Библиографическое описание:

Алиомаров Л. М., Магомедова М. А., Курбанов А. З. Формирование технологической культуры студентов технолого-экономического факультета в условиях гуманизции образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 165-167.

Ключевые слова: гуманизация, развитие, переориентация, технологическая культура, мотивация, когнитивность, рефлексия, профессиональные качества, воспитание, операционно-деятельностный компонент.


На современном этапе развития общества есть реальная возможность получить не только базовые профессиональные знания, но и овладеть общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, в том числе и связанных с кадровым потенциалом образования. Развитие личности зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен не только культурологический подход к отбору содержания образования, но и гуманизация содержания образования.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав и достоинства каждого человека. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития [1. c.30].

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей, <…> быть экономически и юридически грамотным человеком [1. с.75].

Гуманизация требует изменения отношений в системе «преподаватель – студент», «студен – преподаватель», «преподаватель – аудитория», «студент – студент», – установления связей сотрудничества и взаимодействия в решении педагогической задачи. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов, форм, средств и приёмов работы учителя.

Применяемые формы и методы должны характеризовать уровень сформированности технологической культуры будущих учителей технологии.

Сущность сложного и объемного понятия «технологическая культура личности» можно охарактеризовать с помощью большого количества показателей, для которых имеют значение психологические составляющие. При выявлении показателей результативности прежде всего, надо исходить из проблемы и цели исследования. С помощью анализа структурных компонентов технологической культуры личности и основных направлений деятельности по ее формированию у студентов ТЭФ, можно определить показатели сформированности по каждому из ее основных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного и операционно-деятелыюстного.

Так, развитие мотивационно-ценностного компонента может быть определено по следующим показателям: нравственные качества личности, отношение студента к процессу и результату труда, развитие волевых качеств, направленность на сотрудничество в коллективе.

Этот компонент тесно связан с когнитивным компонентом технологической культуры. По мнению ученых, когнитивный компонент включает объем научных и технологических знаний и представляет собой результат познавательной и практической деятельности человека. Для успешного выполнения любой деятельности необходимо знание двух видов: знание об окружающей действительности (об объекте деятельности) и знание о способах выполнения деятельности, отдельных действий (технологические знания) [2 ].

Анализ содержания когнитивного компонента технологической культуры в качестве основных критериальных показателей позволили выделить следующие знания: технологические, экологические, экономические, графические, и т.д.

На наш взгляд, содержание мотивационно-ценностного и когнитивного компонентов предопределяет сформированность учителя в профессиональной деятельности. Операционно-деятельностный компонент технологической культуры личности, основанный на комплексе профессионально значимых умений и навыков, характеризует реализацию профессиональных качеств личности.

Анализ операционно-деятельностного компонента технологической культуры позволил нам в качестве критериальных показателей выделить:

  • умение применять знания на практике в знакомой и новой ситуации;

  • умение планировать и организовывать деятельность;

  • умение выполнять графические и технологические операции;

  • умение и навыки самоконтроля.

Перечисленные показатели могут характеризовать развитие, как отдельных компонентов, так и исследуемого интегрального образования в целом.

Выделенные критериальные показатели не исчерпывают всего многообразия качественных характеристик сформированности технологической культуры студента ТЭФ, но, по нашему мнению, они являются наиболее значимыми.

Выбор изложенных показателей сформированности был обусловлен содержанием и структурой технологической культуры личности, а также соответствием теоретической модели этим показателям.

При определении уровней сформированности технологической культуры личности на выявленные качества, знания и умения мы выделили три уровня сформированности технологической культуры: высокий, средний и низкий.

На высоком уровне (планируемом, желаемом) профессиональные качества проявляются постоянно, студент обладает глубокими и прочными теоретическими и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для выполнения преобразовательной деятельности, проявляет инициативу, творчески подходит к решению проблем, возникающих в процессе подготовки профессиональной деятельности в вузе или в период прохождения производственной или технологической практик.

Средний уровень (приемлемый, удовлетворительный) характеризуется неустойчивым отношением студента к преобразующей деятельности; способностью применять теоретические и технологические знания в определенной или конкретной, легко прогнозируемой ситуации, использовать в учебно-трудовой деятельности итоговый самоконтроль и элементы рефлексии; зависимостью нравственно-волевых качеств от отношения к конкретному виду деятельности.

Низкий уровень (недостаточный, неопределенный) характеризуется недостаточно глубокими и обширными теоретическими и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для выполнения преобразовательной деятельности, отрицательным, а иногда и безразличным отношением к процессу и результату познавательной, профессиональной деятельности; итоговый самоконтроль студент использует крайне редко.

Таким образом; сформированность технологической культуры будущего учителя как единство мотивационно-ценностного, когнитивного и операционно-деятельностного компонентов и определили ее уровни сформированности технологической культуры личности.

Отметим, что в настоящее время нет точных способов, по которым можно было бы без особых сложностей определить более или менее объективно уровень сформированности технологической культуры. Основным методом исследования уровня сформированности технологической культуры служит наблюдение. При всех его недостатках (некоторые неточности, зависимость результатов от особенностей восприятия и понимания ситуаций наблюдателем и пр.) именно оно способно дать целостное представление о таком сложном явлении, как формирующаяся технологическая культура.

Результаты анкетирования учителей технологии общеобразовательных школ показали, что большинство респондентов имеют лишь общее понятие об уровне сформированности технологической культуры учащихся, лишь 49,2 % опрошенных нами учителей-практиков выделили личностные качества (аккуратность, точность, ответственность, организованность), которые лежат в основе технологической культуры личности, 28,2 % - назвали показатели исполнительности (умение организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, умения грамотно выполнять технологические операции) как важные профессиональные качества рабочего. Важность овладения соответствующими знаниями и умениями, необходимыми для организации любой трудовой деятельности, наличия умений применения их на практике, технологически грамотное отношение к процессу трудовой деятельности отметили лишь немногие учителя.

С целью определения уровня мотивационно-ценностного компонента технологической культуры использовали различные методы исследования: анкетирование, педагогическое наблюдение, экспертную оценку, беседы и др. Уровень сформированности когнитивного компонента был установлен с помощью тестирования и анкетирования. Когнитивный компонент конкретизировался в процессе наблюдений за действиями студентов на занятиях и во внеаудиторное время (производственной и учебно-технологической практик) и на основе анализа продуктов их деятельности.

В целях повышения уровня сформированности технологической культуры у будущих учителей и подготовки их к проведению этой работы со школьниками на уроках технологии был внедрен в учебный процесс ТЭФ спецкурс «Основы технологической культуры». Его целью стало обобщение и систематизация всех полученных в различных учебных курсах знаний, умений и навыков, связанных с обучением и воспитанием учащихся в процессе преподавания курса «Технология». Данный спецкурс предусматривал решение следующих задач:

  • формирование у студентов представления о сущности технологической культуры;

  • вооружение их специальными теоретическими и методическими знаниями, связанными с формированием у школьников технологической куль туры;

  • ознакомление их с особенностями организации этого процесса, исходя из возрастных особенностей детей;

  • формирование умений и навыков организации проектной деятельности и т.д.

Программа спецкурса предусматривала проведение лекционных и практических занятий, а также выполнение студентами целого ряда заданий в период производственной и учебно-технологической практик.

Практические занятия предусматривали овладение студентами ТЭФ знаниями и умениями формирования технологической, социальной и познавательной направленности личности ученика, а также воспитание у него общественно-субъектной позиции при выборе будущей профессиональной деятельности.

Для изучения процесса технологизации содержания профессионального образования, осуществляемого на ТЭФ, был использован анкетный опрос.

Результаты анкетного опроса студентов ТЭФ и преподавателей спецдисциплин показали, что после производственной практики значительно выше уровень сформированности технологической культуры студентов.

Анализ данных, полученных нами в ходе опытно-экспериментальной работы, наглядно показывает, что внедрение разработанной нами модели процесса формирования технологической культуры у студентов ТЭФ, учитывающей требования гуманизации образования, позволяет повысить уровень сформированности технологической культуры студентов ТЭФ. Количество членов экспериментальной группы, имевших низкий уровень ее сформированности до формирующего этапа эксперимента, по основным показателям значительно снизилось, тогда как в контрольной группе изменения количества студентов с низким уровнем развития основных критериальных показателей незначительны. Число студентов, отнесенных нами к экспериментальной группе и находящихся на среднем уровне развития пяти основных показателей сформированности у них технологической культуры, после проведения соответствующей работы, предусматривающей усиление гуманистической и технологической направленности учебно-воспитательного процесса ТЭФ, на формирующем этапе эксперимента значительно увеличилось. Произошел в ходе эксперимента и количественный рост данных, характеризующих динамику развития уровня основных показателей сформированности технологической культуры у студентов экспериментальной группы. Это доказывает и то, что выбранные нами педагогические условия обеспечивают повышение уровня сформированности у студентов ТЭФ технологической культуры.

Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что повышению технологической культуры способствуют внедрение в учебный процесс спецкурсов в частности «Основы технологической культуры», а также производственная и технологическая практики.


Литература:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А.П едагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.

  2. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования //Педагогика. 2000. - № 9. – С3-10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle