Библиографическое описание:

Паукова А. М. Влияние психосоциального здоровья на мотивацию обучения студентов [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 175-179.

В статье рассматривается вопрос о влиянии психосоциального здоровья студентов на мотивацию обучения. Исследованием были охвачены учащиеся первого и четвертого курсов гуманитарных специальностей, результаты которого представлены в данной статье. Выявлены статистическими методами обработки данных взаимосвязи показателей психосоциального здоровья (самоуважения и самооценки) с мотивацией обучения.

Ключевые слова: психосоциальное здоровье, мотивация к обучению, самоуважение, самооценка.


The article looks into a matter of impact of psychological health on students’ motivation for education. First- and fourth-year students of faculty of arts have been covered by a research. Results of the research are presented in this article. Experimental statistics have revealed relationships between psychological health (self-respect and self-appraisal) records and motivation for education.

Key words: psychological health, motivation for education, self-respect, self-appraisal.


Мотивация относится к наиболее важному фактору, способствующему учебной деятельности студентов и определяющему пути их профессионального становления. В последние годы все чаще учение рассматривают как активную деятельность обучающегося по самоизменению, где наиболее важным становится умение учащегося организовать свою самостоятельную учебную работу, а на плечи преподавателей возлагаются функции введения их в учебную деятельность, направления и ориентирования в приобретении знаний, оказании консультационной помощи и т.д. Но, помимо этого, немаловажным остается и учет тех факторов, которые оказывают влияние на эффективность обучения молодежи.

Эффективность обучения молодежи во многом зависит от изучения факторов, которые, в свою очередь, могут либо положительно, либо отрицательно повлиять на мотивационную составляющую учебной деятельности. Как показывают исследования, к таким факторам относятся и особенности семейного воспитании и его приоритетов, и социальное окружение молодежи, и их социальные контакты, а также и личностные факторы: самооценка, уверенность в себе, в своих возможностях, эмоционально-чувственные переживания, уровень притязаний и стремлений, ценностные ориентации.

Особенности семейного воспитания накладывают опечаток на формирование психики, а существующие взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование потребностно-мотивационной системы, социальных стереотипов, так как семье принадлежит особая роль в формировании мировоззрения и поведения индивида.

Социальное окружение и социальные контакты влияют на удовлетворение личностью своих вторичных потребностей (первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта), достижению поставленных целей, формированию социальной активности личности, так как, погружаясь в ту или иную социальную группу, человек становится носителем ее правил.

Результативность учебной деятельности обучающегося зависит от приложенных им усилий, от характерных личностных особенностей и возможностей, а также от развития самоопределения, самоактуализации, самореализации.

А.М.Новиков утверждает, что «самоопределение – это основанный на свободном волеизъявлении выбор индивидом своего жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях. Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей» [1].

А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И.С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» [5].

Приведенные определения неразрывно связаны с личностной самооценкой, обращением личности к рефлексивным процессам, с ее мотивационной сферой, а также, по мнению психологов, имеют непосредственное отношение к состоянию психосоциального здоровья, которое понимается как жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. Психосоциальное здоровье включает в себя психическое, эмоциональное, социальное, интеллектуальное и духовное здоровье. Как известно, доминирующая причина нарушений психосоциального здоровья – недостаточная зрелость личности, что проявляется в недостаточно высокой самооценке, достоинстве, неумении управлять своими эмоциями, преодолевать напряжение и тревожность, конструктивно разрешать конфликты [2].

В контексте данной статьи мы рассматриваем учащихся студенческого возраста, которые, согласно психосоциальным стадиям развития, выделенным Эриком Эриксоном, соответствуют стадии юности (студенты 1 курса, 18-20 лет) и стадии молодости (студенты 4 курса, 20-22 года): «Юность – это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни» [4]. Юношескому возрасту ученым отведено особое значение, так как считал его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека, когда он сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними новыми требованиями, а восприятие себя молодым должно подкрепляться межличностными взаимоотношениями. И от того, насколько благополучно протекает этот период, и какие социальные факторы при этом оказывают на него влияние, зависит успешность перехода в стадию молодости, которая относится ученым к формальному началу взрослой жизни, связанной с периодом получения профессии.

Наше исследование было направлено на изучение взаимосвязи показателей психосоциального здоровья, а именно самооценки, самоуважения с мотивационной направленностью в обучении у современной студенческой молодежи. Для этого нами были использованы методы: а). опроса – для оценки самоуважения (осознание своего «я» и последующий анализ соответствия «я» - имеющегося и «я» - идеального); б). тестирования – для изучения уровня общей самооценки; в). анкетирования – для определения мотивации обучения в вузе (методика Т.И.Ильиной) и изучения мотивов учебной деятельности студентов (методика А.А.Реана и В.А.Якунина). В исследовании приняли участие студенты первых (128 человек, из них 78 девушек и 50 юношей) и четвертых курсов (102 человека, из них 69 девушек и 33 юноши) гуманитарных специальностей.

Общее самоуважение оценивалось баллами от 0 до 20, где набравшие от 0 до 10 были отнесены к группе низкого самоуважения (7,8% от общего числа студентов первого курса составили группу с низким уровнем самоуважения, а именно это были девушки), а остальные, набравшие от 11 до 20 баллов, – к группе с высоким уровнем самоуважения. Согласно психологическим исследованиям, самоуважение складывается из чисто эмоционального компонента (то, как и что личность чувствует о самом себе, отдельно и вне зависимости от кого-либо или чего-либо) и ощущениями личностью уровня своей компетентности в том, что она делает (представление того, насколько личность справляется с важными областями своей жизни). Это внутренний диалог личности с собой, показатель способности личности применять рефлексивные приемы рассмотрения и анализа своих знаний, поступков, поведения, размышляя при этом об их границах и значении. Самоуважение включает в себя самоодобрение: личность будет испытывать дискомфорт во внутреннем мире до тех пор, пока не одобрит себя, не согласится со своими слабыми и сильными чертами, а для этого необходимо, чтобы кто-то со стороны сначала одобрил ее. Это достаточно сильное качество, которое личность приобретет только тогда, когда научится без прикрас понимать себя, разовьет в себе самосознание. Мы полностью разделяем мнение ученых, что самоуважение играет ведущую роль в достижениях и успехах личности: насколько личность ощущает силу в своей сфере деятельности, настолько она испытывает личностное самоуважение и укрепляется в чувстве собственной значимости, активна, более успешна во взаимоотношениях с окружающими. Показатель того, что в нашем первом опросе определились студенты (а это были девушки) с низким уровнем самоуважения, свидетельствует о том, что они склонны к чересчур сильному разбору внутреннего характера своих черт и особенностей, слишком самокритично относятся к своей личности, что негативно может оказать влияние на уровень их самооценки, взаимоотношения с окружающими, а в последующем укорениться и повлиять на психосоциальное здоровье.

Самоуважение личности нераздельно связано с ее самооценкой, поэтому нам представлялось важным определить, насколько и как себя оценивают молодые люди, узнать их уровень самооценки. Для этого нами была применена методика [6], которая позволила личности самостоятельно определить идеальные и свои реальные качества, связанные с межличностными отношениями и общением, с поведением, деятельностью, а также существующие переживания и чувства, что, в свою очередь, определяет уровень активности личности. Данная методика позволила установить, насколько субъект исследования соотносит свои возможности и способности, и насколько оптимальна или неоптимальна его самооценка, переходящая в потребность личности в самоутверждении, в стремление найти свое место. Результаты исследования самооценки приведены в Таблице 1, где к оптимальной относятся самооценки «высокий уровень» и «выше среднего», которые свидетельствуют о том, что личность уважает себя, довольна собой, а также «средний уровень», при котором личность уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к саморазвитию. Неадекватно завышенная самооценка способствует тому, что у личности возникает неправильное представление о себе, вследствие чего восприятие реальной действительности искажается, происходит сбой в эмоциональной сфере. Заниженная же самооценка приводит к неуверенности, и личность старается оградить себя от труднодостижимых целей, становится слишком критична к себе. Такая оценка оказывает влияние на формы личностной активности такие, как: общение, поведение, деятельность, переживания, и приводит личность к неуверенности в себе, робости, невозможности раскрыть и реализовать свои возможности. В таблице представлены результаты в процентном соотношении отдельно по студентам первого и четвертого курса. Сопоставляя результаты определения уровня самоуважения и самооценки, следует обратить внимание на тот факт, что студенты, составившие группу с низким уровнем самоуважения, относятся и к числу студентов с самооценкой «ниже среднего», что подтверждает наши выводы, сделанные выше.

Таблица 1


Уровни самооценки


Неадекватно низкий

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекватно высокий

I курс

М

-----------

----------

----------

14%

20%

26%

40%

Ж

-----------

----------

12,8%

15,4%

19,2%

24,4%

28,2%

IV курс

М

-----------

----------

----------

27,3%

30,3%

21,2%

21,2%

Ж

-----------

----------

-----------

26%

37,7%

27,5%

8,7%


Как видно из приведенной таблицы среди студентов первого курса, преобладает процент учащихся, которые набрали неадекватно высокий уровень самооценки, что свидетельствует о явных признаках нарушения в эмоциональной сфере и принятием себя в действительности. Это может также быть и показателем того, что данные студенты, особенно это касается юношей, пребывают все еще в состоянии «юношеского максимализма». С одной стороны, такое положение вещей может положительно повлиять на учебный процесс, подталкивая молодого человека к достижению поставленной цели, а может и отрицательно повлиять на эмоциональную, коммуникативную сферы, выражаясь в глупом упрямстве, нарушении эмпатийных реакций. Настороженность также вызывают девушки с низким уровнем самооценки и самоуважения, так как это может наложить серьезный отпечаток на психосоциальном здоровье и создавать, тем самым, трудности в учебной деятельности, в процессах адаптации и коммуникации, взаимосвязь которых мы прослеживаем в контексте данной статьи.

Следующим этапом нашего исследования было изучение мотивации обучения в вузе по методике Т.И.Ильиной [3, с.491-493], результаты которого приведены в Таблице 2.

Таблица 2


Шкалы


Приобретение знаний

Овладение профессией

Получение диплома

I курс

22,6%

26,6%

50,8%

IV курс

50%

38,2%

11,8%


Как видно из приведенной таблицы, у большинства студентов первого курса мотивацией обучения в вузе выступает фактор «получения диплома», что говорит об искаженном понимании учебного процесса, что выражается в отношении к учебе только с позиции формального усвоения знания и стремлением найти обходные пути при сдаче зачетов и экзаменов. В это число как раз вошли те студенты, чья самооценка соответствует неадекватно завышенному уровню, что может свидетельствовать о том, что личность данного возрастного периода претерпевает внутреннюю борьбу становления своего Эго и тяжело принимает новые социальные правила и требования. А показатели студентов четвертого курса говорят об обратном: личность благополучно прошла этап перехода от Юности в Молодость, адаптирована в социальной группе студентов вуза и преподавателей, а учебный процесс рассматривает как средство приобретения новых и необходимых знаний для выбранной профессиональной деятельности.

После этого студентам была предложена анкета (по методике А.А.Реана и В.А.Якунина) [3, с.493-495], в которой перечислены мотивы учебной деятельности. Обработка результатов выполнялась по первому варианту данной методики (из 16 приведенных мотивов необходимо было выбрать 5 наиболее важных): по каждому студенту проводился качественный анализ ведущих мотивов, после чего по всей выборке (группе) определялась частота того или иного мотива. Результаты доминирующих мотивов у студентов I курса приведены в Таблице 3, а у студентов IV курса – в Таблице 4.

Таблица 3

Мотив

Место выбора

Получить диплом

1

Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично»

2

Выполнять педагогические требования

3

Приобрести глубокие и прочные знания

4

Добиться одобрения родителей и окружающих

5


Таблица 4

Мотив

Место выбора

Приобрести глубокие и прочные знания

1

Стать высококвалифицированным специалистом

2

Не запускать изучение предметов учебного цикла

3

Получить интеллектуальное удовлетворение

4

Добиться одобрения родителей и окружающих

5


Результаты анкетирования по данным методикам подтверждают, что у большинства студентов первого курса ведущим мотивом (наиболее часто встречающийся в ответах, и, соответственно, занявший первое место) учебной деятельности выступает мотив получения диплома, что совпадает и с мотивацией обучения в вузе, а у большинства студентов четвертого курса ведущим мотивом является мотив приобретения глубоких и прочных знаний, что также совпадает с мотивацией обучения. Такие показатели свидетельствуют о том, что студенты первого курса (а исследование проводилось в сентябре), еще не достаточно полно осознают тот факт, что, чтобы быть высококвалифицированным, компетентным специалистом необходимо приложить максимум усилий и силы воли в учебной деятельности. Также, - это напрямую связано с выделенными нами зависимыми переменными психосоциального здоровья, как самоуважение и самооценка: при низкой самооценке и низком самоуважении учащемуся крайне тяжело приходиться преодолеть барьер неуверенности, и они всячески стараются избегать труднодостижимые цели, что в дальнейшей учебной деятельности может привести к пропускам занятий, а именно семинарских, и отразиться на их успеваемости.

Представляющим интерес для нашего исследования явилось то, что у студентов первого курса и студентов четвертого курса прослеживается тенденция выбора мотива «добиться одобрения родителей и окружающих», которая полностью совпадает по двум выборкам. Если бы в выбранном нами варианте обработки данных присутствовал шестой мотив, то шестую позицию наиболее встречающихся выборов по двум выборкам составил бы мотив «достичь уважения преподавателей». Да, с одной стороны, молодежь в большой своей массе стремится к самостоятельности, независимости от взрослых, всячески доказывая свою взрослость, а с другой стороны, на бессознательном каком-то уровне как раз и нуждается в поддержке, ожидает одобрения, ждет, в какой-то степени, помощи от взрослых окружающих и близких людей. Как мы говорили выше, семье принадлежит роль в формировании мировоззрения и поведения, семейные взаимоотношения играют роль в становлении потребностно-мотивационной системы, закладке социальных стереотипов. Но если ситуация складывается таким образом, что семейные взаимоотношения находятся на недостаточно культурном уровне, это накладывает отпечаток на психосоциальное здоровье, и, в таком случае, молодая личность ищет замещения среди лиц преподавательского состава будь то школа, или учреждение среднего или высшего профессионального образования.

Результаты нашего исследования были представлены на заседании кафедры, посвященному обсуждению вопросов посещаемости и успеваемости, а для поиска путей выхода на сознательность, являющейся одним из принципов обучения, было рекомендовано предложить студентам вести личные «дневники достижений», фиксируя в них реальные свершившиеся события. Такая практика поможет всем без исключения студентам постоянно тренировать рефлексивные навыки, студентам же с неадекватно завышенной самооценкой - реально оценить свои возможности, посмотреть своими глазами на себя со стороны, а студентам с заниженной самооценкой и низким уровнем самоуважения - поверить в себя и в свои возможности и продуктивно продолжать свою учебную деятельность.

Подводя итоги, следует обратить внимание на то, что успешность обучения и мотивационная ее составляющая зависят от показателей психосоциального здоровья. Важно также, что учащиеся старших курсов в отличие от младших, осознают ведущую роль учения в приобретении необходимых навыков и умений выбранной профессиональной деятельности, построении, в дальнейшем, собственной карьеры и профессионального роста.


Литература:

  1. Новиков А.М. Развитие «самости» студента (категориальный аспект). Журнал «Высшее образование в России», 2011, №11.

  2. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопр. психол. 2001, №4. – С. 91-105.

  3. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2010. – С. 491-495.

  4. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.

  5. Clarke S, The restructuring of employment and the formation of a labour market in Russia / S. Clarke, V.Kabalina, I. Kozina, I. Donova, M .Karelina // Structural adjustment without mass unemployment? Lessons from Russia. – Ed. By S. Clarke. Cheltenham: Edward Elgar, 1998.

  6. http://vch.narod.ru/file.htm





Обсуждение

Социальные комментарии Cackle