Библиографическое описание:

Смородинова М. В. Технология формирования предметной компетенции учащихся основного звена общеобразовательной школы [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 93-94.

В статье рассматривается технология формирования предметной компетенции учащихся. Данная технология направлена на развитие и формирование личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые являются основой в системе школьного образования. В учебном процессе технология формирования предметной компетенции предполагает совместную деятельность учителя и учащегося по достижению определенных воспитательных и образовательных целей.

Ключевые слова: технология, предметная компетенция, учащиеся, учитель.

В настоящее время существуют различные точки зрения на понятие «технология». В педагогическом словаре мы находим следующее определение «технологии» – это «направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов» [5, с.149].

Симонов В.П. описывает технологию как «введение новых операций в трудовой процесс» [7, с. 24], т.е. внедрение идеи или изобретения.

По мнению Беспалько В.П. любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке [3, c. 137].

Авторы Альберт М., Мельсон М., Хедоури Ф. под технологией понимают «любое средство преобразования исходных материалов - будь то люди, информация или физические материалы для получения желаемой продукции или услуг» [1, с. 697].

Итак, мы можем сделать следующий вывод: технология формирования предметной компетенции учащихся – это процесс целенаправленного, закономерного развития навыков и умений целеполагания.

В педагогической литературе понятие компетенции широкое распространение получило относительно недавно, с середины 60-х гг. XX века. Неоднозначно само толкование понятия компетенции в образовании, оно либо слишком расширенное или, напротив, очень зауженное, что приводит к не устоявшейся семантике слова компетенция в отечественной педагогике.

О.М. Бобиенко понимает под компетенцией – «общую способность и готовность личности к деятельности, основанную на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [4].

А.В. Хуторской утверждает, что компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности, таких как: знания, умения, навыки и способы деятельности, задаваемые по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимые для качественной и продуктивной деятельности по отношению к ним [8]. Рассмотренные выше определения компетенции указывают на знания и опыт, приобретенный личностью в процессе обучения.

Среди огромного количества существующих определений понятия «компетенция» мы можем выделить такие важные элементы, как например:

• совокупность конкретных функциональных характеристик;

• комплекс знаний, навыков, умений, приобретенных человеком;

• способность человека к выполнению какой-либо деятельности;

• круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен и обладает определенными познаниями и опытом;

• системное образование в личности, которое является компонентом его качества.

Таким образом, наиболее общим для всех представленных точек зрения на понимание термина «компетенция» представляется нам определение ее как способности индивида справляться с самыми различными задачами, как совокупность знаний, умений навыков, которые необходимы для реализации конкретной деятельности.

Следовательно, мы можем говорить о том, что компетенция – не бесспорное и очевидное явление в образовательной культуре. Компетенция – это не просто набор знаний и умений, а целая система, связывающая их воедино.

В этом же контексте функционирует и понятие предметной компетенции, понимаемой как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика» [2, с.62] по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления продуктивной деятельности.

По мнению А.В. Хуторского формирование компетенций происходит средствами содержания образования, в результате чего у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных» [8]. Подобной точки зрения придерживается и академик РАО В.В. Краевский. Он констатирует, что введение понятия «предметная компетенция» в нормативную и практическую составляющую образования позволяет «… решать типичную для российской школы проблему, заключающуюся в том, что ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций» [6, с.133].

В.В.Краевский и А.В.Хуторской сходятся во мнении, что предметная компетенция предполагает не просто усвоение учеником не связанных между собой знаний и умений, а овладение ими в едином комплексе. Предметная компетенция определена личностно-деятельностным подходом в образовании, ведь она соотносится с учеником, а также проявляется и контролируется только в процессе выполнения им определенного набора действий.

Следовательно, предметная компетенция предполагает не просто усвоение учеником не связанных между собой знаний и умений, а овладение ими в едином комплексе.

Таким образом, под предметной компетенцией мы будем понимать способность реализации учащимися различных знаний, умений и навыков в области предмета и применение этих знаний на практике и в дальнейшем образовании.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что для успешного формирования предметной компетенции в области литературы необходимы следующие знания: литературные знания, знания о тексте, знания о чтении, знания о себе как читателе.

Чтобы сформировать компетентностого ученика, только сложением суммы знаний и умений не обойтись. Стать компетентным в данной предметной области ученик может как с помощью учителя на уроках литературы, так и самостоятельно. Выбрав в итоге то, что ему будет близко и понятно, как с эстетической точки зрения, так и с нравственной.


Литература:
  1. Альберт М., Мельсон М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебное пособие. ­– М: «Вильямс», 1997. ­– 701 с.

  2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Новостной сайт «Эйдос», версия для КПК. [М., 2002]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm

  3. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988. – 160 с.

  4. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // Новостной сайт ТИСБИ, версия для КПК. URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.html

  5. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2003. – 176 с.

  6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и Методика/В.В.Краевский, А.В.Хуторской.–М.:Академия,2007.–347 с.

  7. Симонов В.П. Моделирование и оценка качества научно-исследовательской работы в образовательных системах. Учебно-метод. пособие для системы высшего и среднего профессионального образования. ­– М.: УЦ «Перспектива», 2010. – 92 с.

  8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. // Новостной сайт «Эйдос», версия для КПК. [М., 2002]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle