Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Козырева, О. А. Особенности и специфика социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу / О. А. Козырева, И. Г. Зинченко, В. В. Соснов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2901/ (дата обращения: 20.04.2024).

Современная педагогическая теория и практика неоднозначно относятся к работам величайших педагогов XX века, рассматривающих и решавших проблему и возможности социализации и самореализации подростков в системе межличностных и воспитательно-трудовых отношений. Нельзя не отдать должного проблеме социализации и ее решения через спорт и трудовую деятельность. Попытаемся учесть опыт и уточнить особенности и специфику социализации, самореализации и саморазвития подростков в условиях спортивной школы по футболу.

Социализация – это механизм и функция социальной среды, обеспечивающие адекватное восприятие и отражение многоплановых, социальных ролей, способствующих позитивному изменению внутренних и внешних ресурсов социокультурных отношений и отражающих специфику культуры и науки в обществе, коллективе, группе [2].

Социализация – это процесс восприятия, отражения и реконструкции социальных связей у субъектов общества, включенных в микро-, мезо- и макроструктуры (социальные сообщества), где происходит обмен знаниевым и единство или противоборство в ценностном ракурсе социального взаимодействия, обеспечивающих сохранение и преумножение государственных, национально-региональ­ных, общественных, личных ценностей и богатств, что прямо и косвенно оказывает влияние на состояние общества в целом, его безопасность, воспроизводимость, мобильность, устойчивость, а также весомость и сохранение приоритетов гуманизма, толерантности, независимости [3].

Социализация – это механизм ретрансляции и реконструкции социального опыта в системе микро-, мезо- и макроструктур в государстве, призванном сохранять и преумножать материальные и моральные богатства своей страны и своего народа [4].

Социализация – это опосредованный процесс восприятия и отражения социальных ролей в системе знаниевых и ценностных составляющих субъект-субъект­ных и субъект-объектных отношений, представляющих собой в совокупности своей социальный опыт, являющийся объектом и результатом социокультурных отношений и эволюции [2].

Социализация – это антрополого-культурологический механизм воспроизводства и позитивного изменения социально-биологической системы в ракурсе антропологических идей, концепций и теорий, позволяющих объяснять и корректировать прямые и косвенные результаты субъект-субъектных и субъект-объектных отношений и синергетические механизмы, обеспечивающие равновесие в социальных, биологических, антропологических и прочих системах или континуумах [2].

Социализация – это функциональная характеристика социальной, социокультурной, антропологической системы, предопределяющая и устанавливающая границы, правила, законы совместного и индивидуального развития и взаимодействия с объектами и субъектами социума в целом в двух направления: 1) гражданско-пра­во­вом, 2) морально-этическом; что обеспечивает равновесие и устойчивость в системе, где человек является творцом, субъектом, личностью, деятелем, объектом, предметом, элементом и т.д. [2].

Социализация – это полидефинитная категория педагогики, связанная с восприятием, отражением, реконструкцией, трансформацией социального опыта, являющегося единицей социальных отношений и связей, причем в различного рода рассмотрениях выделяют две составляющие социального опыта: знаниевую (общеучебные и предметные) и ценностную; причем первая (знаниевая) является в какой-то мере следствием второй (ценностной) [3].

Под социализацией будем понимать процесс ситуативного, личностно и социально значимого, адекватного восприятия, реконструкции, трансформации социального опыта, социальных ролей и модели взаимоотношений в социуме в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах субъектами деятельности и общения, в структуре которого происходит учет специфики полисубъектных отношений социальной и/или профессиональной среды, с одной стороны, а также возможностей, интересов, склонностей, предпочтений, ценностей, мотивов, уровней притязаний субъектов личности, с другой стороны; продуктами социализации являются условия и качество отношений в коллективе.
Под самореализацией будем понимать процесс и результат включения личности в значимую деятельность, социальная направленность которой обеспечивает признание, а личностная заинтересованность – оптимальность получения результатов в спорте, науке, искусстве и пр.
Рассмотрим особенности самореализации и социализации подростков в контексте исторических корней образовательное учреждение дополнительного образования детей и спецификой реализации педагогического и социально-педагогического взаимодействия.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей – ДЮСШ « МЕТАЛЛУРГ-ЗАПСИБ» (г. Новокузнецк) по футболу была основана 01.01.2002 г. путём реорганизации ДЮСШ «Металлург» по хоккею и футболу в форме отделения (директором был назначен Сыновьят Сергей Михайлович), в штате ДЮСШ было 9 тренеров-преподавателей, на день открытия детско-юношеской спортивной школы насчитывалось 333 юных футболиста. 6.10.2006г. – в рамках проекта «Подарим стадион детям» Фонда «Национальная академия футбола» состоялось торжественное открытие искусственного поля последнего поколения. 01.01.2008г. – переименована в МОУ ДОД «ДЮСШ «Металлург-Запсиб». 01.01.2010г. – переименована в МАОУ ДОД «ДЮСШ «Металлург - Запсиб». В штате 17 тренеров-преподавателей, 706 футболистов, в том числе одна группа девушек.
Начиная с 2002 года, воспитанники ДЮСШ постоянно становятся победителями Первенства Кузбасса, победителями и призёрами различных региональных турниров.
По итогам 2004 года команда «Металлург-Запсиб» 1991 г.р. – тренер Дурновцев А.Е. была признана лучшей спортивной командой. И в этом же году воспитанники нашей школы: Урывков Денис (1985 г.р.) – тренер Сахаров Ю.П., Ушнов А.Н.; Никонов Дмитрий (1983 г.р.), Карюкин Богдан (1985 г.р.), Соколов Максим (1985 г.р.) – тренер Ушнов А.Н.; Гаврилов Анатолий, Цайтлер Вадим (1987 г.р.) – тренер Дурновцев А.Е., попадают в состав команды «Металлург-Кузбасс», выступающей в I дивизионе Чемпионата России.
Гаврилов Анатолий в составе сборной региона МРО «Сибирь» занял I место в Первенстве России среди юношеских команд 1987 г.р. Барков Юрий, Селиванов Владимир, Горлов Александр в составе сборной команды региона 1989 г.р. заняли III место в Первенстве России в г. Тольятти.
В 2006 году воспитанники ДЮСШ: Русских Егор, Скоробогатов Роман (1992 г.р.) тренер Назаров М.Г. по проекту «Бразильский футбол в России» выезжали на учебно-тренировочные сборы в Бразилию в составе сборной команды России 1992 г.р.
В 2007 году воспитанницы: Малышева Виктория, Александрова Екатерина (1993 г.р.) тренер Шаламова С.И. в составе сборной команды «Кузбасс» стали обладательницами золотых медалей в Первенстве Сибири. А команда «Металлург-Запсиб» 1993 г.р. тренер Ушнов А. Н. по результатам сезона 2007 г.р. была признана «Лучшим спортивным коллективом».
В 2008 году состав команды мастеров ФК «Металлург-Кузбасс» пополнился воспитанниками нашей школы: Урывковым Денисом (1985 г.р., тренер Ушнов А.Н.), Прончиным Владимиром (1988 г.р., тренер Дурновцев А. Е.), Чередниченко Алексеем (1989 г.р. тренер Сахаров Ю.П.), Агеевым Станиславом, Чевелёвым Максимом (1990 г.р., тренер Горбунов С. В.). Воспитанники 1988-1991 г.р. играют в составе дубля команды «Металлург-Кузбасс», которой руководит М. Г. Назаров.
По результатам выступлений во Всероссийских Зональных соревнований по мини-футболу среди девушек общеобразовательных школ в г. Красноярске в состав сборной команды Сибирского Федерального округа вошла Коваленко Ксения (1995 г.р. тренер Шаламова С. И.). Подмосковный Александр, Андреев Егор, Кравченко Игорь, Потапов Вадим (1993 г.р., тренер Ушнов А.Н.) в этом году были приглашены в сборную юношей МОО СФФ «Сибирь». Воспитанники ДЮСШ: Коваленко Ксения, Кинтикова Полина (1995 г.р.) являются членами женской сборной команды «Кузбасс».
В 2009 году основная команда ФК «Металлург-Кузбасс» пополнилась ещё воспитанниками ДЮСШ: Владиславом Байтенгер (1987 г.р., тренер Дурновцев А. Е.), Юрием Барковым (1989 г.р., тренер Сахаров Ю.П.), Михаилом Острик, Денисом Петровским (1990 г.р., тренер Горбунов С.В.). Воспитанники ДЮСШ: Потапов Вадим по результатам выступлений стал стипендиатом в номинации «Лучший Спортсмен 2008 года». Коваленко Ксения приняла участие в учебно-тренировочных сборах в составе юниорской сборной России. Игроки 1996 г.р. Волков Илья и Лисовой Артур в составе сборной ДФЛ (Детская Футбольная Лига) приняли участие во Всероссийском турнире памяти К. И. Бескова, который проходил в мае месяце в г. Москве.
Сборная команда Кемеровской области составленная из игроков г. Кемерово и футболистов ДЮСШ: Юрганова Игоря, Потапова Вадима, Игель Эдуарда, Коршунова Максима, Подмосковного Александра, Зубанёва Дмитрия, Никонова Никиты, заняла VI место на IV летней Спартакиаде учащихся России в г. Пензе.
Воспитанники ДЮСШ 1992 г.р. с сентября 2008 года тренируются и выступают на соревнованиях в составе молодёжной команды «Металлург-Кузбасс»-2.
Воспитанник ДЮСШ Лунтовский Владислав (1996 г.р.) по результатам выступлений стал стипендиатом в номинации «Лучший Спортсмен 2009 года». По итогам всех выступлений в 2009 году команда «Металлург-Запсиб» 1996 г.р., тренеры команды Рылов С. В. и Горбунов С. В., была признана «Лучшим спортивным коллективом».
В 2010 году ещё два воспитанника спортшколы: Шутиков Михаил (1988 г.р., тренер Дурновцев А.Е.) и Скоробогатов Роман (1992 г.р., тренер Назаров М.Г.) были заявлены за команду мастеров ФК «Металлург-Кузбасс» для участия в Первенстве и Кубке России по футболу 2-го дивизиона.
По решению администрации ПФЛ России была предоставлена нам честь провести предварительный этап соревнований «Кубок ПФЛ» с 20-25 июня в г. Новокузнецке. Команда нашей спортшколы, выступающая как «Металлург-Кузбасс», заняла 2 место и вышла в полуфинальный этап «Кубка ПФЛ», который прошёл в г. Екатеринбурге с участием 8 команд, занявших 1-2 место в своих группах. За время существования ДЮСШ наша команда под руководством тренеров С. В. Рылова и С. В. Горбунова впервые вышла в полуфинальный этап «Кубка ПФЛ», где заняла 3 место.
Коваленко Ксения (1995 г.р.) в составе команды «Кузбасс» заняла VI место в Чемпионате России I лиги среди женских команд, а с мая 2010 г. является игроком юниорской сборной России. Лисовой Артур в январе 2010 г. был зачислен в школу подготовки резерва ФК «Рубин» г. Казань. Воспитанники ДЮСШ 1993 г.р. с мая 2010 года тренируются и выступают на соревнованиях в составе молодёжной команды «Металлург-Кузбасс»-3.
И вновь команда «Металлург-Запсиб» 1996 г.р. по результатам 2010 и 2011 годов была признана «Лучшим спортивным коллективом».
В 2011году команды 1996, 1998 г.р. стали победителями Первенства Кемеровской области, 1999, 2000 г.р. стали призёрами.
Команда 1996 г.р. стала бронзовым призером Финала Первенства России МОО СФФ «Сибирь».
Всего в течение 2011года было принято участие в 61 соревнованиях (турниры, Кубки, Первенства, фестивали) это на пятнадцать соревнований больше по сравнению с 2010 годом.
В 2012году команды 1996, 1997, 1998, 1999, 2000 годов рождения стали победителями, команда 2001 года рождения стала серебряным призером Первенства Кемеровской области.
Мы верим и надеемся, что лучшие воспитанники нашей спортшколы к 2018 году достигнут высоких результатов и попадут на Чемпионат мира по футболу. А пока длительная, кропотливая работа по воспитанию, обучению, социализации, самосовершенствованию и самореализации подростков.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики : монография / О. А. Козырева. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978-5-7148-0346-8.
  2. Козырева, О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА , 2010. – 217 с. [+прил. на CD]. – ISBN 978-5-85117-495-7.
  3. Козырева, О. А. Управление образовательными системами : учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. – 97 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–552–7.
  4. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося : монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. – 113 с. – ISBN 978-5-85117-675-3.

1

Основные термины (генерируются автоматически): Металлург-Кузбасс, воспитанник, команда, социальный опыт, тренер, Кемеровская область, Кузбасс, Лучший спортивный коллектив, сборная команда, Сибирь.

Похожие статьи

Разработка заочной математической викторины, посвященной дню...

«Мы живём в Кемеровской области, которую ещё называют Кузбасс, то есть Кузнецкий угольный бассейн.

Среди наших земляков много добрых, талантливых, трудолюбивых людей. И нужно учиться у них всему хорошему!

Проблемы и перспективы развития Кемеровской области

Химический комплекс области — крупнейший в стране и в Сибири.

На длительную перспективу основным источником роста в Кузбассе по-прежнему будут

Литература: 1. Мекуш Г. Е. Кемеровская область. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы [Текст].

Особенности и проблема социализации и самореализации...

III, тренер команды, спорт, социальный опыт, социальное пространство, социально-педагогическое взаимодействие, социальная среда, социализация, состав команд, соответствие, Сибирь, отношение...

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Перед тренером команды в подготовительном периоде стоит сложная задача; используя богатый опыт и обширные практические наработки спортивной психологии подготовить игроков к предстоящему сезону для выступления в

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Повышение конкурентоспособности регионов в современных...

Конкретную оценку факторов конкурентоспособности региона, применительно к российским условиям рассмотрим на примере Кемеровской области (Кузбасса).

Самореализация девушек-регбисток в контексте формирования их...

В 2002 году команда СДЮШОР «Буревестник» признана «Лучшей командой Кузбасса».

В мае 2005 года в г. Зеница (Босния) воспитанницы школы олимпийского резерва в составе сборной в группе стали чемпионками Европы.

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

На самом деле лучший тренер не тот, кто слепо копирует именитых наставников, а тот, кто работает творчески, учитывая особенности своих

Опытным тренерам, работающим со сборными, следует внимательнее относиться к мнению тренеров клубных команд.

Возможность и специфика самореализации...

Система подготовки спортивного резерва по сноуборду в Кузбассе позволяет на протяжении последних десяти лет удерживать лидирующие положение и позиции в сборных командах России по основным олимпийским дисциплинам, кроме того...

Роль тренера в формировании личности юных баскетболистов

Учащиеся должны научиться работать в команде. И баскетбольная команда– самое лучшее место для развития этих качеств [6]. Пример

спортивное соперничество должно быть взаимно дружеским [3]. Тренер — всегда пример для детей, и он никогда не должен об этом забывать.

Похожие статьи

Разработка заочной математической викторины, посвященной дню...

«Мы живём в Кемеровской области, которую ещё называют Кузбасс, то есть Кузнецкий угольный бассейн.

Среди наших земляков много добрых, талантливых, трудолюбивых людей. И нужно учиться у них всему хорошему!

Проблемы и перспективы развития Кемеровской области

Химический комплекс области — крупнейший в стране и в Сибири.

На длительную перспективу основным источником роста в Кузбассе по-прежнему будут

Литература: 1. Мекуш Г. Е. Кемеровская область. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы [Текст].

Особенности и проблема социализации и самореализации...

III, тренер команды, спорт, социальный опыт, социальное пространство, социально-педагогическое взаимодействие, социальная среда, социализация, состав команд, соответствие, Сибирь, отношение...

Роль тренера в обеспечении психической готовности игроков...

Перед тренером команды в подготовительном периоде стоит сложная задача; используя богатый опыт и обширные практические наработки спортивной психологии подготовить игроков к предстоящему сезону для выступления в

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Повышение конкурентоспособности регионов в современных...

Конкретную оценку факторов конкурентоспособности региона, применительно к российским условиям рассмотрим на примере Кемеровской области (Кузбасса).

Самореализация девушек-регбисток в контексте формирования их...

В 2002 году команда СДЮШОР «Буревестник» признана «Лучшей командой Кузбасса».

В мае 2005 года в г. Зеница (Босния) воспитанницы школы олимпийского резерва в составе сборной в группе стали чемпионками Европы.

Тренер как основное звено в деятельности спортивной школы

На самом деле лучший тренер не тот, кто слепо копирует именитых наставников, а тот, кто работает творчески, учитывая особенности своих

Опытным тренерам, работающим со сборными, следует внимательнее относиться к мнению тренеров клубных команд.

Возможность и специфика самореализации...

Система подготовки спортивного резерва по сноуборду в Кузбассе позволяет на протяжении последних десяти лет удерживать лидирующие положение и позиции в сборных командах России по основным олимпийским дисциплинам, кроме того...

Роль тренера в формировании личности юных баскетболистов

Учащиеся должны научиться работать в команде. И баскетбольная команда– самое лучшее место для развития этих качеств [6]. Пример

спортивное соперничество должно быть взаимно дружеским [3]. Тренер — всегда пример для детей, и он никогда не должен об этом забывать.