Библиографическое описание:

Фаизова В. Б. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодёжи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 188-191.

Устойчивость брака и семейных отношений будет зависеть от готовности молодых людей к семейной жизни, где приверженность к браку как к системе социальных и индивидуальных взглядов определяет эмоциональное положительное отношение к семейной жизни. Подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватного понимания семьи и брака в условиях существующей серьезной ситуации в области демографии является серьезной национальной проблемой, что и объясняет актуальность данного исследования.

Объектом рассмотрения в данной работе является подготовка молодых людей к семейной жизни, предметом - социально-педагогические особенности отношения к браку и добрачные отношения современной молодежи.

Целью исследования является теоретический анализ социально-педагогических проблем подготовки молодежи к семейной жизни.

Чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:

  • определить возрастные особенности подготовки к семейной жизни;

  • определить основные пути решения социальных и образовательных проблем подготовки молодежи к семейной жизни;

  • проанализировать роль взаимоотношений в семье;

  • -определить основные приоритеты и ценности современной молодежи.

С точки зрения формирования личности, важным моментом психологической готовности молодых людей вступать в брак является его готовность задуматься над смыслом своих действий, то есть первым шагом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Существует целая система противоречий, возникшая между понятиями брака в процессе первичной социализации личности и требованиями, с которыми она сталкивается в своей будущей личной жизни. [10, с.35]

Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получить совет и поддержку от своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы обсуждать вопросы со своими детьми, которые растут и не уверены, какая информация должна быть предоставлена ​​детям.

В результате ряда причин, в сегодняшних подростках формируется деформированный, искаженный образ семьи.

Н. И. Шевандрин выделяет следующие факторы, которые способствуют образованию неадекватных установок в брачно-семейных отношениях молодого поколения: аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);неполный состав семьи; недостаточный уровень знаний и навыков родителей о воспитании своих детей; отрицательные отношения между родителями; конфликтные отношения в семье; вмешательство родственников в дела семьи и воспитание детей. [11, с.156]

З. Матейчик подчеркивает, что, несмотря на то, что отсутствие отца или матери семьи (с точки зрения социальной подготовки ребенка) является серьезным недостатком, иногда лучше не иметь родителя, чем иметь искаженный, отрицательный, отталкивающий пример. [4, с.49]

Немецкий исследователь семейной психологии Линда Анзорг говорит: "Молодые люди, перенявшие негативные аспекты поведения их родителей, испытывают большие трудности в жизни, чем другие: их семейная жизнь начинается с того, что им приходится заново учиться строить отношения, прежде чем начать учиться искусству жить в семье. Переподготовка требует дополнительных сил, как от человека, так и от окружающего его мира. Почти все родители хотят «подготовить детей к хорошей жизни», но в ходе конкретного анализа выявляется то, что многие дети находятся в неблагоприятном положении в начале жизни. [1, с.178]

В. А. Сысенко формулирует основные принципы в подготовке к семейной жизни таким образом: моральный (осознание ценности брака, детей и т.д.); психологический (сумма психологических знаний, необходимых для вступления в брак); обучения (навыки и способности к воспитанию детей); санитарии и гигиены (гигиена брака и жизни); экономические и хозяйственно-бытовые. [9, с.227]

Следовательно, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой множество обширных взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, культурой и со средствами массовой информации, в результате которых реализуются осознания особенностей семейных отношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, навыков и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Большая заслуга в реализации добрачного воспитания молодежи, подготовки молодежи к семейной жизни принадлежит В.А. Сухомлинскому. Семейное воспитание как форма воспитания подрастающего поколения в обществе включает в себя, по словам В.А. Сухомлинского, целенаправленные действия родителей, членов семьи и объективное влияние повседневной жизни, семейных отношений на детей. [5, с.124] Анализируя опыт семейного воспитания, педагог показал, что «семья с существующими в ней отношениями между родителями и детьми - новая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания». [6, с.83]

Сухомлинский В.А. глубоко убежден, что семья должна быть начальной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит - участвовать в формировании нравственных принципов и концепций, и развивать нравственные чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки поведения. Значительным вкладом в добрачное образование является созданная В.А. Сухомлинским теория воспитания духовно-нравственной готовности к любви и семейной жизни.

Педагог в «Письмах к сыну» обращается ко всем молодым людям: «Любовь - это самый строгий экзамен человечности. Без глубокого чувства уважения человеческого достоинства не может быть реальной человеческой любви". [7, с.59]

Содержание обучения подрастающего поколения к семейной жизни включает в себя следующие ключевые аспекты:

  1. Общесоциальный, раскрывающий государственную политику в области брачно-семейных отношений и демографии, о важности семьи, идеологических ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.

  2. Этический, который включает в себя следующее воспитание таких нравственных качеств, как: взаимное общение с представителями другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшему и младшему, необходимость воспитания детей, ответственность, преданность, честность, умеренность, доброту, соблюдение и осознание нравственных основ брака, отношения в семье, любви как нравственной основы брака; чувство долга перед своей женой (мужем), семьёй, детьми, культуры интимных чувств, правильных установок идеального мужа и жены, отца и матери.

  3. Правовой: ознакомление с основами законодательства о браке, с наиболее важными положениями Закона о семье, обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

  4. Психологический: формирование концепции личности и особенности психологии межличностных отношений среди молодежи, психологических основ брака и семейной жизни, способности понимать психологию других людей, развитие чувств, необходимых для вступления в брак и семейную жизнь, овладение навыками общения и т.д. [8, с.92]

Большинство экспертов в области образования и семейного воспитания, считают одним из основных условий устойчивого существования брака и семьи моральный дух людей, в том числе, прежде всего, в определенной степени осведомленности о моральных стандартах. Неоспоримость этой ситуации очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной степени определяет его деятельность и поведение в семье.

Зрелость у молодёжи наступает не в один момент и зависит от многих факторов.

Первый фактор представляет собой необходимость психологической готовности и способности исполнять роль мужа и жены, а потом отца и матери. Каждая социальная роль включает в себя определенные ожидания, которые относятся к ее исполнителю. Так что подготовка к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание их выполнять. Фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов требует добрачной образовательной подготовки для молодых людей. Молодые люди должны обладать определенными знаниями и навыками, необходимыми для семейной жизни. Таким образом, следует отметить, что многие молодые люди психологически и технологически готовы к реализации социальных функций супругов.

В добрачном воспитании молодого поколения, В. А. Сухомлинский считал необходимым воспитывать любовь и глубокое уважение к матери, разработке концепций и понятий идеального семьянина, о возрасте вступления в брак, бережном отношении к любви и к культуре поведения влюблённых, знакомству молодежи с основами воспитания, подготовку к осуществлению роли отца и матери, мужа и жены. Наиболее эффективным методом в данном случае служит пример родителей и других членов семьи.

Возможность такого образования и обучения семейной жизни, по существу безграничны. Ребенок тянется к взрослой жизни, и нужно помочь ему чувствовать себя "большим", а не внушать, что он «слишком мал». Даже маленькие дети могут не только кормить своих кукол, но и накрывать вместе со взрослыми стол, не ждать взрослого около магазина и не идти в магазин за «конфетку», а сделать все необходимые покупки, вместе с взрослыми (возможно, покупать конфеты), а не только гордиться отремонтированной папой игрушкой или сшитым мамой платьем, а сделать это с ними. Взрослые умиляются тем, как девочка «серьезно» играет с куклами, но не могут найти времени или не видят необходимости показать, как пеленать, купать, кормить куклу-ребенка, принести реальную и ценную помощь в уходе за младшим братом или сестрой. «Разве так часто семья полностью занята уборкой дома?» - задаются вопросом Д.Н. Исаев и В. Е. Каган. [3, с.237]. По их словам, чаще всего это звучит так: «Ты иди на прогулку - я буду убираться» - и к возвращению ребенка его детская комната или уголок сияют чистотой. Неудивительно, что некоторые из этих «уроков» приводят к тому, что мать всегда убирает комнату ребенка, ругает и стыдит его из-за того, что он не делает это сам: и пройдёт много времени, прежде, чем разорвётся связь уборки комнаты с отрицательными эмоциями. В работах В.В. Бойко показано, что воспитание любви к детям является одним из показателей репродуктивного поведения и определяется в основном бессознательными установками, которые при противоречии с декларируемыми мнениями могут приводить к расхождению желаемого и фактического количества детей. Особое значение в образовании девочек имеет воспитание у них адекватных установок материнства [2, с.66].

После анализа изложенного теоретического материала можно сделать вывод, что в ходе подготовки молодежи к семейной жизни появляется зависимость от ряда факторов, одним из которых и является родительская семья, которая заложила основу для формирования их личной семейной ориентации.

Итак, в заключение можно сказать, что трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентирован на неудачи, антиобщественное поведение родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от тех ценностей и норм, которые приняты в обществе и даже противоречить им. В семье, как правило, формируется своя социально – ценностная ориентация, которая и передаётся детям.

Сегодня наиболее активный период социализации молодого поколения происходит в сложных условиях экономической и политической нестабильности, сопровождающийся разрушением традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных изменений семья призвана стать эффективным инструментом для создания новых ценностей и норм поведения.


Литература:

  1. Анзорг Л. «Дети и семейный конфликт» М.: «Просвещение», 1987 г.

  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь. СПб, 2003, 126 с.

  3. Исаев Д.Н., Каган В.Е. - Половое воспитание детей. - 1988
  4. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье / перевод с чеш. Хваталовой Л.Н., общ. ред. и послесловие Н.М. Ершовой. - М.: Прогресс, 1980.
  5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1980 - 3 т - 640с.
  6. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся./ В.А. Сухомлинский.- 2 изд. - М.: Просвещение, 1987 - 128с.
  7. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека./ В.А. Сухомлинский. - М.: Педагогика,1990 - 288с.
  8. Сухомлинский В.А. Об этом нельзя умалчивать / В.А. Сухомлинский // - Народное образование. - 1962. - №11 - С. 20-26.
  9. Сысенко В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 - 164с.
  10. Черкасова В. Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В. Ю. Черкасова; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького.-М.,2004.-18с.
  11. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности/ Н.И. Шевандрин. - М.: Владос,1999 - 512с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle