Библиографическое описание:

Тангиров Х. Э. Дидактические условия использования электронных средств обучения в информационном образовательном процессе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 96-97.

Использование средств информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе средней школы позволяет придать учебному процессу целенаправленный личностно ориентированный характер за счет обеспечения интерактивного диалога; сформировать индивидуальную траекторию обучения для каждого учащегося, используя возможность автоматизированного подбора различных вариантов учебных заданий и оказания оперативной помощи в условиях незамедлительной обратной связи, развивать у учащихся умения к самостоятельной работе за счет возможности осуществления поиска учебной информации в глобальной и локальных сетях; автоматизировать контроль усвоенного материала; активизировать учебную деятельность учащихся, повышая их мотивацию в условиях наглядного представления учебного материала на экране, использования аудиовизуальных возможностей, предоставления учащимся возможности управления различными объектами и т.д. Вышеперечисленные возможности частично реализуются в современных учебных средствах, так называемых электронных средств обучения.

Использование электронных средств обучения при изучении математики в средней школы способствует совершенствованию мотивации обучения за счет наглядного представления динамических графиков, диаграмм, геометрических фигур на экране, вкрапления игровых ситуаций; осуществлению различных форм самостоятельной работы учащихся за счет автоматизации поисковой деятельности, предоставления комментариев и подсказок; автоматизации вычислительной деятельности; осуществлению экспериментально-исследовательской деятельности за счет возможности моделирования различных математических объектов. При выборе электронных средств обучения для использования в процессе обучения необходимо учитывать особенности учебного предмета математики, специфику науки математики, ее понятийного аппарата, особенностей методов исследования математики и ее закономерностей, а также дидактические условия. Применительно к средством обучения, в том числе электронных средство обучения дидактические условия необходимо рассматривать как взаимосвязанную совокупность внешних характеристик и внутренних (психолого-педагогических, дидактических и методических) требований к средством обучения, учитывают реальные дидактические возможности соответствующих средств обучения, их ориентацию на комплексное методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса на всех его этапах.

Исходя из этого в данной статье определено следующие дидактические условия которые позволяет эффективно использовать электронных средств обучения в информационном образовательном процессе.

1. Комплексное применение образовательных электронных средств обучения в совокупности с традиционными средствами обучения.

Необходимо соединять традиционные формы обучения с компьютерными и построить на этой осно­ве эффективную дидактическую систему, активизируя мышление обучаемых, придавая проблемно - деятельностный характер учебно-познавательному труду обучаемых [1].

Исходя из этого, а также, опираясь на опыт применения электронных средств обучения в процессе обучения курса математика следует констатировать, что только комплексное, связанное единым дидактическим замыслом использование электронных средств обучения позволяет повысить эффективность обучения математики средней школы.

2. Организация качественного управления познавательной деятельтостью. Основными недостатками традиционного обучения математика в средней школе с точки зрения эффективности управления познавательной деятельностью являются: 1) один орган управления (педагог) и много управляемых элементов (обучаемых с разной степенью подготовки, различными способностями). Педагог ориентируется на усредненного обучаемого; 2) обратная связь об усвоении учебной информации контролируется не постоянно, а только на контролях. Преподаватель не знает степень усвоения материала в каждый момент времени и поэтому не может оперативно корректировать свои педагогические воздействия; 3) педагог ограничен в возможности поддерживать обучаемых в состоянии постоянной активной познавательной деятельности.

Названные недостатки возможно устранить при использовании электронных средств обучения, но необходимо тщательно разработать адаптив­ную модель действий педагога, учитывающей цели, методы, результаты обу­чения, решая задачу диагностики уровня знаний обучаемого и задачу управ­ления его познавательной деятельности. Управление познавательной дея­тельности состоит в планировании и реализации оптимальной последова­тельности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за ми­нимальное время или максимального объема знаний за заданное время.

3. Подготовленность преподавательского состава к применению новых информационных технологий обучения.

Роль преподавателя в условиях информатизации обучения остается не только ведущей, но и еще более усиливается. Это связано с тем, что педагог осуществляет ее в новой педагогической среде, характеризующейся использованием современных информационных средств. Наряду с этим, преподава­тель получает возможность расширить спектр своих воздействий на обу­чающихся через новую стратегию педагогической деятельности, изначально заложенную в реализуемую информационную технологию обучения. В этих условиях характер его труда меняется. Педагог все больше освобождается от некоторых дидактических функций, в том числе контролирующих, оставляя за собой творческие; значительно изменяется его роль и расширяются возможности по управлению познавательной деятельностью обучаемых; повышаются тре­бования к компьютерной подготовке педагога.

4.Формирование у преподавателей и обучаемых положительной мотивации. Понятием мотивация в психолого-педагогических науках обозначается процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние по­требности личности. Мотивация - совокупность внутренних и внешних дви­жущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее границы и формы, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Поскольку мотивация - это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков личности, одно из необходимых условий ее активного включения в учебную работу, педагоги стремятся управлять ею, в том числе и при использовании электронных средств обучения. Для успешного достижения целей образовательных учреждений необходимы не только разнооб­разные материальные ресурсы и подготовленный персонал, но и стремление самих педагогов работать эффективно, что зависит от трудовой мотивации.

Информационные технологии обучения предусматривают обеспечение обучаемых четкой и адекватной информацией о продвижении в обучении, поддерживают их компетентность и уверенность в себе, стимулируя тем самым внутреннюю мотивацию. Познавательный процесс находится под контролем самого обучаемого: он чувствует ответственность за собственное по­ведение, объясняет причины своего успеха не внешними факторами, а собственным старанием и усердием. Именно эта схема “неуспех - недостаточность усилий” является, по мнению психологов, наилучшей для сохранения и развития мотивации учения. Новые информационные технологии обучения могут оказывать решающее влияние и на формирование позитивного отношения к уче­нию.

Поддерживать стимулы к обучению можно, создавая ситуацию успеха в учении. Для этого при использовании электронных средства обучения необходимо предусмотреть градацию учебного материала с учетом зоны ближайшего развития для групп учащихся с разной базовой подготовкой, раз­ными навыками выполнения умственных операций и интеллектуальным раз­витием, т.е. необходимо наличие банка данных с задачами разной степени сложности, предусматривающей несколько методов и форм подачи одного и того же учебного материала в зависимости от уровня базовых знаний, целей и развития обучаемых. Это позволяет заложенная в компь­ютерную обучающую программу возможность повторить ее просмотр в ус­ловиях высокой эмоциональности и непроизвольной активизации внимания, что в особой мере способствует созданию соответствующих внутренних мо­тивов, позволяющих обучаемому решать поставленные перед ним дидакти­ческие задачи.

Нами разработан электронные средства обучения (например, «Алгебра» 7-класса) общеобразовательной школы предназначено для работы в локальной сети [2]. Информационное наполнение данного электронного средства обучения опирается на обязательный минимум содержания образования для средней школы, отобраны и включены те вопросы, в которых компьютерная поддержка наиболее значима. Организация учебного материала разбита по содержательным линиям, где отдельно выделены краткий справочный материал; звуковое описание, демонстрация возможностей и задания, позволяющие овладеть инструментарием; упражнениями, в ходе выполнения которых осваивается практический учебный материал.

Таким образом, при разработке данного электронного средства обучения были учтены дидактические принципы. Диагностирование знаний и умений учащихся основаны на различных формах тестирования по каждой рассматриваемой теме. В нем представлены наиболее значимые вопросы содержания, которые учитель может использовать при любой последовательности изложения материала в учебнике. Учащийся имеет возможность выбора индивидуального темпа работы, при необходимости вернуться к предыдущему заданию и исправить допущенные ошибки, а также вызывает интерес у учащегося.


Литература:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2003, – 192 с.

  2. Тангиров Х.Э. Методические особенности использования электронных учебных комплексов на уроке математики в школе // Молодой ученый. – Чита: – 2012. – №5. – С. 510-514.

  3. www.algebra7.dars.uz – интернет версия электронного средства обучения «Алгебра. 7-класс».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle