Библиографическое описание:

Хименкова Е. С. Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 146-149.

Человек не может пользоваться языком по своему усмотрению, он вынужден пользоваться тем языком, которым общаются окружающие его люди [5,с.4].

Многочисленные исследования, связанные с проблемами речевого развития детей с нарушениями слуха, доказывают, что работа по развитию речи является важнейшим направлением коррекционной системы обучения, действующей в современной школе I вида. От уровня речевого развития школьников во многом зависит степень владения ими языком, возможность совершенствования общего развития и общеобразовательной подготовки [5,с.6].

Как известно, устная речь выполняет функцию коммуникации, с помощью которой обеспечивается непосредственное общение людей друг с другом. Именно в этом её прямое назначение. Благодаря этому она является орудием мышления [3,с.20].

Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьников при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.

Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь. В настоящее время самым эффективным методом помощи детям с тяжелыми формами тугоухости и глухоты является кохлеарная имплантация. (М.Р.Богомильский, И.Н.Дьяконова, Н.А.Дайхес, И.В.Королева, Э.В.Миронова, И.В.Рахманова, Г.А.Таваркиладзе, Ю.М.Овчинников, А.А.Ланцев, Ю.К.Янов и др.). Всё большему и большему количеству глухих школьников проводятся операции по вживлению электродов в улитку внутреннего уха с целью восстановления слуховых ощущений путем электрической стимуляции слухового нерва.

Экспериментально доказано, что наиболее эффективна кохлеарная имплантация для внезапно оглохших детей, так как она позволяет вернуть ребенка в мир звуков. При ранней (до 3-4 лет) имплантации глухого ребенка в результате целенаправленной коррекционной работы при систематических занятиях специалиста и активном участии родителей удается еще в дошкольном возрасте нормализовать его речевое развитие. Это позволяет полноценно интегрировать имплантированного ребенка в коллектив слышащих сверстников к началу школьного обучения [13,с.54].

Самой трудной категорией детей при организации коррекционной помощи по формированию речевых и слуховых умений являются школьники, имплантированные в возрасте после 5 лет, до проведения операции не владевшие речью, по уровню развития близкой к возрастной норме. Поскольку появившийся у них физический слух находится в конфликте с уже сформированной дефектной речью, к обучению в массовой школе они не готовы. Хотя кохлеарная имплантация и предоставляет глухим детям возможность слышать звуки окружающего мира, различать речь на фоне бытовых шумов и обеспечивает им полноценное общение, таким детям (я имею в виду поздно имплантированных) необходима длительная работа по формированию у них новых слуховых умений.

Исследования российских ученых, занимающихся проблемой кохлеарной имплантации (Н.Д. Шматко, Э.В.Миронова, А.И.Сатаева и др.) и опыт обучения имплантированных детей в нашей стране и за рубежом доказывают, что успешность реабилитации таких детей определяется соблюдением двух основных условий:

  • постоянное нахождение среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых;

  • обеспечение систематической коррекционной помощи.

В образовательном учреждении «Сясьстройская специальная (коррекционная) школа-интернат» по запросу родителей, которые столкнулись с проблемой адаптации своих детей с КИ в массовой школе, стали оказывать коррекционную помощь таким детям с 2009 года, поскольку создана база для оказания квалифицированной помощи таким детям:

  • с 2005 года образовательное учреждение работает в режиме специального интегрированного или комбинированного учреждения;

  • в школе обучаются разные категории детей: дети с нарушениями слуха; слышащие дети: это дети – сироты, дети, имеющие различные соматические заболевания, которые по желанию родителей хотят обучаться в данной школе, дети с незначительными речевыми нарушениями, имеющие задержку психического развития;

  • высокий уровень специалистов, которые прошли серьезную подготовку: курсы, семинары, стажировочные площадки;

  • в школе организовано тесное педагогическое сотрудничество, создана слухоречевая среда.

Поэтому имплантированных школьников, поступающих в это комбинированное образовательное учреждение, обучают в классах со слышащими сверстниками с нормальным интеллектом (дети-сироты, дети с ослабленным здоровьем), где они сразу включаются в активную речевую деятельность. А систематическая коррекционная помощь, оказываемая опытными сурдопедагогами, направлена на полноценную интеграцию их в социум.

Обучение поздно имплантированных школьников в специальной школе комбинированного типа основывается на:

  • изучении индивидуальных, речевых, когнитивных особенностей детей с КИ;

  • совместном планировании речевого материала: учитель – дефектолог/учитель класса/воспитатель;

  • осуществлении преемственности в работе между педагогами;

  • активном включении родителей в процесс формирования речи;

  • включении имплантированных учащихся в активную учебную и внеурочную деятельность: игровую, трудовую.

Педагогами, работающими на данных классах, совместно с сурдопедагогами с учетом индивидуальных особенностей имплантированных детей разрабатываются рабочие программы, в которых интегрируется учебный материал общеобразовательных и коррекционных программ так, чтобы на уроке дети с разным уровнем речевого развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ученика. А учитель – дефектолог/сурдопедагог постоянно оказывает методическую помощь учителю класса в формировании и развитии речевой коммуникации детям с кохлеарным имплантом.

На начальном этапе обучения школьников с КИ важно наладить контакт с детьми, помогать общению такого ребенка с окружающими, вырабатывать у них потребность в речевом общении, активно работать над развитием понимания речи. Поэтому в первый год обучения больше времени отводится на индивидуальную работу сурдопедагога с ребенком по формированию слухоречевой основы. Сурдопедагог ежедневно проводит индивидуальные занятия с имплантированными детьми, на которых заранее отрабатывает тот речевой материал, который необходим на фронтальных уроках, работает над коррекцией произношения и развитием речевого слуха. Особое место в коррекционной работе на первоначальном этапе занимает обучение детей различать неречевые звучания, вслушиваться в окружающие бытовые шумы и звуки. Постепенно сурдопедагог организует занятие парой со слышащим сверстником, на котором создает ситуации для речевого общения.

На фронтальных уроках учитель класса формирует коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;

  • умение осуществлять взаимный контроль;

  • умение оценивать правильность выполнения задания сверстников

Обучая имплантированных детей приемам работы в условиях совместной деятельности со слышащими учащимися, учитель класса формирует житейские понятия; организационные умения и навыки и умение работать в коллективе. В решении задач речевого общения при фронтальной форме организации работы создаются благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи. Созданные в классе условия по формированию речевых умений у неслышащих учащихся с кохлеарными имплантами оказывают положительное влияние на развитие коммуникативной компетенции. Слышащие учащиеся в процессе деятельности побуждают к общению неслышащих сверстников. Благодаря личному и деловому сотрудничеству в общении друг другом они в подлинном смысле становятся друзьями и партнёрами.

На фронтальных уроках для формирования различных речевых умений используются следующие формы работы:

  • работа парами;

  • работа бригадами;

  • работа под руководством маленького учителя.

Специфика применения данных форм работы в специальной (коррекционной) школе заключается в том, что учащийся с кохлеарным имплантом ставится в такие условия, в которых ему приходится взаимодействовать со слышащим сверстником.

Также учитель-дефектолог слухового кабинета проводит дополнительные коррекционные индивидуальные занятия по развитию неречевого слуха. Имплантированные школьники по расписанию посещают психокоррекционные занятия, музыкально-ритмические, фронтальные занятия в слуховом кабинете.

При работе с имплантированными детьми в интегрированных классах широко применяются и используются современные информационно-компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, различные мультимедийные приложения (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски), позволяющие расширять кругозор всех учащихся. На уроке учитель активно использует заранее приготовленные презентации.

Так как имплантированные дети сначала оказываются в «коммуникационном вакууме»: любая стимуляция к речи вызывает у них негатив, педагоги ищут пути и средства для создания мотивации к использованию речи: работают над формированием речевых штампов, «оречевлением» желаний, потребностей, включают имплантированных детей в речевую деятельность, организуют ситуации общения со слышащими одноклассниками в свободной обстановке. Педагоги используют каждую естественно складывающуюся бытовую ситуацию для развития понимания речи ребенком, а также создают игровые ситуации. Именно в ситуации коллективной деятельности: трудовой (например: ремонт книг в библиотеке, уборка класса), совместные дни рождения (поздравления одноклассников, хороводы), а особенно игровой, происходит перелом в речевом поведении имплантированных воспитанников. На переменах организуются подвижные игры с речевым сопровождением: «У медведя во бору», «Море волнуется» и другие. Постепенно имплантированные дети начинают принимать участие в играх, их выбирают ведущими, им приходится оречевлять свои действия, адекватно реагировать на речевые инструкции, они вынуждены обращаться к слышащим сверстникам, а педагоги постоянно оказывают помощь при построении высказывания.

Включение школьников с кохлеарными имплантами во внеурочную деятельность является немаловажным для накопления социального опыта. Обучение младших школьников осуществляется также в творческой проектной деятельности (художественное, музыкальное, театральное творчество), спортивной деятельности. В рамках дополнительного образования в школе функционируют различные кружки и секции, которые с большим удовольствием посещают и имплантированные школьники. Активное участие воспитанников с КИ в конкурсах и соревнованиях областного и регионального уровня есть результат тесного сотрудничества учителя класса, педагога-психолога, учителя-дефектолога/сурдопедагога.

Как показывает опыт работы, обучение имплантированных детей в классе со слышащими сверстниками, где созданы все необходимые условия для формирования речевого поведения, а также есть практика речевого общения, даёт положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха. У них постепенно повышается речевая активность, накапливается словарь, развивается речевая коммуникация, появляется опыт непосредственного общения и дальнейшей социализации. А дополнительная коррекционная помощь, которая осуществляется в комплексе, помогает е ребенку с КИ усваивать общеобразовательную программу.

Сясьстройская специальная (коррекционная) школа комбинированного типа школа решает главную задачу современного образования - раскрытие способностей каждого ученика (слышащего, с нарушением слуха, имплантированного), воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение построено так, что воспитанники могут успешно социализироваться в современном обществе. Вся организация коррекционной работы в начальных классах направлена на приближение уровня речевого развития имплантированных школьников к возрастной норме и подготовке их к обучению в среднем звене.


Литература:

  1. Антоненко, Л.Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада [Текст] /Л.Ф. Антоненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010, №5 – с. 60-65.

  2. Васильева, Т. И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников [Текст] /Т.И.Васильева // Дефектология. – 2005. - № 5. – С. 36-38.

  3. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку// Москва. Просвещение.1977
  4. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения//Издательство Академии Педагогических наук РСФСР Москва 1961
  5. Зыкова Т. С. С.А.Зыков: К 90-летию со дня рождения // Дефектология. — 1995. -№ 5.
  6. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). – СПб.: КАРО, 2008. – 752 с.: ил.

  7. Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Пайдейя, 2000.

  8. Миронова Э.В., Сатаева А.И., Фроленкова И.Д. Развитие речевого слуха //Дефектология. – 2005.- №1. С. 57-64

  9. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом (1 сообщение). // Дефектология, 2004, № 2. – с. 21-26.

  10. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом (2 сообщение). // Дефектология, 2004, № 4. – с. 40-46.

  11. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом // методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006. – 112 с.

Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом // методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006. – 48 с.

  1. Первые шаги в интеграции: из опыта работы специальной (коррекционной) школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей № 10 «Интеграция» г. Москвы: учебно-метод. пособие для системы повышения квалификации специалистов системы специального образования и органов управления образованием [Текст] / под ред. Т.С. Зыковой. – М. – 2007. – 55с.

  2. Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №1, 2008.

  3. Шевчук, Л.Е Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении [Текст] /Л.Е.Шевчук // Дефектология. — 2004. — № 6. - С. 28-31.

  4. Шматко, Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом [Текст] /Н.Д.Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6. - С. 16-25.

  5. Шматко, Н.Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности [Текст] /Н.Д.Шматко // Дефектология. — 2010. — № 5. - С. 52-59.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle