Библиографическое описание:

Федорович С. В., Дьячков В. А., Козырева О. А. Условия и специфика самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 191-193.

Современная педагогическая практика находит новые ресурсы, средства, методы, технологии организации педагогического взаимодействия, фасилитирующего процесс становления личности в деятельности и общении.
Остановимся на определении терминов, выявлении специфики и условий самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК.
Из многообразия дефиниций категории «самореализация» мы выделим и уточним следующее: самореализация – это ситуативно реализуемая способность личности в усвоении различных норм поведения, системы ценностей, моральных качеств, норм культуры, создающих условия для пополнения и трансформации опыта деятельности и сознания продуктов науки, искусства, культуры, спорта, учения, игр и пр., раскрывающих поле каждого человека в его подлинной природе, мультисредовых и личностных ограничениях и возможностях, системно определяющих место и роль в культурно-антропологических системах единиц, измеряющих как человека, так и общество в целом.
Под социализацией мы будем понимать процесс и механизм формирования у человека различных социально, профессионально и личностно значимых и востребованных моделей отношений, поведения, взаимодействия, качеств личности, компетенций, ценностных, общекультурных и профессиональных ориентаций, фасилитирующих преобразование объективной реальности, системно трансформирующих сознание субъекта деятельности и модели деятельности в структурах самоопределения (самодетерминации), самоидентификации, саморазвития, самореализации, самосовершенствования, где социальная и профессиональная среда играет роль купели, колыбели и стези в микро-, мезо-, макро- и мегаусловиях постановки и решения противоречий, дилемм, проблем и задач нами описываемого процесса и механизма.
Под самосовершенствованием будем понимать результат построения и освоения программы самостоятельного пополнения знаний, формирования умений, навыков, компетенций, ценностей и ценностных ориентаций, моделей познания, преобразования внутреннего и внешнего в среде, деятельности, общении, системно преобразующих мировоззрение, качество жизни и продуктов культуры, спорта, искусства и науки.
Неоднородность выявления условий и специфики самореализации и самосовершенствования будущих педагогов по ФК обусловлена мультисредовыми изменениями ценностного и гносеологического генеза. Так, полисистемные и мультисредовые отношения предопределяют построение модели познания, преобразования объективной реальности, т.е. иными словами – многосистемность и многодерменированность всех возможностей, качеств, условий, продуктов, тенденций, факторов, ограничений и пр. представляет собой, с одной стороны, – синергетически регулируемую систему, с другой стороны, – ситуативно допустимую возможность, сохраняющую общество в рамках того или иного ряда ценностей, знаний, компетенций, моделей и пр.
Практика формирования и становления будущего педагога по ФК имеет многовариантные особенности, мы остановимся на процессах формирования личности в контексте самореализации и самосовершенствования.
Выделим условия самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК в структуре педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия:
I. Общепедагогические условия базируются на соблюдении следующих принципов педагогического взаимодействия:
  • принцип научности, последовательности, системности, систематичности, целостности, обусловленности педагогического воздействия и взаимодействия;
  • принцип прочности, востребованности, субъектной позиции личности в структуре социально-, профессиональнои личностно-ролевых отношений и моделей преобразования объективной реальности;
  • принцип становления, формирования и развития личности в среде, деятельности и общении;
  • принцип единства воспитания, обучения, образования, развития, социализации и адаптации;
  • принцип перехода от воспитания к самовоспитанию, от обучения к самообучению, от развития к саморазвитию, от контроля к самоконтролю, от образования к самообразованию;
  • принцип учета системы ограничений и возможностей в постановке и решении проблем, дилемм, задач и пр. в условиях определения и реконструкции норм и моделей природосообразного и культуросообразного образования и обучения;
  • принцип определения, изучения, учета методологического потенциала и достигнутого уровня культуры отношений и гносеологических основ изучения и преподавания дисциплин в педвузе;
  • принцип самодетерминации и синергизма в выборе общепедагогического начала и основ формирования знаний и компетенций по педагогическому профилю обучения.
II. Общедидактические условия вия базируются на соблюдении следующих принципов педагогического взаимодействия:
  • принцип формирования профессионально-педагогической культуры, культуры самостоятельной работы, общей и коммуникативной культуры;
  • принцип формирования позитивной самооценки и внутренней мотивации деятельности при учете необходимого уровня притязаний и объективной сооценки и взаимооценки у будущего педагога по ФК;
  • принцип единства видов обучения в структуре решения познавательных и профессионально-педагогических задач;
  • принцип оптимизации ресурсов антропологического поля в контексте определения целей, задач, методов, форм, принципов, условий, средств, методик и технологий педагогического взаимодействия;
  • принцип дихотомического сочетания инновационного и традиционного в постановке и решении задач оптимизации учебной, воспитательной, досуговой, просветительской, здоровьесберегающей и пр. деятельности;
  • принцип выбора оптимальных, разнообразных профессионально и личностно обусловленных форм обучения и контроля в структуре обучения и педагогического взаимодействия.
III. Общеметодические условия вия базируются на соблюдении следующих принципов педагогического взаимодействия:
  • принцип учета индивидуальных особенностей личности и специфики преподаваемого предмета;
  • принцип формирования методического потенциала будущего педагога по ФК в структуре учета ФГОС и системы федерального, регионального, внутришкольного, мультигруппового и полисубъектного осознания, постановки и решения противоречий современной системы образования;
  • принцип управления и коррекции в модели педагогической практики и взаимодействия в структуре учета всех звеньев образовательных и мультикультурных объединений;
  • принцип выращивания личности в среде профессиональной, научно-педагогической, культурно-просветительской и спортивно-оздоровительной деятельности.
IV. Здоровьесберегающие условия вия базируются на соблюдении следующих принципов педагогического взаимодействия:
  • принцип формирования профессиональных, социальных и личностных интересов обучающихся, студентов и слушателей в поле идей гуманно-личностной и здоровьесберегающей педагогической теории и практики;
  • принцип формирования потребностей в здоровом образе жизни и его пропаганде;
  • принцип получения высоких достижений в спорте, науке, искусстве, культуре согласно ситуативного, личностного и профессионально значимого акме;
  • принцип учета специфики определения способностей, склонностей, предпочтений согласно постановки и реализации условий нормального распределения в структуре педагогического взаимодействия.
Под условиями мы будем понимать выявленную и регулируемую систему ограничений и возможностей педагогического и профессионально-педагогического генеза, фасилитирующих постановку и решение проблем, задач, дилемм, противоречий и пр. в поле реализации моделей педагогического взаимодействия, определяемых в контексте единиц современной дидактики (виды, принципы, формы, методы, приемы, средства, методики, технологии и пр.).
Условия самореализации и самосовершенствования будущего педагога по ФК в структуре педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия реализуются выбором системы методов, форм, средств, ресурсов, технологий современной педагогики.
Нами выделено 4 группы условий, которые описываются принципами современной педагогики. Каждый принцип реализуется на определенных учебных занятиях (формы обучения) при учете оптимизации выбора и использования методов и средств, целей и задач ситуативно, личностно и профессионально выбранной формы обучения, выделенной дисциплины и разработанной программы изучения данной дисциплины, ресурсов того или иного институционного (суз, вуз, система переподготовки и пр.), регионального, государственного объединения.
Педагог по ФК в структуре своей будущей профессиональной деятельности осуществляет процессы самореализации и самосовершенствования, данные процессы могут быть отслежены в исследовании профессионально-педагогических кейсов [3] и самопрезентаций, анкет и наблюдений. Более того, целесообразность системного и мультисредового определения основ выявляемых противоречий есть одно из качеств современной системы образования, фасилитирующей становление личности как профессионала-труженика, семьянина, гражданина.
Подготовка бакалавров и магистров отличается от подготовки специалиста – педагога по ФК, – здесь инертность и менталитет общества не всегда бывают в пользу инновационного преобразования всех звеньев учебного и внеучебного процесса. Традиционная педагогическая теория и практика нашей страны накопила колоссальную копилку педагогических и дидактических ресурсов и знаний, вся совокупность которых практически не используется в структуре реализации ФГОС бакалавриата и магистратуры.
Видовая типология обучения и образования за многолетнюю практику выявила тенденцию продуктивного использования общепедагогического, обще- и частнодидактического знания, так на одном репродуктивном знании не может быть построена средняя, а уж тем более высшая школа. Современные виды обучения (например, дистанционное) не достаточно разработаны в структуре общедидактического и частнометодического обеспечения, а обезличивание трудов и практик, плагиат и бесконтрольность, безответственность в представляемой информации и учебно-информационном обеспечении как формы деформаций современной системы образования и науки будут нерешаемыми в нашем обществе из-за снижающегося уровня культуры, гуманизма в полном смысле данного феномена, искажении основ наук в несогласованной оценке присвоенного результата труда и благ в целостном понимании данной проблемы, а также нежелание учитывать ресурсы антропологического фактора и условия нормального распределения в структуре выделения той или иной проблемы, тормозящей развитие общества, т.к. создание материальных благ и их распределение – проблема не одного поколения, пытающегося найти уникальные способы преобразования среды и формирования и развития личности в ней. Распределение Гаусса (нормальное распределение) нам позволяет сделать вывод о невозможности неустанной чистки общества (устранения определённых 5% слева на кривой), т.к. данный процесс будет идти до самого последнего – последнего человека. Непонимание того, что продукты обучения, науки, спорта, искусства, Цивилизации в целом получаются 5-ю процентами справа (кривая Гаусса), но в разных системах отсчета один и тот же человек может находиться в разных группах, поэтому все 100 % генеральной совокупности субъектов нами рассматриваемого поля могут создавать блага и ценности в меру грамотно выбранных методов, средств, целей, задач, технологий организации педагогического взаимодействия и направления той или иной практики.
Следует учитывать выше определенные идеи, но их реализация не всегда дает тот программируемый прирост ценностно-гносеологического и продуктивно-средового потенциала, т.к. полисубъектные отношения непредсказуемы, а феноменология психосоциальной аллергии в русле непонимания основ ее – зловещая система деформаций личностного, социального и профессионального аспектов взаимодействия.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Козырева, О. А. Обучение как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – 363 с. – ISBN 978–5–7148–0360–4.
  3. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре :учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle