Библиографическое описание:

Ткаченко И. Г., Крамская Е. С. Проблема обучения немецкому деловому письму в средней школе [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 100-102.

Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. В связи с этим с каждым годом возрастает спрос на квалифицированных специалистов, в том числе владеющих иностранными языками, знание которых дает доступ к сокровищнице мировой культуры, достижениям в области науки и техники, открывает возможность деятельности практически в любой стране мира.

Одним из важных элементов успешного ведения бизнеса в мире выступает деловое письмо как «особая разновидность делового текста, которая характеризуется ярко выраженной прагматической направленностью к определенному адресату, наличием обратной связи, монотематичностью, особой композиционной и визуально-графической завершенностью, надтекстовой или дискурсивной связностью, временной и пространственной точностью и реальностью, документальностью и конкретностью, шаблонностью композиционно-тематического структурирования и визуально-графического оформления, использованием речевых стратегий, направленных на соблюдение принципов кооперативности и вежливости общения» [2, с. 78].

Общеизвестно, что без деловой переписки вести деловые отношения практически невозможно. В этой связи, как отмечает в своем исследовании В.В. Матюшенко, письменная деловая коммуникация приобретает все большее значение для обучения будущих специалистов, тем более что язык делового общения функционирует в качестве одного из компонентов стратегии бизнеса [3, с. 104].

Однако на сегодняшний день в педагогической науке проблема обучения учащихся письменной деловой коммуникации в рамках предмета «Иностранный язык» рассматривается недостаточно глубоко и масштабно. Так, в рамках программы средней школы по обучению иностранному языку прослеживается опережение устной основы обучения, недооценка и фрагментарность практического обучения письму, ограниченность речевых навыков и умений в области письменной речи, которыми учащиеся овладевают в процессе традиционного обучения иностранному языку, что в значительной степени не может быть расценено как полноценное владение письменной речью. Кроме того, в обучении иностранному языку в средней школе, как подчеркивают исследователи, сложилась традиция, в соответствии с которой деловая сфера общения не предусмотрена. Нет учебников делового немецкого языка для средних общеобразовательных школ, а образовательные потребности, как уже отмечалось, возрастают с каждым годом.

В ходе нашего исследования было установлено, что исследователи вопросов школьной методики в основном рассматривали письмо как средство обучения другим видам иноязычной речевой деятельности (Н.К. Федоренко, 1967; Т.И. Гущина, 1972; О.И. Печников, 1996 и др.). В свою очередь, методика обучения письменной деловой коммуникации на иностранном языке рассматривалась в работах Бедросовой Г.Г., Березиной Н.Е., Громовой Н.М., Долгиной O.A., Казанцевой A.A., Леонтьевой Т.И., Максютина К.Ю. и др. Однако, несмотря на широко представленный диапазон методических исследований, сказывается отсутствие детальной теоретико-практической разработки системы формирования коммуникативной компетенции учащихся в области письменной деловой коммуникации на уроках немецкого языка в средней школе.

Однако надо отметить, что в настоящее время, в связи с развитием международных деловых контактов, освоением новых технологий, созданием многочисленных международных программ, в обществе постоянно растет интерес к деловому общению, к «деловому языку». В соответствии с этим, вслед за В.В. Матюшенко, отметим важность и необходимость включения в содержание учебных программ, учебных пособий для школьников вопросов обучения письменной деловой коммуникации, усиления коммуникативной функции письменного делового общения, приведения в соответствие целей обучения письменной деловой коммуникации современным требованиям российских программ, создания условий для эффективной организации учебного процесса, что, в конечном итоге, будет способствовать успешной адаптации школьников к современному социокультурному и экономическому пространству [3, с. 54].

В рамках нашего исследования были изучены теоретические аспекты обоснования приоритетов обучения школьников деловому общению. В рамках этих исследований ученые выделяют ряд объективных и субъективных причин, который выдвигает задачу подготовки учащихся к деловому общению на иностранном языке в целом и в письменной форме, в частности, в число наиболее актуальных. В качестве основных причин, как отмечает в своем исследовании С.Н. Безус, выступают следующие:

  1. Школьники (преимущественно старших классов) готовятся к профессиональному самоопределению.

  2. В старшем школьном возрасте происходит активное социальное формирование личности, вступление молодых людей в мир взрослых отношений, столкновение с законами рынка.

  3. Учащиеся школ имеют меньше возможностей устного общения на иностранном языке, чем в письменном виде, например через систему Internet.

  4. Многие из школьников готовятся сдавать единый государственный экзамен (ЕГЭ) по иностранному языку, задания которого предусматривает разностороннее владение иностранным языком, в том числе и умением делового письма.

  5. С учетом перехода школы на 12-летнее образование, предполагается введение профильно-ориентированного обучения иностранному языку, которое подразумевает подготовку к практическому владению языком в различных сферах деятельности, в т.ч. и в официально-деловой [1, с. 37-39].

В рамках данной статьи перечислим некоторые виды деловых писем, различаемые по тематическому признаку:

  1. Коммерческие – используются при подготовке к заключению коммерческой сделки, а также при выполнении условий договоров. К ним относятся следующие деловые письма:

    • оферта (письмо-предложение) – заявление лица о желании заключить сделку с указанием конкретных условий сделки;

    • письмо-запрос - обращение одной стороны к другой о желании заключить сделку, как правило, без указания условий сделки либо уточнить какой-то вопрос при осуществлении сделки;

    • рекламация (письмо-претензия) - претензии к стороне сделки, которая нарушила принятые на себя по договору обязательства, и требование возмещение убытков.

  1. Некоммерческие (собственно деловые письма) – используются при решении различных организационных, правовых вопросов, экономических взаимоотношений. К ним относятся:

    • благодарственное письмо – содержит выражение благодарности по какому-то поводу;

    • гарантийное письмо – содержит в себе подтверждение определенных обязательств;

    • информационное письмо (письмо-извещение, письмо-сообщение, письмо-уведомление) - предполагает информирование о каких-то событиях либо фактах, которые составляют интерес либо могут заинтересовать адресата;

    • письмо-напоминание - содержит напоминание о выполнении договоренностей, обязательств и меры, которые будут приняты в случае их невыполнения;

    • письмо-подтверждение – содержит подтверждение получения какого-товара, согласия с чем-либо, какого-то факта и т.п.;

    • письмо-поздравление – содержит поздравление по какому-то поводу;

    • письмо-приглашение – содержит приглашение на какое-то мероприятие;

    • письмо-просьба – содержит просьбу совершить либо прекратить какое-то действие, побудить к действию и т.п.;

    • письмо-соболезнование – содержит сочувствие по какому-то поводу;

    • сопроводительное письмо – составляется для сообщения адресату о направлении каких-то сопроводительных документов, материальных ценностей и т.п.

Несмотря на всю неоднородность текстов деловой письменной речи, как было представлено выше, в научной лингвистической литературе выделяются некоторые черты общие для всех видов деловых текстов. По мнению большинства исследователей (И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, Е.М. Иссерлин, В.В. Калюжная, М.Н. Кожина, Г.Я. Солганик и др.) к жанровым признакам делового письма относятся: официальность, точность, лаконичность, стереотипность/стандартизированность.

В свете сказанного отметим, что включение вопросов обучения школьников немецкому деловому письму в программу обучения иностранному языку в целом и организация практического усвоения обучающимися норм и правил составления деловых писем в частности будет способствовать формированию умения выяснять, в каких случаях данная деловая бумага применяется; умения выявления обязательных элементов, специфичных только для данного документа; умения составлять документы самостоятельно; развитию устной и письменной речи обучающихся; развитию внимания, самоконтроля, воспитания добросовестного отношения к работе; развитию эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.


Литература:

  1. Безус С. Н. Обучение элементам делового письма учащихся старших классов средней школы (на материале английского языка): Дис. ... канд. пед. наук: Пятигорск, 2004. – 239 c.
  2. Казарина М.А. Грамматические типы текстов деловой письменной речи (на материале английского, немецкого и русского языков): Автореферат Дис. ... канд. филол. наук: Москва, 2011. – 25 с.
  3. Матюшенко В.В. Обучение письменной деловой коммуникации на занятиях по немецкому языку в неязыковых вузах: экономический профиль: диссертация ... кандидата педагогических наук: Москва, 2007. – 234 c.


Основные термины: письменной деловой коммуникации, иностранному языку, средней школе, обучения иностранному языку, обучения письменной деловой, письменной речи, немецкому языку, Обучение немецкому языку, немецкому деловому письму, деловой письменной речи, текстов деловой письменной, делового общения, деловому общению, иностранном языке, обучения письму, обучения школьников, обучения немецкому деловому, обучению иностранному языку, обучении иностранному языку, вопросов обучения письменной

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle