Библиографическое описание:

Ткаченко И. В., Шахов С. А. К вопросу использования спортивно-прикладной хореографии для развития пластических способностей младших школьников при занятиях футболом [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 24-26.

Важной тенденцией развития современного футбола является значительное увеличение объема двигательной активности игроков, проявляющейся в постоянно возникающих неожиданных ситуациях, требующих от спортсменов совершенной быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственно-временной точности. Все эти характеристики связаны с проявлением координационных способностей.

Неоспоримым является тот факт, что хорошо координированный футболист лучше овладевает сложными техническими приемами, что ведет к повышению качества соревновательной деятельности. По мнению большинства специалистов, координационные способности являются ведущими для футболистов [3].

Любое сложное физическое упражнение, выполненное на высоком техническом уровне характеризуется пластичностью – определенным по рисунку и ритму движением человеческого тела, отражающим его духовный и внутренний мир. Пластичные движения характеризуются непрерывностью, слитностью, плавностью, амплитудой, выполнением движений без пауз, своеобразием и индивидуальностью. Уровень пластичности во многом зависит от развития координационных способностей, технической подготовленности и творческого личностного развития спортсмена.

Пластичностью виртуозно владеют игроки ведущих команд мира – Бразилии, Португалии, Испании, Аргентины. Игра этих команд красива, зрелищна за счет умелого согласования движений во времени и пространстве, яркого проявления игроками позитивных эмоций. В российском футболе компоненты пластичности и гибкости выражены не так ярко, игра не столь выразительна, много травмоопасных столкновений, жестоких стыков и потерь мяча в различных видах игровых единоборств.

На наш взгляд, это не только результат особенностей национального темперамента игроков, но и использование в подготовке инновационных подходов.

Ведущие футбольные команды мира уже давно широко применяют, наряду с традиционными средствами и методами координационной подготовки, элементы спортивной хореографии, ранее используемые лишь в видах спорта, связанных с искусством движения (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание).

Известно, что занятия различными танцами, танцевальной аэробикой (этническая, латина, фанк, хип-хоп и др.), хореографией, развивают гибкость, пластичность, координацию - качества, необходимые для овладения двигательными действиями высокой сложности. Выполнение упражнений с музыкальным сопровождением способствует эффективному развитию и совершенствованию ритмичности движений, а также психических процессов – внимания, памяти, творческого мышления [3].

Значительная же часть исследований в области спортивной тренировки футболистов посвящена физической и функциональной подготовленности игроков [1].

К настоящему времени лишь наметилось направление исследований, связанных с применением средств прикладной аэробики в подготовке спортсменов различных специализаций [4] в том числе юных футболистов. Однако широкий диапазон средств музыкально-двигательной подготовки не ограничивается только аэробной ритмической гимнастикой [6]. Современная спортивная хореография включает в себя кроме этого занятия классическим экзерсисом, партерной гимнастикой, различными видами танцев и т.д., которые достаточно давно и эффективно используются в видах спорта, где высокая культура движений является главным критерием результата.

На наш взгляд целесообразно системное использование различных элементов хореографической подготовки на тренировочных занятиях юных футболистов, учитывая при этом особенности двигательной деятельности в данном виде спорта.

Таким образом, несмотря на широкую практику использования музыкально-двигательных средств в учебно-тренировочном процессе футболистов в научно-методической литературе, в том числе зарубежной, отсутствуют обоснованные методики занятий спортивной хореографией с юными футболистами, что ограничивает возможности их подготовки, направленной на развитие пластических способностей, которые, в свою очередь, являются основой выразительной зрелищной спортивной игры.

Формулируя рабочую гипотезу исследования, мы предположили, что эффективность педагогического процесса значительно повысится в результате применения на начальном этапе обучения юных футболистов 8-10 лет спортивно-прикладной хореографии, направленной на совершенствование физической и технической подготовленности, формирование ритмопластических и творческих способностей личности, что обусловлено содержанием методики, как результатом рационального сочетания разнообразных средств музыкально-двигательной подготовки (элементы классического экзерсиса, элементы партерной хореографии, комплексы прикладной аэробной гимнастики, элементы танцев) с учетом специфики игровой деятельности в футболе.

Понятие «хореография» пришло в спортивную практику из далекого от футбола явления – классического балета. Идею использования средств хореографии взяли на вооружение такие виды спорта как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и т.д., преломив его через содержание видов спорта. Так появилась «спортивная хореография» отражающая специфику видов спорта, требующих от спортсмена филигранного, точного, красивого и выразительного выполнения элементов и комбинаций в целом. Поэтому целесообразно в понятии «спортивно-прикладная хореография» отразить особенность двигательных действий спортсмена, в частности футболиста, результативная оценка которых не связанна на прямую с искусством телодвижения.

Обобщив научные знания и передовой опыт специалистов нами были выявлены критерии проявления пластики у футбольных игроков. Ими явились такие качества как координированность двигательных действий, ритмичность, легкость, амплитуда, индивидуальный стиль ведения игры. Исходя из этого была составлена 10-ти балльная шкала оценки пластики футболиста (табл.1) Ее осуществляли 3 компетентных эксперта – тренер по футболу, хореограф и ученый-исследователь.

Таблица 1

Экспертная оценка пластики футболиста

Критерии

Оценка

Отлично 10-9 баллов

Хорошо 8-6 баллов

Удовлетворит. 3-5 баллов

Неудовлетворит. 2-1 балл

Координированность двигательных действий

Безошибочное согласование движений без мяча и при работе с мячом.

Незначительные ошибки в согласовании движений.

Значительные ошибки в согласовании движений.

Полное рассогласование движений.

Ритмичность

Четкое, безошибочное воспроизведение ритма заданного движения.

Незначительные ошибки при воспроизведении ритма движения.

Значительные ошибки при воспроизведении ритма движения.

Грубые ошибки при воспроизведении ритма движения.

Легкость, естественность

Легкое, без видимого напряжения выполнения задания, создающее впечатление естественности.

Незначительно видимое напряжение при выполнении задания.

Значительное видимое напряжение при выполнении задания.

Ярко проявляющееся напряжение при выполнении задания.

Амплитуда

Максимально возможная, целесообразная амплитуда движений.

Средний уровень амплитуды движений.

Низкий уровень амплитуды движений.

Ярко выраженное ограничение амплитуды движений

Индивидуальность (своеобразие, эмоциональность)

Ярко выраженное эмоциональное проявление собственного стиля в спортивно-игровой деятельности.

Незначительное проявление собственного игрового стиля

Слабое проявление собственного стиля ведения игры

Отсутствие собственного игрового стиля


Основной целью настоящего исследования является разработка и обоснование методики занятий спортивно-прикладной хореографией с футболистами 8-10 лет на начальном этапе обучения.

Исследования проводились в три этапа: на первом этапе изучалась научно-методическая литература, определялись цели, задачи и методы исследования, была сформулирована гипотеза.

На втором этапе проводились предварительные исследования по апробации тестов, характеризующих развитие основных проявлений пластики, определялся уровень физической подготовки юных футболистов.

На третьем этапе проводился основной педагогический эксперимент по апробированию разработанной методик развития пластичности юных футболистов.

Выявлено, что уровень проявления пластичности футболистов 8-10 лет тесно связан с развитием координационных способностей, гибкости, быстроты, творческого мышления, технической подготовленности. Таким образом, пластика футболиста является сложным интегральным показателем подготовленности спортсмена.

Недостаточно высокий уровень пластичности футболистов 8-10 лет, выявленный в ходе диагностических исследований, потребовал пересмотра некоторых методических подходов в организации тренировочных занятий.

Для проведения исследования были отобраны 2 группы юных футболистов контрольная и экспериментальная, систематически занимающихся футболом в группах начальной подготовки. В каждую группу входило по 15 человек. Контрольная группа занималась по общепринятой методика, экспериментальная по разработанной методике. Эксперимент длился в течении одного года.

До и после завершения эксперимента футболисты экспериментальной и контрольных групп были обследованы по одинаковой программе.

Перед проведением эксперимента обе группы не имеют существенно значимых отличий (Р>0,05) и являются однородными по составу.

В результате экспериментальной тренировки у футболистов экспериментальной группы произошел значительный рост показателей развития пластических способностей по всем проведенным тестам.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что учебно-тренировочные занятия с юными футболистами, проведенные по предложенной методике оказали положительное влияние на развитие пластичности.

Таким образом, в ходе экспериментальных исследований установлено, что применение в учебно-тренировочном процессе юных футболистов8-10 лет методики спортивно-прикладной хореографии способствует развитию пластичности.


Литература:

  1. Золотарев А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: Автореф.дис. … канд. пед.наук. - Краснодар, 1997. – 50с.

  2. Курысь В.Н., Грудницкая Н.Н. Ритмическая гимнастика в школе / Под ред. В.Н.Курысь. – Ставрополь: СГУ,1998. – 203с.

  3. Лях В.И. Координационные способности школьников. – Мн.: Полымя, 1989.-160с.

  4. Лисицкая Т. С. Гимнастика и танец. – М.: Советский спорт, 1988. – 56 с.

  5. Фомина Н.А., Максимова С.Ю. Прописнова Е.П. Музыкально-двигательное воспитание в области физической культуры (учебное пособие с грифом ФА по ФКиС). - Волгоград: ВГАФК, 2006. - 304 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle