Библиографическое описание:

Пономарева К. А. Эколого-валеологическое образование студентов педагогического вуза [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 179-181.

На современном этапе развития общества человек становится все более активной и все более мощной силой, воздействующей на окружающую среду, в результате чего наблюдается истощение природных ресурсов, загрязнение всех компонентов природы, нарушение здоровья людей, что явно свидетельствует об углублении экологического кризиса.

В условиях ухудшения экологической обстановки, в связи с ростом уровня механизации, автоматизации, компьютеризации трудовых процессов и урбанизацией среды остро встает проблема сохранения здоровья человека, которая становится одной из глобальных проблем современности, так как имеет жизненно важное значение для всего человечества.

Именно поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач образования является формирование знаний экологии человека, раскрывающих взаимоотношения человека с окружающей средой и валеологических знаний, способствующих становлению ответственного отношения каждого человека к своему здоровью.[5]

Актуальность и высокая практическая значимость эколого-валеологической подготовки в педагогическом образовании определяет необходимость формирования экологических и валеологических знаний на всех этапах развития личности, в том числе и на профессиональном этапе.

Словосочетание “эколого-валеологические знания”, введенное З.И. Тюмасевой и используемое нами, отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов знаний. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей среды.[8] Под эколого-валеологической компетенцией понимается – уровень образованности, который характеризуется знаниями о валеологической и экологической культуре и основах безопасной жизнедеятельности, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и способах практической деятельности.

Перед высшим педагогическим образованием стоят важные социальные задачи по подготовке высококвалифицированных кадров, способных к практическому решению проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.[7]

Вопросам усиления экологической направленности педагогического образования в последнее десятилетие уделяется значительное внимание в трудах многих педагогов и методистов-биологов: Н.Д. Андреевой, Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина, Л.В. Суравегиной и других.

Только в конце XX века приходит осознание того, что судьба человечества связана с окружающей средой и в большой степени зависит от состояния природы. Человечеству становится очевидным необходимость изменения взаимоотношений с окружающей его природной средой. Многие ученые высказывают единое мнение, что в современных условиях человечество уже не может развиваться дальше без экологической ориентации во всех сферах жизни - от экономики до общественного сознания и культуры.[3]

Однако наиболее важная причина, вызывающая ослабление здоровья населения - это образ жизни, не соответствующий биологической основе организма, его генотипу. Доля влияния этого фактора на состояние здоровья человека оценивается экспертами ВОЗ в 50%. Осознание того факта, что здоровье человека в значительной степени зависит от его образа жизни и отношения к своему здоровью, привело к пониманию необходимости целенаправленного воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к здоровью, установок на здоровый образ жизни, то есть к необходимости валеологи-ческого образования.[1]

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что поведение учащихся, противоречащее принципам здорового образа жизни, обусловлено в значительной степени низким уровнем их валеологической грамотности.

Многие исследователи, занимающиеся вопросами экологического и ва-леологического воспитания, также отмечают низкий уровень знаний учащихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Вышеизложенные причины делают обоснованными попытки поиска путей формирования валеологической грамотности учащихся, личностных установок на здоровый образ жизни, ответственного отношения к собственному здоровью. Эти задачи не могут быть решены силами только медицинской науки и практического здравоохранения. По мнению ученых, все в большей степени ответственность за её выполнение переносится из сферы научных, медицинских, экологических исследований и разработок в сферу просвещения.[2]

Здоровье человека определяется комплексом взаимосвязанных факторов как социального, так и природного происхождения. Среди них наибольшее влияние оказывают образ жизни человека, качество окружающей среды, наследственность, качество жизни (степень удовлетворения своих потребностей). Реакция организма проявляется в целостном ответе на всю совокупность данных факторов в виде изменения функционального состояния. Поэтому необходимо рассматривать все факторы, влияющие на здоровье, в их единстве и взаимосвязи. В связи с этим мы считаем, что просвещение студентов в вопросах сохранения и укрепления здоровья должно осуществляться с позиций эколого-валеологического подхода. Ориентация на экологический подход в нашем исследовании объясняется необходимостью изучения человека, различных аспектов его здоровья во взаимосвязи с окружающей средой.

Очевидно противоречие между необходимостью овладения студентами педагогического вуза экологическими и валеологическими знаниями и их недостаточным отражением в теории и практике педагогического образования.

Как известно, экология человека изучает взаимосвязь здоровья и факторов окружающей среды, а валеология — взаимосвязь здоровья и образа жизни человека. На наш взгляд, данное определение категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни» позволяет констатировать, что экологическое и валеологическое воспитание должно выступить как единая система, обеспечивающая формирование гармонически развитой личности с устойчивыми формами мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, а также мотивационно-смысловыми основами адекватных типов здоровьесберегающего поведения. Однако воспитание должно быть единым с образованием и развитием. По современным представлениям образование есть одна из форм воспитания. Поэтому необходимо рассмотреть ключевые позиции эколого-валеологического образования и определить его специфику в контексте междисциплинарных корпоративных связей.[4]

Под эколого-валеологическим образованием мы понимаем процесс приобретения знаний о здоровом стиле жизни, о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека под влиянием абиогенных и биогенных факторов среды, овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и биоэнергоинформационного равновесия в природных экосистемах, оценки формирующих его факторов, а также овладения умениями его построения, освоения методов и средств пропаганды здоровья и здорового образа жизни и формирования экологического сознания, индивидуальной, экологической и валеологической культуры личности в ракурсе глобальных эколого-валеологических проблем, возникающих в условиях техногенных преобразований в окружающей среде.

Концепция формирования эколого-валеологической готовности педагогов базируется на актуализации проблем – проблем «эколого-валеологии», как науки, спроецированной на взаимосвязанные уровни обыденного познания, целенаправленного обучения, воспитания и развития:

  • область обыденного познания предпосылок современной эколого-валеологии и нарастание актуальности проблем, обусловленных познаниями о взаимоотношениях человека и общества с окружающей природно-социальной средой и самим собой;

  • научная область «эколого-валеология» - как интеграция упреждающе развившихся научных областей «экология» и «валеология» или как комплексное знание о сущностной взаимосвязи взаимоотношений человека с природно-социальной средой и самим собой;

  • педвузовская эколого-валеологическая подготовка педагогов, как педагогическая проекция эколого-валеологии на общую педвузовскую подготовку будущих педагогов;

  • эколого-валеологическое образование в средней (полной) общеобразовательной школе;

  • эколого-валеологическое образование в основной общеобразовательной школе;

  • эколого-валеологическое образование в начальной общеобразовательной школе;

  • эколого-валеологическое образование в ДОУ.[6]

Каждый из этих уровней имеет свои особенности и проблемы. И при этом названные уровни взаимосвязаны, причем эта взаимосвязь обуславливается развитием эколого-валеологии как науки, непрерывностью образования и развитием личностно-возрастных особенностей обучаемых.

Так, с одной стороны, эколого-валеологической образование каждого уровня общего образования должно обуславливаться педвузовской эколого-валеологическая подготовкой педагогов соответствующих специальностей и наоборот; с другой стороны, эколого-валеологическое образование любого уровня обуславливается еще эколого-валеологической наукой, природными и социальными факторами, а также личностно-возрастными особенностями обучаемых.

Педагог любого определенного уровня образования должен иметь представление об эколого-валеологии как науке и образовательным областям разных уровней. Тем самым, эколого-валеологическое образование является нелинейным процессом.

Анализ педагогического опыта позволяет нам выделить условие, определяющее эффективность эколого-валеологического образования — переход от знаний о здоровом образе жизни и причинах, послуживших основой нарушения экологического равновесия в среде, к программе формирования индивидуальной экологической и валеологической культуры личности. В процессе обучения это выражается в ориентации на методы и приемы, обеспечивающие формирование здоровьесберегающей образовательной среды, а в содержании обучения — в поиске ключевых понятий и терминов, на основе которых возможно формирование определенной эколого-валеологической позиции личности в отношении своего здоровья и здоровья других людей, в выработке конструктивных стратегий по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни и его ценностно-смысловых основ.

В современных требованиях к уровню подготовки педагога указывается необходимость усвоения студентами педагогического вуза знаний о взаимосвязях организма с окружающей средой, осознанием здоровья ребенка как основной ценности, формирование ответственности будущего учителя за здоровье ребенка.


Литература:

  1. Баевский, Р.М. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебно-метод. пособие в 2-х ч. Магадан: Сев.-вост. науч. Центр ДВОРАН, 1996. - 53с.

  2. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье. М., 1990.

  3. Валеология: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина СПб: Образование, 1995 - 205с.

  4. Казначеев, В.П. Экология человека: проблемы и перспективы./ В кн. Экология человека. Основные проблемы. М.: Наука, 1988. - С. 5 - 28.

  5. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб., 1998.

  6. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: монография / Л.И. Пономарева – Шадринск, 2009. – 463 с.

  7. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития. СПб., 1995.

  8. Тюмасева, З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПб.: МАНЭБ, 2002. – 380 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle