Библиографическое описание:

Савина Л. Б., Мещерякова С. В., Григорян К. И. Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении физического здоровья детей [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 208-210.

Мы, взрослые, просто обязаны идти по жизни рядом с детьми,

идти вместе и дружно рука об руку,

локоть к локтю, а главное – ум к уму и доброта к доброте!

И тогда у нас все получится. Просто не может не получиться.

Соловейчик С.Л


Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. [4, с. 3]

Для решения этой задачи в дошкольном учреждении имеются физкультурный зал, спортивная площадка, групповые уголки здоровья.

Детский сад работает по единому плану физкультурно-оздоровительной работы, включающему совместную деятельность медицинского персонала, инструктора по ФИЗО, воспитателей, специалистов, родителей. К сожалению неорганизованные дети (т.е не посещающие дошкольное учреждения) лишены возможности регулярно заниматься физическими упражнениями.

В последнее время мы действительно наблюдаем снижение уровня здоровья, увеличение количества ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, увеличение количества неорганизованных детей, а так же семей, находящихся в социально опасном положении, дети в которых тоже не посещают дошкольные учреждения.

Анализ этих данных способствовал поиску новых форм организации педагогического процесса. [1, с. 244]

Для успешной и продуктивной работы детского сада по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни педагогам необходимо направлять деятельность родителей и в этом направлении обеспечивать взаимосвязь в работе с родителями воспитанников. В любой комплексной программе система физического воспитания дошкольника является частью общегосударственной системы физического воспитания, она строится с учётом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с родителями.

Семья для ребёнка - источник общественного опыта. Здесь он находит пример для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему "всем миром": детский сад, семья, общественность.

Физическое воспитание дошкольника базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлено на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Целью физического воспитания является формирование потребности у детей в здоровом образе жизни.

В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности:

  • знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья (хорошая осанка, настроение, аппетит, сон, ничего не болит), о признаках заболеваний (высокая температура, озноб, боль в горле, головная боль, насморк, потеря аппетита, покраснение глаз);

  • Знания простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины. Речь идет о том, как нужно заботиться о здоровье: соблюдать режим дня,(вовремя ложиться спать, есть во одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом),закаляться.

  • Знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка);

  • Знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни(знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культуры);

  • Знания о своих физических возможностях(уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).[2, с. 21]

Знание ребёнком основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент здорового образа жизни, способствующий в свою очередь, эффективности оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье. Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельностью с детьми, педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребёнка при поддержке ДОУ состоит в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребёнка, активном участии в создании культурных традиций детского сада. Это значит, что важным условием успешной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, по формированию у них потребности в здоровом образе жизни является и то, что "здоровый образ жизни" должен стать стилем жизни окружающих его людей, т.е. педагогов и родителей. На самом же деле необходимость организовать работу с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальной возможности каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. [4, с. 6]

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка, им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более, что многие дети большую часть времени находятся в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка.

В помощь родителям выпускаются и размещаются в родительском уголке консультации («Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста» «Активные игры с ребенком на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к гигиене» и т.д.), проводятся родительские собрания, совместные развлечения.

Ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Всегда весело и задорно проходит праздник, посвященный 23 февраля. В программе соревнований – эстафеты, конкурсы, игры, танцы. Папы принимают самое активное участие в этом спортивном празднике. Это мероприятие помогает взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания.

Непросто обучать детей играм с элементами спорта, но немного фантазии и достаточно сложная для малышей деятельность превращается в увлекательное дело. Что для этого необходимо? Игровая форма организации занятий, которые создают благоприятные условия для овладения элементарными умениями спортивных игр (футбол, хоккей, городки и др.) Игровая форма физкультурных занятий придает смысл физкультурной деятельности ребенка, помогает ему установить связь между мотивом и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений. [3, с. 19]

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком. Считаем, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.


Литература:

  1. Педагогические советы/авт.-сост. И.М.Бушнева [и др.].-Волгоград: Учитель, 2012.-250с. ISBN978-5-7057-2194-8

  2. «Дошкольное воспитание» 5/2009

  3. «Дошкольное воспитание» 5/2007

  4. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И.Крылова.-Волгоград: Учитель, 2009.-218 с.; ил. ISBN-978-5-7057-1965-5

Основные термины (генерируются автоматически): здоровья детей, здоровья ребёнка, Проблема здоровья, физического воспитания, здоровом образе жизни, физического здоровья детей, укрепления здоровья, здоровый образ жизни, организации педагогического процесса, укреплении здоровья детей, укреплению здоровья детей, психического здоровья детей, сохранении здоровья ребёнка, укрепления здоровья ребёнка, сбережении здоровья ребёнка, психологического здоровья ребёнка, Проблема здоровья школьников, групповые уголки здоровья, снижение уровня здоровья, дошкольном учреждении.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle