Библиографическое описание:

Пономарева К. А. Эколого-валеологическое образование студентов педагогического вуза [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 179-181.

На современном этапе развития общества человек становится все более активной и все более мощной силой, воздействующей на окружающую среду, в результате чего наблюдается истощение природных ресурсов, загрязнение всех компонентов природы, нарушение здоровья людей, что явно свидетельствует об углублении экологического кризиса.

В условиях ухудшения экологической обстановки, в связи с ростом уровня механизации, автоматизации, компьютеризации трудовых процессов и урбанизацией среды остро встает проблема сохранения здоровья человека, которая становится одной из глобальных проблем современности, так как имеет жизненно важное значение для всего человечества.

Именно поэтому в настоящее время одной из приоритетных задач образования является формирование знаний экологии человека, раскрывающих взаимоотношения человека с окружающей средой и валеологических знаний, способствующих становлению ответственного отношения каждого человека к своему здоровью.[5]

Актуальность и высокая практическая значимость эколого-валеологической подготовки в педагогическом образовании определяет необходимость формирования экологических и валеологических знаний на всех этапах развития личности, в том числе и на профессиональном этапе.

Словосочетание “эколого-валеологические знания”, введенное З.И. Тюмасевой и используемое нами, отражает не просто факт объединения экологических и валеологических знаний, а глубинную взаимосвязь, взаимообусловленность этих видов знаний. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей среды.[8] Под эколого-валеологической компетенцией понимается – уровень образованности, который характеризуется знаниями о валеологической и экологической культуре и основах безопасной жизнедеятельности, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и способах практической деятельности.

Перед высшим педагогическим образованием стоят важные социальные задачи по подготовке высококвалифицированных кадров, способных к практическому решению проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.[7]

Вопросам усиления экологической направленности педагогического образования в последнее десятилетие уделяется значительное внимание в трудах многих педагогов и методистов-биологов: Н.Д. Андреевой, Н.М. Верзилина, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, И.Н. Пономаревой, В.П. Соломина, Л.В. Суравегиной и других.

Только в конце XX века приходит осознание того, что судьба человечества связана с окружающей средой и в большой степени зависит от состояния природы. Человечеству становится очевидным необходимость изменения взаимоотношений с окружающей его природной средой. Многие ученые высказывают единое мнение, что в современных условиях человечество уже не может развиваться дальше без экологической ориентации во всех сферах жизни - от экономики до общественного сознания и культуры.[3]

Однако наиболее важная причина, вызывающая ослабление здоровья населения - это образ жизни, не соответствующий биологической основе организма, его генотипу. Доля влияния этого фактора на состояние здоровья человека оценивается экспертами ВОЗ в 50%. Осознание того факта, что здоровье человека в значительной степени зависит от его образа жизни и отношения к своему здоровью, привело к пониманию необходимости целенаправленного воспитания у подрастающего поколения ответственного отношения к здоровью, установок на здоровый образ жизни, то есть к необходимости валеологи-ческого образования.[1]

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод, что поведение учащихся, противоречащее принципам здорового образа жизни, обусловлено в значительной степени низким уровнем их валеологической грамотности.

Многие исследователи, занимающиеся вопросами экологического и ва-леологического воспитания, также отмечают низкий уровень знаний учащихся в вопросах сохранения и укрепления здоровья. Вышеизложенные причины делают обоснованными попытки поиска путей формирования валеологической грамотности учащихся, личностных установок на здоровый образ жизни, ответственного отношения к собственному здоровью. Эти задачи не могут быть решены силами только медицинской науки и практического здравоохранения. По мнению ученых, все в большей степени ответственность за её выполнение переносится из сферы научных, медицинских, экологических исследований и разработок в сферу просвещения.[2]

Здоровье человека определяется комплексом взаимосвязанных факторов как социального, так и природного происхождения. Среди них наибольшее влияние оказывают образ жизни человека, качество окружающей среды, наследственность, качество жизни (степень удовлетворения своих потребностей). Реакция организма проявляется в целостном ответе на всю совокупность данных факторов в виде изменения функционального состояния. Поэтому необходимо рассматривать все факторы, влияющие на здоровье, в их единстве и взаимосвязи. В связи с этим мы считаем, что просвещение студентов в вопросах сохранения и укрепления здоровья должно осуществляться с позиций эколого-валеологического подхода. Ориентация на экологический подход в нашем исследовании объясняется необходимостью изучения человека, различных аспектов его здоровья во взаимосвязи с окружающей средой.

Очевидно противоречие между необходимостью овладения студентами педагогического вуза экологическими и валеологическими знаниями и их недостаточным отражением в теории и практике педагогического образования.

Как известно, экология человека изучает взаимосвязь здоровья и факторов окружающей среды, а валеология — взаимосвязь здоровья и образа жизни человека. На наш взгляд, данное определение категорий «здоровье» и «здоровый образ жизни» позволяет констатировать, что экологическое и валеологическое воспитание должно выступить как единая система, обеспечивающая формирование гармонически развитой личности с устойчивыми формами мотивации на здоровье и здоровый образ жизни, а также мотивационно-смысловыми основами адекватных типов здоровьесберегающего поведения. Однако воспитание должно быть единым с образованием и развитием. По современным представлениям образование есть одна из форм воспитания. Поэтому необходимо рассмотреть ключевые позиции эколого-валеологического образования и определить его специфику в контексте междисциплинарных корпоративных связей.[4]

Под эколого-валеологическим образованием мы понимаем процесс приобретения знаний о здоровом стиле жизни, о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека под влиянием абиогенных и биогенных факторов среды, овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и биоэнергоинформационного равновесия в природных экосистемах, оценки формирующих его факторов, а также овладения умениями его построения, освоения методов и средств пропаганды здоровья и здорового образа жизни и формирования экологического сознания, индивидуальной, экологической и валеологической культуры личности в ракурсе глобальных эколого-валеологических проблем, возникающих в условиях техногенных преобразований в окружающей среде.

Концепция формирования эколого-валеологической готовности педагогов базируется на актуализации проблем – проблем «эколого-валеологии», как науки, спроецированной на взаимосвязанные уровни обыденного познания, целенаправленного обучения, воспитания и развития:

  • область обыденного познания предпосылок современной эколого-валеологии и нарастание актуальности проблем, обусловленных познаниями о взаимоотношениях человека и общества с окружающей природно-социальной средой и самим собой;

  • научная область «эколого-валеология» - как интеграция упреждающе развившихся научных областей «экология» и «валеология» или как комплексное знание о сущностной взаимосвязи взаимоотношений человека с природно-социальной средой и самим собой;

  • педвузовская эколого-валеологическая подготовка педагогов, как педагогическая проекция эколого-валеологии на общую педвузовскую подготовку будущих педагогов;

  • эколого-валеологическое образование в средней (полной) общеобразовательной школе;

  • эколого-валеологическое образование в основной общеобразовательной школе;

  • эколого-валеологическое образование в начальной общеобразовательной школе;

  • эколого-валеологическое образование в ДОУ.[6]

Каждый из этих уровней имеет свои особенности и проблемы. И при этом названные уровни взаимосвязаны, причем эта взаимосвязь обуславливается развитием эколого-валеологии как науки, непрерывностью образования и развитием личностно-возрастных особенностей обучаемых.

Так, с одной стороны, эколого-валеологической образование каждого уровня общего образования должно обуславливаться педвузовской эколого-валеологическая подготовкой педагогов соответствующих специальностей и наоборот; с другой стороны, эколого-валеологическое образование любого уровня обуславливается еще эколого-валеологической наукой, природными и социальными факторами, а также личностно-возрастными особенностями обучаемых.

Педагог любого определенного уровня образования должен иметь представление об эколого-валеологии как науке и образовательным областям разных уровней. Тем самым, эколого-валеологическое образование является нелинейным процессом.

Анализ педагогического опыта позволяет нам выделить условие, определяющее эффективность эколого-валеологического образования — переход от знаний о здоровом образе жизни и причинах, послуживших основой нарушения экологического равновесия в среде, к программе формирования индивидуальной экологической и валеологической культуры личности. В процессе обучения это выражается в ориентации на методы и приемы, обеспечивающие формирование здоровьесберегающей образовательной среды, а в содержании обучения — в поиске ключевых понятий и терминов, на основе которых возможно формирование определенной эколого-валеологической позиции личности в отношении своего здоровья и здоровья других людей, в выработке конструктивных стратегий по формированию культуры здоровья, здорового образа жизни и его ценностно-смысловых основ.

В современных требованиях к уровню подготовки педагога указывается необходимость усвоения студентами педагогического вуза знаний о взаимосвязях организма с окружающей средой, осознанием здоровья ребенка как основной ценности, формирование ответственности будущего учителя за здоровье ребенка.


Литература:

  1. Баевский, Р.М. Валеология и проблемы самоконтроля здоровья в экологии человека: Учебно-метод. пособие в 2-х ч. Магадан: Сев.-вост. науч. Центр ДВОРАН, 1996. - 53с.

  2. Брехман, И.И. Валеология — наука о здоровье. М., 1990.

  3. Валеология: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина СПб: Образование, 1995 - 205с.

  4. Казначеев, В.П. Экология человека: проблемы и перспективы./ В кн. Экология человека. Основные проблемы. М.: Наука, 1988. - С. 5 - 28.

  5. Колбанов, В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб., 1998.

  6. Пономарева, Л.И. Методология формирования эколого-валеологической готовности будущих педагогов в условиях модернизации естественнонаучного образования: монография / Л.И. Пономарева – Шадринск, 2009. – 463 с.

  7. Татарникова, Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития. СПб., 1995.

  8. Тюмасева, З.И. Валеология и образование / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша. – СПб.: МАНЭБ, 2002. – 380 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образ жизни, образа жизни, окружающей средой, здоровья человека, здоровый образ жизни, эколого-валеологическое образование, здорового образа жизни, педагогического вуза, студентами педагогического вуза, сохранения здоровья, сохранения здоровья человека, валеологических знаний, жизни человека, ответственного отношения, педагогического образования, валеологической культуры личности, укрепления здоровья, состояние здоровья человека, образ жизни человека, развития здоровья человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle