Библиографическое описание:

Игнатова М. А. Ансамбль свирелей в детской музыкальной школе: к вопросу выбора концертного репертуара [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 113-120.

Выступления ансамблей старинных народных музыкальных инструментов всегда были и остаются изюминкой и украшением самых разнообразных концертных программ, фестивалей и конкурсов. Магия звучания редких для сегодняшнего времени тембров свирели, рожка, жалейки, гуслей и многих других инструментов очаровывает и привлекает к себе как самих исполнителей, так и слушателей. Голоса этих музыкальных инструментов трогают наши сердца природной чистотой своего звучания и трепетным ощущением сопричастности к истокам мировой народной музыкальной культуры.

Два года назад в детской музыкальной школе г. Тынды Амурской области был создан ансамбль свирелей “Творческая мастерская Лель”. Коллектив был задуман с целью возрождения и популяризации игры на народных духовых инструментах, а также для стимулирования детского коллективного концертного исполнительства с помощью внедрения необычных и интересных форм работы.

Одним из ключевых моментов успешной концертной деятельности любого творческого коллектива, как известно, является выбор репертуара. В этом плане два года назад мы наметили работу двум традиционным направлениям.

Основным направлением нашей работы над формированием репертуара стало создание переложений и обработок народных мелодий. В результате в исполнении ансамбля зазвучало много яркой и разнообразной в стилевом отношении музыки: певучая “Словацкая народная песня”, задорная “Калинка”, зажигательное “Яблочко”, колоритные “Мелодии народов мира”, экзотические “Мелодии индусов Эквадора”, завораживающая “Японская мелодия для тростниковой флейты”.

Создавая переложения из музыки классического наследия, мы заметили, что некоторые мелодии Вечной классики необычайно легко “ложились” на свирель, несмотря на ограниченный звуковой диапазон и звуковой состав инструмента. Ансамблем свирелей “Творческая мастерская Лель” были исполнены “Хорал” Р. Шумана из “Альбома для юношества”, “Болезнь куклы” П. Чайковского из “Детского альбома”, хор невольниц из оперы А. Бородина “Князь Игорь” и некоторые другие произведения.

В процессе работы над переложениями из Вечной классики, настоящим открытием для нас стала музыка великого Моцарта. Музыкальные темы “Маленькой ночной серенады”, к примеру, были словно созданы специально для свирели. В данном случае нам не пришлось менять даже тональность – она была характерной “свирельной” – соль мажор. Таковы и некоторые музыкальные номера оперы “Волшебная флейта”: хор с колокольчиками “ Как чудно…” и, особенно, ария Папагено “Я самый ловкий птицелов”1. Ария Папагено2, несмотря на свою сложность, виртуозность и наполненность разными пассажами нота в ноту может быть исполнена на свирели!

Тем не менее, создавая переложения для репертуара нашего ансамбля, мы выявили и некоторые проблемные зоны этой работы, а именно:

- возможности свирели могут быть очень ограничены в плане выбора тональности;

- возможности свирели часто бывают ограничены и на уровне звукового диапазона;

- на свирели не всегда и не во всех конкретных случаях технически удобно извлекать звуки хроматического звукоряда;

- на свирели не всегда технически удобно играть модуляции и отклонения;

Стало ясным также и то, что в репертуаре нашего коллектива, несмотря на большую проделанную в этом направлении работу, не хватает собственно детской музыки – яркой по образному содержанию и, главное – понятной по музыкальному языку. Так появилась идея создания авторского альбома для детского ансамбля свирелей, который состоял бы из разных по содержанию и характеру пьес, соответствующих техническим возможностям нашего инструмента. Эти пьесы, согласно нашей задумке, должны были нравиться детям так, чтобы они очень хотели их сыграть.

В созданный нами3 авторский альбом первоначально вошли следующие миниатюры: “Индийские лотосы”, “Японская мелодия Сакура”, “Играем джаз”, “Норвегия – страна фьордов”, “Кукушкин джаз”, “Маленькое концертино”. Позже были написаны пьесы “Розовый сад”, “Китайские иероглифы”, “Славянская легенда”, “Ласточкино гнездо”, “The piper of Hamelin”, “Ромашковое поле”, “Рондо-коллапс”, “Русский хоровод Березка”, “Страна восходящего солнца” и другие.

Так как одного фортепиано в качестве аккомпанемента на этом этапе нашей работы стало явно не хватать, а возможностей использовать живой оркестровый звук не было, мы стали применять современные музыкальные технологии – компьютерную аранжировку. Для записи фонограмм аккомпанемента к каждой из этих пьес нами очень тщательно подбирались выразительные детали. Так, в “Ласточкином гнезде” использовали имитацию пения птиц, а в “Норвегии” – шума моря. В “Японскую” ввели звучание характерных национальных ударных инструментов, а в “Розовый сад” – имитацию шума дождя. В фонограмме “Кукушкиного джаза” можно услышать разнообразные звуки леса, а в “Славянской легенде” – звучание старинных гуслей. Миниатюра “Индийские лотосы” звучит на фоне вибрафона, имитирующего прозрачный плеск воды.

Каждая из миниатюр имеет в основе своей яркий образ – поднимающиеся из воды прекрасные цветы (“Индийские лотосы”), обеспокоенная присутствием кошки недалеко от своего гнезда порхающая ласточка (“Ласточкино гнездо”), смешная сцена спора любителей веселого джаза и сторонника меланхоличного блюза (“Играем джаз”). Иногда наши композиции превращаются и в небольшую театральную сценку. Такова композиция “The piper of Hamelin”, исполнители которой делятся на героев известной старинной немецкой легенды. Таков и веселый “Кукушкин джаз”, в котором кукушка созывает своих подружек для исполнения джазовой мелодии и дирижирует ими.

Создание авторских композиций как одно из направлений в формировании концертного репертуара нашего ансамбля постепенно стало доминировать над двумя другими в силу некоторых объективных причин. Во-первых, авторские композиции всегда пишутся с учетом звуковых, диапазонных и технических возможностей инструмента, благодаря чему, как правило, удобны для исполнения. Этот фактор очень важен для работы с детьми. Во-вторых, в этом случае у нас появилась возможность выбирать содержательный и образный формат наших композиций. Применение современных компьютерных технологий позволило нам создавать прекрасные по средствам музыкальной выразительности фонограммы, а сам поиск средств музыкального воплощения наших идей превратился в интересную творческую работу-сотрудничество всех участников нашего коллектива. В качестве более детальной иллюстрации к вышесказанному расскажем об одной из совсем недавно созданных нами композиций.

Миниатюра “Страна восходящего солнца” была создана в августе 2012 года. Эта небольшая пьеса посвящена Японии. В ней мы стремились передать свое восхищение живописной красотой этой страны: бескрайним бирюзовым морем, строгими очертаниями гор, теплыми лучами восходящего на Востоке солнца. Музыка этой пьесы наполнена теплом, светом, любованием. В основе миниатюры только одна певучая музыкальная тема, но она подана (как пейзаж) каждый раз с разного ракурса – то в партии солирующих свирелей, то в партии аккомпанемента, то в окружении гибких выразительных свирельных подголосков.

Яркий национальный колорит музыки предопределен, прежде всего, особенностями ее ладовой организации: пьеса написана на основе мажорной пентатоники. Певучие и широкие мелодические линии музыкальной темы композиции представляют собой сцепление нескольких коротких пентатонных попевок, а ее ритмика совсем непроста и своей графикой напоминает сложный узорчатый восточный орнамент.

В динамическом плане пьеса выстроена по принципу постепенного нарастания звучности, что связано с ее содержанием – воплощением картины восхода солнца. В момент кульминации музыкальная тема пьесы ярко звучит в сопровождении (такты 10-20). Ее звучание сопровождается мелодичными певучими пентатонными подголосками в партии свирелей.

Для создания аккомпанемента к этой музыкальной композиции нашим аранжировщиком Татьяной Шевелёвой была проведена огромная работа по поиску характерных национальных звучностей – тембров специфических струнных инструментов, в особенности, щипковых (лютневых) – японской цитры, сямисэна (японской трехструнной лютни).

Сегодня у ансамбля свирелей “Творческая мастерская Лель” МОБУ ДОД детской музыкальной школы г. Тынды Амурской области много новых творческих планов и идей, которые, как мы надеемся, в скором времени будут способствовать пополнению нашего концертного репертуара.









Литература

  1. Андреев В.В. Великорусский оркестр и его значение для народа. – Музыкальная жизнь, 1960. – № 23.

  2. Евтух Е. В. Игра на свирели как форма активизации музыкальной деятельности учащихся. – СПб., 2002.

  3. Завьялов В. Р. , Кузнецов А. Н. Народные инструменты в музыкальных учебных заведениях Воронежа // Народно-инструментальное искусство Воронежа: Сб. статей. – Вып. 1. – Воронеж, ГИК, 1993.

  4. Играем на свирели / Сост. Е. В. Евтух. – СПб., 1999.

  5. Играем на концерте / Сост. Е. В. Евтух. – СПб., 1999.

  6. Имханицкий М. И. Современная музыка для русского народного оркестра и задачи воспитания исполнителей: Труды ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1976. – Вып. 24.

  7. Моцарт В. А. Волшебная флейта / Клавир. – Ред. В. Суслин. – М.: Музыка, 1971. – С. 32 – 35.

  8. Моцарт В. А. Волшебная флейта / Клавир. – Ред. В. Суслин. – М.: Музыка, 1971. – С. 97 – 98.

  9. Смелова Э. Я. Свирель поет мелодии детства (переложения популярных песен). – Торонто, Онтарио. – 2008.

  10. Смелова Э. Я. Свирель поет. – АПН, Москва, 1991.

  11. Смелова Э. Я. Свирель поет. – АПН, Москва, 1992.

  12. Smelova E. Reed sings. – Toronto, Canada, 1999, 2008.

  13. Факультет народных инструментов Российской Академии Музыки им. Гнесиных / Сб. статей и материалов. – Сост. Ред. Б. М. Егоров. – Москва, 2000. – С. 284-330.

1 Убедиться в этом можно, посмотрев клавир оперы “Волшебная флейта” [7, с. 32-35], [8, c. 97-98].

2 В опере “Волшебная флейта” Папагено завлекает птиц в свои клетки виртуозной игрой на свирели.

3 Творческий коллектив ансамбля включает в себя: автора композиций – М. А. Игнатову, аранжировщика – Т. В. Шевелёву, а также маленьких исполнителей – Аделину Логунову, Кристину Князеву, Женю Резник, Олесю Бойко, Настю Алексеенко, Алису Свиридову, Катю Радаеву, Никиту Тихонова, Алину Снегиреву, Дарину Балан и Валерию Прокопенко.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle