Библиографическое описание:

Ткаченко И. Г., Крамская Е. С. Проблема обучения немецкому деловому письму в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 100-102.

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. В связи с этим с каждым годом возрастает спрос на квалифицированных специалистов, в том числе владеющих иностранными языками, знание которых дает доступ к сокровищнице мировой культуры, достижениям в области науки и техники, открывает возможность деятельности практически в любой стране мира.

Одним из важных элементов успешного ведения бизнеса в мире выступает деловое письмо как «особая разновидность делового текста, которая характеризуется ярко выраженной прагматической направленностью к определенному адресату, наличием обратной связи, монотематичностью, особой композиционной и визуально-графической завершенностью, надтекстовой или дискурсивной связностью, временной и пространственной точностью и реальностью, документальностью и конкретностью, шаблонностью композиционно-тематического структурирования и визуально-графического оформления, использованием речевых стратегий, направленных на соблюдение принципов кооперативности и вежливости общения» [2, с. 78].

Общеизвестно, что без деловой переписки вести деловые отношения практически невозможно. В этой связи, как отмечает в своем исследовании В.В. Матюшенко, письменная деловая коммуникация приобретает все большее значение для обучения будущих специалистов, тем более что язык делового общения функционирует в качестве одного из компонентов стратегии бизнеса [3, с. 104].

Однако на сегодняшний день в педагогической науке проблема обучения учащихся письменной деловой коммуникации в рамках предмета «Иностранный язык» рассматривается недостаточно глубоко и масштабно. Так, в рамках программы средней школы по обучению иностранному языку прослеживается опережение устной основы обучения, недооценка и фрагментарность практического обучения письму, ограниченность речевых навыков и умений в области письменной речи, которыми учащиеся овладевают в процессе традиционного обучения иностранному языку, что в значительной степени не может быть расценено как полноценное владение письменной речью. Кроме того, в обучении иностранному языку в средней школе, как подчеркивают исследователи, сложилась традиция, в соответствии с которой деловая сфера общения не предусмотрена. Нет учебников делового немецкого языка для средних общеобразовательных школ, а образовательные потребности, как уже отмечалось, возрастают с каждым годом.

В ходе нашего исследования было установлено, что исследователи вопросов школьной методики в основном рассматривали письмо как средство обучения другим видам иноязычной речевой деятельности (Н.К. Федоренко, 1967; Т.И. Гущина, 1972; О.И. Печников, 1996 и др.). В свою очередь, методика обучения письменной деловой коммуникации на иностранном языке рассматривалась в работах Бедросовой Г.Г., Березиной Н.Е., Громовой Н.М., Долгиной O.A., Казанцевой A.A., Леонтьевой Т.И., Максютина К.Ю. и др. Однако, несмотря на широко представленный диапазон методических исследований, сказывается отсутствие детальной теоретико-практической разработки системы формирования коммуникативной компетенции учащихся в области письменной деловой коммуникации на уроках немецкого языка в средней школе.

Однако надо отметить, что в настоящее время, в связи с развитием международных деловых контактов, освоением новых технологий, созданием многочисленных международных программ, в обществе постоянно растет интерес к деловому общению, к «деловому языку». В соответствии с этим, вслед за В.В. Матюшенко, отметим важность и необходимость включения в содержание учебных программ, учебных пособий для школьников вопросов обучения письменной деловой коммуникации, усиления коммуникативной функции письменного делового общения, приведения в соответствие целей обучения письменной деловой коммуникации современным требованиям российских программ, создания условий для эффективной организации учебного процесса, что, в конечном итоге, будет способствовать успешной адаптации школьников к современному социокультурному и экономическому пространству [3, с. 54].

В рамках нашего исследования были изучены теоретические аспекты обоснования приоритетов обучения школьников деловому общению. В рамках этих исследований ученые выделяют ряд объективных и субъективных причин, который выдвигает задачу подготовки учащихся к деловому общению на иностранном языке в целом и в письменной форме, в частности, в число наиболее актуальных. В качестве основных причин, как отмечает в своем исследовании С.Н. Безус, выступают следующие:

  1. Школьники (преимущественно старших классов) готовятся к профессиональному самоопределению.

  2. В старшем школьном возрасте происходит активное социальное формирование личности, вступление молодых людей в мир взрослых отношений, столкновение с законами рынка.

  3. Учащиеся школ имеют меньше возможностей устного общения на иностранном языке, чем в письменном виде, например через систему Internet.

  4. Многие из школьников готовятся сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранному языку, задания которого предусматривает разностороннее владение иностранным языком, в том числе и умением делового письма.

  5. С учетом перехода школы на 12-летнее образование, предполагается введение профильно-ориентированного обучения иностранному языку, которое подразумевает подготовку к практическому владению языком в различных сферах деятельности, в т.ч. и в официально-деловой [1, с. 37-39].

В рамках данной статьи перечислим некоторые виды деловых писем, различаемые по тематическому признаку:

  1. Коммерческие – используются при подготовке к заключению коммерческой сделки, а также при выполнении условий договоров. К ним относятся следующие деловые письма:

    • оферта (письмо-предложение) – заявление лица о желании заключить сделку с указанием конкретных условий сделки;

    • письмо-запрос - обращение одной стороны к другой о желании заключить сделку, как правило, без указания условий сделки либо уточнить какой-то вопрос при осуществлении сделки;

    • рекламация (письмо-претензия) - претензии к стороне сделки, которая нарушила принятые на себя по договору обязательства, и требование возмещение убытков.

  1. Некоммерческие (собственно деловые письма) – используются при решении различных организационных, правовых вопросов, экономических взаимоотношений. К ним относятся:

    • благодарственное письмо – содержит выражение благодарности по какому-то поводу;

    • гарантийное письмо – содержит в себе подтверждение определенных обязательств;

    • информационное письмо (письмо-извещение, письмо-сообщение, письмо-уведомление) - предполагает информирование о каких-то событиях либо фактах, которые составляют интерес либо могут заинтересовать адресата;

    • письмо-напоминание - содержит напоминание о выполнении договоренностей, обязательств и меры, которые будут приняты в случае их невыполнения;

    • письмо-подтверждение – содержит подтверждение получения какого-товара, согласия с чем-либо, какого-то факта и т.п.;

    • письмо-поздравление – содержит поздравление по какому-то поводу;

    • письмо-приглашение – содержит приглашение на какое-то мероприятие;

    • письмо-просьба – содержит просьбу совершить либо прекратить какое-то действие, побудить к действию и т.п.;

    • письмо-соболезнование – содержит сочувствие по какому-то поводу;

    • сопроводительное письмо – составляется для сообщения адресату о направлении каких-то сопроводительных документов, материальных ценностей и т.п.

Несмотря на всю неоднородность текстов деловой письменной речи, как было представлено выше, в научной лингвистической литературе выделяются некоторые черты общие для всех видов деловых текстов. По мнению большинства исследователей (И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, Е.М. Иссерлин, В.В. Калюжная, М.Н. Кожина, Г.Я. Солганик и др.) к жанровым признакам делового письма относятся: официальность, точность, лаконичность, стереотипность/стандартизированность.

В свете сказанного отметим, что включение вопросов обучения школьников немецкому деловому письму в программу обучения иностранному языку в целом и организация практического усвоения обучающимися норм и правил составления деловых писем в частности будет способствовать формированию умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется; умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа; умения составлять документы самостоятельно; развитию устной и письменной речи обучающихся; развитию внимания, самоконтроля, воспитания добросовестного отношения к работе; развитию эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.


Литература:

  1. Безус С. Н. Обучение элементам делового письма учащихся старших классов средней школы (на материале английского языка): Дис. ... канд. пед. наук: Пятигорск, 2004. – 239 c.
  2. Казарина М.А. Грамматические типы текстов деловой письменной речи (на материале английского, немецкого и русского языков): Автореферат Дис. ... канд. филол. наук: Москва, 2011. – 25 с.
  3. Матюшенко В.В. Обучение письменной деловой коммуникации на занятиях по немецкому языку в неязыковых вузах: экономический профиль: диссертация ... кандидата педагогических наук: Москва, 2007. – 234 c.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle