Библиографическое описание:

Кондрашкина Е. Г. Сущность и нормативные характеристики технологического образования школьников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 9-11.

Современная модель образования ориентирована на решение задач инновационного развития экономики Российской Федерации. Инновационный путь развития нашего государства предполагает подготовку специалистов для высокотехнологического сектора отечественной экономики с таким расчетом, что часть этих специалистов создаст этот сектор. Сегодня обществу нужны активные, конкурентоспособные на рынке труда, социально и профессионально мобильные специалисты, способные к сознательному и творческому преобразованию окружающей реальности. В этом социальном контексте на сегодняшний день в качестве наиболее острой и актуальной обозначена проблема становления нового типа социальности выпускников школы. Основная задача, которую общество ставит сегодня перед российской школой, заключается в необходимости воспитания социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной, профессиональной и жизненной траектории.

Важной составляющей современного общего образования, непосредственно ориентированной на подготовку к активной преобразовательной деятельности и позволяющей подростку успешно адаптироваться в современной жизни, обобщающей и придающей практическую направленность школьному обучению, является технологическое образование.

Идея технологической подготовки школьников является выражением новых концептуальных подходов к решению проблем трудового обучения и воспитания учащихся, которой уделялось большое внимание в советской педагогике. Значимость подготовки детей к трудовой деятельности еще в школьные годы всегда признавалась бесспорной, хотя конкретные цели и формы такой подготовки в разные периоды времени и в разной социально-экономической ситуации определялись по-разному. Так, в 1960-е гг. была предпринята попытка организации в школе производственного обучения. Однако уже к середине 1960-х гг. стала очевидной нереальность этой идеи, поскольку к этому не были готовы ни школы, ни предприятия, на производственной базе которых должна была вестись трудовая подготовка школьников. В результате производственное обучение в школах было отменено, а количество часов на трудовое обучение сокращено. Закономерным следствием этого стало падение престижа и качества трудовой подготовки школьников [1, с. 18-19].

В то же время ускорение темпов научно-технического развития, техническое и технологическое усложнение производственной сферы остро ставили перед общим образованием проблему безотлагательного поиска путей соединения обучения с производительным трудом, с подготовкой учащихся к профессиональной деятельности. В ответ на эту актуальную социальную потребность в конце 1970-х – начале 1980-х гг. была разработана новая концепция трудовой подготовки (П.Р. Атутов, В.А. Поляков), ориентированная на социальный заказ, на потребности экономики страны. Согласно этой концепции, акценты трудовой подготовки были смещены в сторону усиления системы профессионально-технических училищ, создания в городах и районах сети учебно-производственных комбинатов и профориентационных центров, которые, как предполагалось, обеспечат молодежи необходимые условия для более раннего профессионального самоопределения и овладения профессией. На это же была направлена и реформа трудового обучения в школе, предполагавшая переход к новым дифференцированным программам, который завершился к 1980-1981 учебному году. В соответствии с этой реформой, в 5-8 классах городских школ для мальчиков был введен «Технический труд», для девочек – «Обслуживающий труд»; в сельских школах для мальчиков – «Сельскохозяйственный и технический труд», для девочек – «Обслуживающий и сельскохозяйственный труд». Такая дифференцированная трудовая подготовка должна была помочь школьникам в выборе дальнейшего жизненного пути – продолжение обучения в старших классах школы с получением какой-либо квалификации на базе учебно-производственного комбината или овладение профессией в учреждениях начального и среднего профессионального образования. И в том и в другом случае выпускник учебного заведения уже был готов начать трудовую деятельность в том случае, если он не захотел или не смог продолжить свое образование на более высокой ступени.

Большое значение в этот период придавалось укреплению взаимодействия школы и предприятий. Однако, как показала практика, такое «взаимодействие», даже если оно носило не только формальный характер, практически в большей степени было направлено на помощь предприятий в развитии материально-технической базы школ, чем реально содействовало профессионально-трудовому самоопределению школьников. Начавшиеся с конца 1980-х гг. радикальные идеологические и экономические преобразования, охватившие абсолютно все сферы общества, в том числе сферу образования, потребовали и поиска принципиально иных подходов к организации трудового обучения школьников.

В контексте новых социально-экономических отношений, а также в соответствии с целями и принципами реформирования российского образования в начале 1990-х гг. была начата разработка концепции технологического образования учащихся общеобразовательной школы, которая получила нормативное закрепление в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений, введенном в 1993 г. В соответствии с этой концепцией предметная область «Труд» была преобразована в образовательную область «Технология», первая программа которой была разработана коллективом под руководством В.Д. Симоненко и Ю.Л. Хотунцева.

На протяжении последующих двадцати лет и до настоящего времени в педагогической науке ведется всестороннее осмысление сущности феномена технологического образования, его концептуальных основ, целей, принципов организации и т.д. Проблемы технологического образования, структура и содержание новой формируемой предметной области, отдельные аспекты методики обучения технологии в школе разрабатываются и уточняются в опытно-экспериментальной работе в рамках научных школ под руководством таких ведущих ученых, как П.Р. Атутов, В.Д. Симоненко, В.А. Поляков, Ю.Л. Хотунцев, Н.В. Котряхов.

Следует отметить, что внедрение образовательной области «Технология» осуществляется в острой полемике со сторонниками трудового обучения, которые, несмотря на его очевидную отсталость, ремесленный характер, отстаивают свои догматически консервативные теории, нередко основанные на технократическом подходе. Именно в этой борьбе отрабатывается подлинно научная теория технологического образования школьников. Наряду с этим в практике общего образования за прошедшие годы накоплен обширный и разнообразный опыт разработки различных инновационных форм и методов преподавания предмета «Технология» в школе. Результаты инновационных поисков и профессионального творчества педагогов-практиков также оказывают существенное влияние на формирование целостной теории технологического образования школьников. Предметная область «Технология» отражает практико-ориентированный характер технологического образования, выступающий его основной сущностной особенностью. Подрастающему поколению, действительно, необходимо овладеть практическими знаниями и умениями, важными с точки зрения их подготовки к трудовой деятельности после окончания обучения. Такие знания и умения целенаправленно не дает ни одна содержательная составляющая общего образования, кроме образовательной области «Технология», которая реализуется на протяжении всего периода школьного обучения с учетом потребностей школьников, возрастных особенностей и перспектив их развития на каждой ступени. Именно этот учебный предмет, при соответствующей организации, обеспечивает практическое усвоение технологических закономерностей созидательной деятельности и овладение методами, средствами и культурой труда. Кроме того, в процессе занятий по технологии школьники могут практически познакомиться с миром профессий, выбрать сферу труда или конкретную специальность, обоснованно построить жизненные и профессиональные планы.

Практико-ориентированное образование по технологии, как подчеркивают специалисты, вносит весомый вклад во всестороннее развитие личности, формирование ее гуманистически ориентированного преобразующего мышления, обеспечение оптимизации и эффективности всей познавательной деятельности учащихся. Однако этим современные представления о сущности и целях технологического образования не ограничиваются. Более того, они находятся в состоянии постоянного развития, углубления, поскольку на их формирование закономерное влияние оказывают все определяющие тенденции в развитии и образовательной сферы, и общества в целом. С этих позиций в осмыслении сущности технологического образования актуализируется проблема выявления компетенций, на формирование которых оно должно быть направлено. Эта проблема только начинает исследоваться, но уже может считаться общепризнанным то, что компетентностный подход в технологическом образовании предполагает освоение учащимися таких базовых, универсальных компетенций, которые позволят им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни, будут способствовать быстрой адаптации, как в профессиональной среде, так и в бытовой.

Вторым стратегически важным фактором, повлиявшим на развитие представлений о сущности и целях технологического образования школьников, является введение профильного обучения как «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [2, с.11].

Введение профильного обучения в старшей школе обусловило необходимость расширения профориентационной работы практически на всех ступенях школьного обучения, поиска и разработки наиболее оптимальных форм и методов помощи учащимся в их личностном, социальном и профессиональном самоопределении с учетом их возрастных особенностей и возможностей, выявлении и развитии их интересов и склонностей, а также социально-функциональных качеств и способностей, обеспечивающих готовность выпускника школы к осознанному выбору жизненного пути. Данная ситуация актуализировала научный поиск более эффективных педагогических подходов и моделей организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, в частности, обеспечивающих педагогические условия для реального, а не формального самоопределения школьников.

В настоящее время в рамках концепции профильного обучения уже разработан ряд педагогических моделей и технологий, отличающихся акцентами целевых ориентаций, особенностями содержания и применяемых методик. Так, технология С.Н. Чистяковой направлена на профессиональное самоопределение, А.А. Дробот акцентирует личностное самоопределение, Г.П. Шереметова – социальное самоопределение и саморазвитие.

Г.П. Шереметова [2006] утверждает, что для эффективности работы по самоопределению в процессе профильного обучения необходимо включать каждого обучающегося в активную деятельность, доводить представление по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий, навыков и умений. Для этого необходимо обеспечить:

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

  • практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение учащимися проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

  • завершение профильного самоопределения и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Очевидно, что профилизация обучения не могла не повлиять существенным образом на понимание целей образовательной области «Технология» и ее места в образовательной программе школы. Успешность технологической подготовки школьников будет обеспечиваться, если парадигма образовательного процесса профильных общеобразовательных учреждений будет характеризоваться вариативностью, интерактивностью и альтернативностью. Иными словами, с этих позиций технологическое образование является одной из составляющих профильного обучения, т.е. содержательно ориентировано на реализуемые в образовательном учреждении профили обучения старшеклассников и, соответственно, направленна на профессиональное самоопределение учащихся основной и старшей ступени школы.


Литература:

  1. Жучков, В.М. Технологическое образование – уроки истории, современное состояние, горизонты будущего Текст / В.М. Жучков // Модернизация общего образования на рубеже веков: сборник научных статей / науч. ред. В.В. Лаптев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 151-161.

  2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года Текст // Вестник образования. – 2002. – № 6. – С. 11-42

Основные термины: технологического образования, технологического образования школьников, профильного обучения, общего образования, трудового обучения, целях технологического образования, студентов технологического образования, подготовки школьников, образовательной области «Технология», технологической подготовки школьников, характеристики технологического образования, технологического образования учащихся, профессионального образования, сущности технологического образования, феномена технологического образования, Проблемы технологического образования, технологического образования инженерно-педагогического, теория технологического образования, характер технологического образования, теории технологического образования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle