Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хименкова, Е. С. Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната / Е. С. Хименкова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2927/ (дата обращения: 20.04.2024).

Человек не может пользоваться языком по своему усмотрению, он вынужден пользоваться тем языком, которым общаются окружающие его люди [5,с.4].

Многочисленные исследования, связанные с проблемами речевого развития детей с нарушениями слуха, доказывают, что работа по развитию речи является важнейшим направлением коррекционной системы обучения, действующей в современной школе I вида. От уровня речевого развития школьников во многом зависит степень владения ими языком, возможность совершенствования общего развития и общеобразовательной подготовки [5,с.6].

Как известно, устная речь выполняет функцию коммуникации, с помощью которой обеспечивается непосредственное общение людей друг с другом. Именно в этом её прямое назначение. Благодаря этому она является орудием мышления [3,с.20].

Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьников при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.

Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь. В настоящее время самым эффективным методом помощи детям с тяжелыми формами тугоухости и глухоты является кохлеарная имплантация. (М.Р.Богомильский, И.Н.Дьяконова, Н.А.Дайхес, И.В.Королева, Э.В.Миронова, И.В.Рахманова, Г.А.Таваркиладзе, Ю.М.Овчинников, А.А.Ланцев, Ю.К.Янов и др.). Всё большему и большему количеству глухих школьников проводятся операции по вживлению электродов в улитку внутреннего уха с целью восстановления слуховых ощущений путем электрической стимуляции слухового нерва.

Экспериментально доказано, что наиболее эффективна кохлеарная имплантация для внезапно оглохших детей, так как она позволяет вернуть ребенка в мир звуков. При ранней (до 3-4 лет) имплантации глухого ребенка в результате целенаправленной коррекционной работы при систематических занятиях специалиста и активном участии родителей удается еще в дошкольном возрасте нормализовать его речевое развитие. Это позволяет полноценно интегрировать имплантированного ребенка в коллектив слышащих сверстников к началу школьного обучения [13,с.54].

Самой трудной категорией детей при организации коррекционной помощи по формированию речевых и слуховых умений являются школьники, имплантированные в возрасте после 5 лет, до проведения операции не владевшие речью, по уровню развития близкой к возрастной норме. Поскольку появившийся у них физический слух находится в конфликте с уже сформированной дефектной речью, к обучению в массовой школе они не готовы. Хотя кохлеарная имплантация и предоставляет глухим детям возможность слышать звуки окружающего мира, различать речь на фоне бытовых шумов и обеспечивает им полноценное общение, таким детям (я имею в виду поздно имплантированных) необходима длительная работа по формированию у них новых слуховых умений.

Исследования российских ученых, занимающихся проблемой кохлеарной имплантации (Н.Д. Шматко, Э.В.Миронова, А.И.Сатаева и др.) и опыт обучения имплантированных детей в нашей стране и за рубежом доказывают, что успешность реабилитации таких детей определяется соблюдением двух основных условий:

  • постоянное нахождение среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых;

  • обеспечение систематической коррекционной помощи.

В образовательном учреждении «Сясьстройская специальная (коррекционная) школа-интернат» по запросу родителей, которые столкнулись с проблемой адаптации своих детей с КИ в массовой школе, стали оказывать коррекционную помощь таким детям с 2009 года, поскольку создана база для оказания квалифицированной помощи таким детям:

  • с 2005 года образовательное учреждение работает в режиме специального интегрированного или комбинированного учреждения;

  • в школе обучаются разные категории детей: дети с нарушениями слуха; слышащие дети: это дети – сироты, дети, имеющие различные соматические заболевания, которые по желанию родителей хотят обучаться в данной школе, дети с незначительными речевыми нарушениями, имеющие задержку психического развития;

  • высокий уровень специалистов, которые прошли серьезную подготовку: курсы, семинары, стажировочные площадки;

  • в школе организовано тесное педагогическое сотрудничество, создана слухоречевая среда.

Поэтому имплантированных школьников, поступающих в это комбинированное образовательное учреждение, обучают в классах со слышащими сверстниками с нормальным интеллектом (дети-сироты, дети с ослабленным здоровьем), где они сразу включаются в активную речевую деятельность. А систематическая коррекционная помощь, оказываемая опытными сурдопедагогами, направлена на полноценную интеграцию их в социум.

Обучение поздно имплантированных школьников в специальной школе комбинированного типа основывается на:

  • изучении индивидуальных, речевых, когнитивных особенностей детей с КИ;

  • совместном планировании речевого материала: учитель – дефектолог/учитель класса/воспитатель;

  • осуществлении преемственности в работе между педагогами;

  • активном включении родителей в процесс формирования речи;

  • включении имплантированных учащихся в активную учебную и внеурочную деятельность: игровую, трудовую.

Педагогами, работающими на данных классах, совместно с сурдопедагогами с учетом индивидуальных особенностей имплантированных детей разрабатываются рабочие программы, в которых интегрируется учебный материал общеобразовательных и коррекционных программ так, чтобы на уроке дети с разным уровнем речевого развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ученика. А учитель – дефектолог/сурдопедагог постоянно оказывает методическую помощь учителю класса в формировании и развитии речевой коммуникации детям с кохлеарным имплантом.

На начальном этапе обучения школьников с КИ важно наладить контакт с детьми, помогать общению такого ребенка с окружающими, вырабатывать у них потребность в речевом общении, активно работать над развитием понимания речи. Поэтому в первый год обучения больше времени отводится на индивидуальную работу сурдопедагога с ребенком по формированию слухоречевой основы. Сурдопедагог ежедневно проводит индивидуальные занятия с имплантированными детьми, на которых заранее отрабатывает тот речевой материал, который необходим на фронтальных уроках, работает над коррекцией произношения и развитием речевого слуха. Особое место в коррекционной работе на первоначальном этапе занимает обучение детей различать неречевые звучания, вслушиваться в окружающие бытовые шумы и звуки. Постепенно сурдопедагог организует занятие парой со слышащим сверстником, на котором создает ситуации для речевого общения.

На фронтальных уроках учитель класса формирует коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия;

  • умение осуществлять взаимный контроль;

  • умение оценивать правильность выполнения задания сверстников

Обучая имплантированных детей приемам работы в условиях совместной деятельности со слышащими учащимися, учитель класса формирует житейские понятия; организационные умения и навыки и умение работать в коллективе. В решении задач речевого общения при фронтальной форме организации работы создаются благоприятные условия для формирования и закрепления навыков разговорной речи. Созданные в классе условия по формированию речевых умений у неслышащих учащихся с кохлеарными имплантами оказывают положительное влияние на развитие коммуникативной компетенции. Слышащие учащиеся в процессе деятельности побуждают к общению неслышащих сверстников. Благодаря личному и деловому сотрудничеству в общении друг другом они в подлинном смысле становятся друзьями и партнёрами.

На фронтальных уроках для формирования различных речевых умений используются следующие формы работы:

  • работа парами;

  • работа бригадами;

  • работа под руководством маленького учителя.

Специфика применения данных форм работы в специальной (коррекционной) школе заключается в том, что учащийся с кохлеарным имплантом ставится в такие условия, в которых ему приходится взаимодействовать со слышащим сверстником.

Также учитель-дефектолог слухового кабинета проводит дополнительные коррекционные индивидуальные занятия по развитию неречевого слуха. Имплантированные школьники по расписанию посещают психокоррекционные занятия, музыкально-ритмические, фронтальные занятия в слуховом кабинете.

При работе с имплантированными детьми в интегрированных классах широко применяются и используются современные информационно-компьютерные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, различные мультимедийные приложения (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски), позволяющие расширять кругозор всех учащихся. На уроке учитель активно использует заранее приготовленные презентации.

Так как имплантированные дети сначала оказываются в «коммуникационном вакууме»: любая стимуляция к речи вызывает у них негатив, педагоги ищут пути и средства для создания мотивации к использованию речи: работают над формированием речевых штампов, «оречевлением» желаний, потребностей, включают имплантированных детей в речевую деятельность, организуют ситуации общения со слышащими одноклассниками в свободной обстановке. Педагоги используют каждую естественно складывающуюся бытовую ситуацию для развития понимания речи ребенком, а также создают игровые ситуации. Именно в ситуации коллективной деятельности: трудовой (например: ремонт книг в библиотеке, уборка класса), совместные дни рождения (поздравления одноклассников, хороводы), а особенно игровой, происходит перелом в речевом поведении имплантированных воспитанников. На переменах организуются подвижные игры с речевым сопровождением: «У медведя во бору», «Море волнуется» и другие. Постепенно имплантированные дети начинают принимать участие в играх, их выбирают ведущими, им приходится оречевлять свои действия, адекватно реагировать на речевые инструкции, они вынуждены обращаться к слышащим сверстникам, а педагоги постоянно оказывают помощь при построении высказывания.

Включение школьников с кохлеарными имплантами во внеурочную деятельность является немаловажным для накопления социального опыта. Обучение младших школьников осуществляется также в творческой проектной деятельности (художественное, музыкальное, театральное творчество), спортивной деятельности. В рамках дополнительного образования в школе функционируют различные кружки и секции, которые с большим удовольствием посещают и имплантированные школьники. Активное участие воспитанников с КИ в конкурсах и соревнованиях областного и регионального уровня есть результат тесного сотрудничества учителя класса, педагога-психолога, учителя-дефектолога/сурдопедагога.

Как показывает опыт работы, обучение имплантированных детей в классе со слышащими сверстниками, где созданы все необходимые условия для формирования речевого поведения, а также есть практика речевого общения, даёт положительную динамику в формировании устной речи и развитии речевого слуха. У них постепенно повышается речевая активность, накапливается словарь, развивается речевая коммуникация, появляется опыт непосредственного общения и дальнейшей социализации. А дополнительная коррекционная помощь, которая осуществляется в комплексе, помогает е ребенку с КИ усваивать общеобразовательную программу.

Сясьстройская специальная (коррекционная) школа комбинированного типа школа решает главную задачу современного образования - раскрытие способностей каждого ученика (слышащего, с нарушением слуха, имплантированного), воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение построено так, что воспитанники могут успешно социализироваться в современном обществе. Вся организация коррекционной работы в начальных классах направлена на приближение уровня речевого развития имплантированных школьников к возрастной норме и подготовке их к обучению в среднем звене.


Литература:

  1. Антоненко, Л.Ф. Из опыта организации педагогической работы с имплантированными детьми в условиях детского сада [Текст] /Л.Ф. Антоненко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010, №5 – с. 60-65.

  2. Васильева, Т. И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников [Текст] /Т.И.Васильева // Дефектология. – 2005. - № 5. – С. 36-38.

  3. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку// Москва. Просвещение.1977
  4. Зыков С.А. Обучение глухих детей языку по принципу формирования речевого общения//Издательство Академии Педагогических наук РСФСР Москва 1961
  5. Зыкова Т. С. С.А.Зыков: К 90-летию со дня рождения // Дефектология. — 1995. -№ 5.
  6. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). – СПб.: КАРО, 2008. – 752 с.: ил.

  7. Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Пайдейя, 2000.

  8. Миронова Э.В., Сатаева А.И., Фроленкова И.Д. Развитие речевого слуха //Дефектология. – 2005.- №1. С. 57-64

  9. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом (1 сообщение). // Дефектология, 2004, № 2. – с. 21-26.

  10. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка третьего года жизни с нарушенным слухом (2 сообщение). // Дефектология, 2004, № 4. – с. 40-46.

  11. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом // методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006. – 112 с.

Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом // методическое пособие. – М.: Экзамен, 2006. – 48 с.

  1. Первые шаги в интеграции: из опыта работы специальной (коррекционной) школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей № 10 «Интеграция» г. Москвы: учебно-метод. пособие для системы повышения квалификации специалистов системы специального образования и органов управления образованием [Текст] / под ред. Т.С. Зыковой. – М. – 2007. – 55с.

  2. Сатаева А.И. Кохлеарная имплантация как средство помощи глухим людям. - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №1, 2008.

  3. Шевчук, Л.Е Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении [Текст] /Л.Е.Шевчук // Дефектология. — 2004. — № 6. - С. 28-31.

  4. Шматко, Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом [Текст] /Н.Д.Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6. - С. 16-25.

  5. Шматко, Н.Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности [Текст] /Н.Д.Шматко // Дефектология. — 2010. — № 5. - С. 52-59.



Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, речевое общение, учитель класса, формирование, глухой ребенок, речевое развитие, умение, устная речь, школьник, внеурочная деятельность.

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Совершенствование речевого общения. Использование возможностей урока и внеурочной работы для развития речевой деятельности детей. – Обязательное введение новых слов и лексическое их значение

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности. Цель работы заключается в становлении школьника как сильной языковой личности, обладающей высокой лингвориторической компетенцией.

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха...

Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, том, диалогическая речь, речь, речевое общение, какой язык, Твоя шляпа, Доброе утро, словесная...

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников.

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

письменная речь, речевое умение, младший школьный возраст, слово, ребенок, умение, навык, развитие речи, речевая деятельность, речь.

Коммуникативное развитие младших школьников

коммуникативное развитие, речевая ситуация, школьник, учитель, умение, ситуация, речевое высказывание, маленький мальчишка, литературное чтение, искусственное говорение. Похожие статьи.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Формирование речевых умений младших школьников при... сочинение, умение, картина, начальная школа, русский язык, развитие речи, класс, учащийся, примерная тематика сочинений-описаний, устное описание.

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением...

нарушение слуха, ребенок, глухой, слабослышащий ребенок, речь, навык, коммуникативная деятельность, глухой ребенок, младший школьный возраст, речевой материал.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс.

Организуя устно-речевое общение на уроке, следует иметь в виду, что оно может быть имитирующим реальное речевое...

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Совершенствование речевого общения. Использование возможностей урока и внеурочной работы для развития речевой деятельности детей. – Обязательное введение новых слов и лексическое их значение

Формирование речевой культуры как средство личностного...

Формирование речевой культуры школьника проводится мною в двух направлениях: на уроке и во внеурочной деятельности. Цель работы заключается в становлении школьника как сильной языковой личности, обладающей высокой лингвориторической компетенцией.

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха...

Речицкая Е. Г. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, ребенок, том, диалогическая речь, речь, речевое общение, какой язык, Твоя шляпа, Доброе утро, словесная...

Развитие речи младших школьников | Статья в журнале...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через... ребенок, старший дошкольный возраст, блок, письмо, слово, монологическая речь, диалогическая речь, речевой тренинг, родной язык, речевое развитие. К вопросу о развитии связной речи у старших дошкольников.

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

письменная речь, речевое умение, младший школьный возраст, слово, ребенок, умение, навык, развитие речи, речевая деятельность, речь.

Коммуникативное развитие младших школьников

коммуникативное развитие, речевая ситуация, школьник, учитель, умение, ситуация, речевое высказывание, маленький мальчишка, литературное чтение, искусственное говорение. Похожие статьи.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Формирование речевых умений младших школьников при... сочинение, умение, картина, начальная школа, русский язык, развитие речи, класс, учащийся, примерная тематика сочинений-описаний, устное описание.

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением...

нарушение слуха, ребенок, глухой, слабослышащий ребенок, речь, навык, коммуникативная деятельность, глухой ребенок, младший школьный возраст, речевой материал.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка

иностранный язык, видео, речевая деятельность, урок, устная речь, фонематический слух, этап, использование видео, иностранная речь, учебный процесс.

Организуя устно-речевое общение на уроке, следует иметь в виду, что оно может быть имитирующим реальное речевое...