизация достигнута с помощью высокого научно-технического прогресса, что, безусловно, требует от человека знаний, которые приобретаются в результате обучения, но при этом нельзя забывать, что личность должна всесторонне развиваться в общении, культуре, игре, досуге. Полноценная личность не может вырасти только на обязанностях, она должна формироваться и на личных, досуговых интересах.

Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех субъектов этих отношений, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

В настоящее время активно формируются рыночные отношения в России, что оказывает существенное влияние на систему образования. Значительное место в системе образования, имеет дополнительное образование.

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно - мотивированное образование, позволяющее обучающемуся, приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно (И.Г.Бигдаш).

В нашей стране функционирует очень много разнообразных учреждений дополнительного образования – Дворцы, Дома детского творчества, лагеря, детские парки, спортивные, музыкальные, художественные школы, детские театры, кинотеатры, а также многие другие внешкольные объединения и организации.

Педагогические основы деятельности этих воспитательных учреждений разработаны в трудах многих ученых-педагогов. Общие основы воспитательной работы в них освещены в публикациях Т.Е. Конниковой, Э.Г. Костяшкина, И.С. Марьенко, Л.И. Новиковой, Х.Й. Лийметса, Б.Е. Ширвинда, М.Б. Коваль и др.

Сегодня не только Россия, все мировое сообщество нуждается в людях, способных преобразовать мир, создать гармоничное общество, в котором каждый человек гражданин, воспитанный на гуманистических идеалах и принципах, осознающий свою ответственность за все, происходящее на Земле. Необходимым условием развития этих процессов является активизация познавательной сферы школьников, то есть процесса, в результате которого происходит формирование личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, непрерывно пополнять и обновлять свои знания и применять их в процессе жизнедеятельности.

Необходимость целенаправленного формирования в процессе обучения способностей, активизации познавательной сферы учащихся раскрываются в работах Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лука, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, O.K. Тихомирова, А.Т. Шумилина И.Г. Бигдаш, Л.М. Николаева, Б.З. Вульфов, М.М. Поташник, С.С. Гриншпун, В.О. Кутьев, Л.Б.Новикова и т.д.

Система дополнительного образования детей основана на принципе добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, которые проводят учреждения дополнительного образования. В связи с этим создание возможностей для свободного выбора детьми привлекательных для них видов деятельности является необходимым условием самого существования учреждения дополнительного образования. С этой точки зрения система дополнительного образования обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой, в которой неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности.

Возможности для формирования у детей опыта выбора, которыми обладает система дополнительного образования, отличаются не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора. Дома творчества, экологические центры, спортивные школы и другие учреждения дополнительного образования могут предложить учащимся различные виды практической, в том числе и творческой деятельности, в рамках которой возможны различные уровни достижении (условно говоря, от олимпийских рекордов до формирования навыков самообслуживания). Есть и возможность выбора темпов своей образовательной деятельности (точнее, темпов продвижения в избранном виде деятельности), нередко - ее режима (дни, часы занятий) и даже педагогов.

Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Они дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности.

В условиях учреждения дополнительного образования такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, поскольку педагоги в этой системе имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению со школьными учителями. Сама атмосфера, принятый стиль поведения, внешняя обстановка становятся факторами приобщения детей к ценностям духовной культуры родного края.

Одной из эффективных форм воспитания такой личности в процессе дополнительного образования является организация культурно-познавательного туризма.

Культурно-познавательный туризм - это деятельностно-ориентированный интерактивный процесс, в ходе которого происходит комплексное всестороннее изучение школьниками родного края, активизирующее познавательную деятельность детей, имеющее целью развитие личности школьника. Именно в сфере культурно-познавательного туризма происходит приращение витагенного опыта школьников путем освоения ими ближайшего жизненного пространства.

В русскоязычном словаре терминов «культурно-познавательный туризм» заменяется термином «культурный туризм». Под понятием культурного туризма понимается потребность духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах, где лично увиденное становится достоянием, принадлежностью мысли и чувств туриста, изменяя горизонты его восприятия.

Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические, литературные, архитектурные и т.д.).

Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы не правильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет.

Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М.П. Анциферов, 1923 г.)

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия (1933 г.): «одним из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения».

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л.Н.Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

Культурно-познавательный туризм является неотъемлемой частью учебно-тематических экскурсий, которые играют важную роль в формировании гуманистического, патриотического воспитания, расширение знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. Учебно-тематическая экскурсия выступает как дополнительный педагогический процесс, в котором сочетаются обучение и духовно-нравственное воспитание. Воспитательные возможности экскурсий определяются как их содержанием, так и широким тематическим спектром (комплексные, обзорные, исторические, военно-исторические, литературные, архитектурные и т.д.).

Культурно-познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.

Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.

Итак, культурно-познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурно-познавательный туризм — является самым популярным и массовым видом туризма. Основная цель таких путешествий — изучение культурного наследия какой-либо страны, ознакомление с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т. п.).

Культурно-познавательный туризм позволяет развивать внутренний мир человека, расширяет его кругозор, путешественник имеет возмож­ность познакомиться с представителями различных культур, этничес­ким наследием разных народов. Так, исследователи Н.В.Анчукина и О.С.Москвина дают следующее его определение: «Культурно-позна­вательный туризм представляет собой путешествия с целью ознаком­ления с культурно-историческими и архитектурными ценностями ре­гиона, а также с местными традициями и изделиями народных промыслов».

Таким образом, культурно-познавательный туризм помогает освоить многомерный со­циокультурный опыт, то есть представлений, символов, традиций, стереотипов и образцов деятельности. Он позволяет, с одной стороны, понять школьнику ту или иную кар­тину мира, которая присуща данному конкретному социуму, удовлет­ворить чувство культурной идентичности стране, народу, государству, родному краю, с другой стороны активизировать дополнительное образование, в процессе которого происходит формирование гармонично развитой личности.


Литература:

  1. Боровиков, Л.И. Педагогика дополнительного образования [Текст] / Учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л.И. Боровиков.- М.: Изд. 2-е, стереотип, 2002

  2. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования [Текст] / В.П. Голованов.-М.: Издательство «Академия», 2004

  3. Евладова, Е.Б., Логинова, Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум [Текст] / Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова.-М., 2003

  4. Еременко, Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении [Текст] / Н.И. Еременко.- М.: Издательство «Корифей», 2007


Основные термины: дополнительного образования, дополнительного образования детей, учреждения дополнительного образования, Культурно-познавательный туризм, система дополнительного образования, учреждений дополнительного образования, Система дополнительного образования, родного края, Похожая статья, процессе дополнительного образования, деятельности учреждений дополнительного, образовательной деятельности, педагогов дополнительного образования, культурой родного края, учреждении дополнительного образования, физического развития детей, частью учебно-тематических экскурсий, неотъемлемой частью учебно-тематических, общего образования, дополнительный педагогический процесс

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle